Уже в конце лета должен заработать Реестр ущерба, нанесенного агрессией Российской Федерации против Украины. О его создании объявили 17 мая на саммите глав государств и правительств Совета Европы. Соответствующий договор подписали более 40 государств — членов ЕС, а также США, Япония и Канада.
Реестр ввели, чтобы фиксировать доказательства и информацию о претензиях физических и юридических лиц, а также государства Украина относительно ущерба, потерь или повреждений, которые Россия нанесла войной.
Фактически он должен стать первым этапом комплексного международного механизма обеспечения компенсаций пострадавшим от российской агрессии. Разбираемся, как будет работать реестр и почему это важный шаг на пути к тому, чтобы Россия начала платить за свои военные преступления.
Что это за реестр?
С начала полномасштабного вторжения РФ в Украину на международном уровне обсуждали вопрос о создании специального механизма возмещения ущерба, нанесенного противоправными действиями государства-агрессора. Такой механизм уже применяли, например, после Иракско-Кувейтского конфликта в 1990 году и войны между Эфиопией и Эритреей 1998–2000 годов. Однако понадобилось больше года, чтобы утвердить решение и санкционировать собственно создание реестра.
Реестр ущерба — это не только набор данных и документов, подтверждающих вред от противоправных действий РФ. В первую очередь это международная организация, платформа для межправительственного сотрудничества, действующая в институционных рамках Совета Европы.
На сегодняшний день уже 44 государства поддержали договор о Реестре ущерба или пообещали поддержку после завершения внутренних процедур. Другие желающие смогут сделать это в будущем.
Договор предусматривает, что реестр создан на три года с возможностью в дальнейшем продлить его функционирование.
Он будет иметь статус юридического лица, физически будет расположен в Гааге в Нидерландах. Чтобы упростить подачу заявлений пострадавшими лицами, он также будет иметь представительство в Украине.
Реестром будут управлять:
- исполнительный директор и секретариат, которые будут обеспечивать его ведение и функционирование;
- правление, которое будет верифицировать собранные доказательства и включать заявления в реестр;
- конференция представителей стран-участников, которая будет назначать исполнительного директора и утверждать процедурные документы о работе реестра.
Важно, что Украина будет играть ключевую роль в формировании органов управления реестром. Ведь исключительно она будет предлагать кандидатуру исполнительного директора, а также одного из кандидатов в члены правления (вообще их изберут семь).
Что будет делать реестр убытков?
Непосредственными функциями реестра будет:
- прием и обработка информации из заявлений о возмещении и приобщенных доказательств;
- классификация и систематизация поданных заявлений;
- оценка соответствия их требованиям о включении в реестр;
- регистрация заявлений для дальнейшего рассмотрения и принятия решений.
Важно, что реестр непосредственно не будет рассматривать заявления о возмещении ущерба и, в частности, не будет решать вопросы о распределении любых выплат или компенсаций. За это будет отвечать специальная комиссия, которую создадут позже.
В реестр можно будет подать заявление о возмещении ущерба или вреда, нанесенных:
- 24 февраля 2022 года или позднее;
- на территории Украины в ее международно признанных границах;
- международно-противоправными действиями Российской Федерации в Украине или против нее.
Такое заявление и доказательства к нему смогут подать пострадавшие юридические лица и граждане, а также государство Украина в лице ее государственных или местных органов власти и субъектов хозяйствования, которые находятся в их управлении.
Как, когда и в какой форме можно будет подать заявление, пока не решено. Этот порядок должны утвердить органы управления реестром после их формирования. В Министерстве юстиции отметили, что приоритетным будет использование цифровой платформы для подачи заявлений и доказательств, их обработки и оценивания.
Кроме того, можно ожидать, что международный реестр ущерба будет включать не только информацию о разрушенном или поврежденном имуществе, но и доказательства о других видах нанесенного ущерба, подлежащего компенсации. Это, в частности, вред физическим лицам, связанный с телесными или психическими травмами, смертью близкого члена семьи, вынужденным переселением, потерей доходов, а также другие категории убытков.
Реестр создали. Что дальше?
Первоочередное задание сейчас — сформировать органы управления реестром. Ведь только они уполномочены разрабатывать и утверждать правила и процедуру подачи заявлений и работы самого реестра. Для этого следует созвать конференцию представителей стран-участников, которая назначит исполнительного директора и членов правления.
Параллельно с этим нужно готовиться к фактическому запуску. По словам заместителя министра юстиции Украины Ирины Мудрой, уже сейчас набирают работников и разрабатывают ІТ-решение для запуска цифровой платформы реестра, а также его систем безопасности и защиты. В правительстве ожидают, что реестр заработает уже в августе этого года.
Запуск реестра, включая его цифровую платформу со всеми данными о заявлениях и доказательствах, зафиксированных в нем, должен стать первой составляющей будущего международного механизма компенсации. Это закреплено в уставе реестра. Так что можно ожидать, что следующим этапом будет заключение международного договора о создании специальной комиссии, уполномоченной рассматривать заявления, внесенные в реестр, и определять размеры компенсаций.
Что значит создание реестра для пострадавших украинцев?
В краткосрочной перспективе он вряд ли серьезно повлияет на украинцев и бизнес, пострадавших от полномасштабного российского вторжения. Уже упомянутый компенсационный механизм сейчас является предметом политических и юридических дискуссий. Даже после его создания процесс рассмотрения заявлений и выплаты компенсаций может затянуться на годы, так что рассчитывать на быстрое получение возмещения не стоит.
Но запуск такого реестра в который раз подчеркивает важность должной фиксации нанесенного ущерба и сбора доказательств в их подтверждение. Потому что потенциальная возможность получить компенсацию будет зависеть и от самих заявителей.
С конца августа прошлого года в Украине работает Реестр поврежденного и уничтоженного имущества, куда подано уже более 340 тысяч информационных сообщений о поврежденном имуществе. Очевидно, что эти сведения должны стать основой для формирования Реестра ущерба.
Поэтому сейчас пострадавшим важно должным образом фиксировать свои убытки, собирать доказательства в их подтверждение и вносить сообщение в Реестр поврежденного и уничтоженного имущества. Сделать это можно через «Дію».
Какие именно доказательства будут требовать для подтверждения убытков, станет понятно после запуска реестра. Поэтому сейчас следует собирать все возможное: фото- и видеофиксацию, расчетные документы (например, чеки за строительные товары, акты выполненных ремонтных работ), отчеты об оценивании имущества, выводы экспертов, акты комиссионного обследования, акты ГСЧС, судебные решения и т.п.
Отдельный вопрос — как возмещение ущерба агрессором через международный механизм будет согласовываться с имеющимися механизмами компенсации со стороны государства.
Не стоит волноваться тем, кто примет участие в программе «єВідновлення». Такая выплата не является возмещением убытков в понимании гражданского законодательства и не помешает получить компенсацию от агрессора в будущем.
Противоположной является ситуация для граждан, которые захотят получить компенсацию за уничтоженное жилье вследствие военной агрессии. Согласно требованиям Закона № 2923-IX, одновременно с предоставлением денежной компенсации получатель будет обязан заключить договор об уступке государству права требовать от Российской Федерации возмещения ущерба за уничтоженный объект недвижимого имущества в объеме полученной компенсации. Таким образом, согласившись на выплату от государства, не стоит рассчитывать на полное возмещение убытков от агрессора.
Впереди еще много работы
Заключение договора о создании Реестра ущерба, нанесенного агрессией РФ против Украины, бесспорно, знаковый и принципиальный шаг в процессе привлечения агрессора к ответственности и выплате им репараций. Ведь по результатам работы Минюста политические и дипломатические договоренности удалось воплотить в реальный международный договор, который возлагает обязательство на стран-участниц способствовать фиксации ущерба, нанесенного РФ, и, что важнее, разработать в сотрудничестве с Украиной международный компенсационный механизм.
Вместе с тем основные вызовы по внедрению такого механизма еще впереди.
В резолюции Комитета министров Совета Европы речь идет лишь о возможности создания отдельных инструментов реализации компенсационного механизма (Комиссии по рассмотрению заявлений или Компенсационного фонда). Это подтверждает, что на сегодняшний день нет единого согласованного подхода к модели такого механизма и нужно продолжить переговоры между Украиной и ее партнерами для достижения компромисса в этом вопросе.
Прежде всего это касается источников наполнения компенсационного фонда. В подвешенном состоянии и дальше остаются арестованные и замороженные союзниками Украины еще с прошлого года резервы центрального банка РФ на сумму более 300 млрд долл. США, а также частные активы российских олигархов, которые оценивают в 97 млрд дол. И сейчас особых сдвигов в процедуре конфискации российских средств и активов в пользу Украины нет, и на это есть немало причин. Однако присоединение значительного количества европейских государств и всех государств — членов G7 к договору о создании Реестра ущерба может свидетельствовать об убедительной и четкой позиции мирового сообщества по изъятию российских активов. И может стать толчком к решению и этих сложных вопросов.
Эта публикация стала возможной благодаря поддержке американского народа через Агентство США по международному развитию (USAID) в рамках проекта «Поддержка организаций-лидеров в противодействии коррупции в Украине» #ВзаємоДія. Содержание этой публикации является исключительной ответственностью Transparency International Ukraine и необязательно отображает взгляды USAID или Правительства Соединенных Штатов.