Деятельность третейских судов в Украине вызывает много дискуссий. Институт третейского рассмотрения споров является признаком развитого демократического общества, что способствует эффективной защите прав и интересов людей. Третейское судопроизводство насчитывает многовековую историю и распространено в большинстве стран мира. С другой стороны, в Украине — из-за несовершенства законодательной базы — функционирование третейских судов не только не дает положительных результатов, но и приводит к серьезным проблемам и злоупотреблениям. Судебная палата по гражданским делам Верховного суда Украины рассмотрела вопрос обобщения практики применения судами Закона Украины «О третейских судах».
Вывод следующий: рассмотрение споров третейскими судами в условиях несовершенного законодательного регулирования их деятельности создает в судебной практике немало проблем. Учитывая то, что количество рассмотренных третейскими судами дел стремительно растет, а практика рассмотрения дел, связанных с их деятельностью, крайне противоречива, эта проблема требует безотлагательного решения.
Наличие коллизий и пробелов в законодательстве создает почву для многочисленных злоупотреблений со стороны третейских судов. Например, третейские суды массово признают действительными незаконные договора об отчуждении недвижимого имущества, в частности земельных участков сельскохозяйственного назначения, объектов самочинного и незавершенного строительства. Нередки случаи принятия третейскими судами решений с нарушением прав лиц, не принимавших участия в третейском разбирательстве. В таких условиях государственные суды становятся заложниками законодательных пробелов и коллизий, поскольку выполнение решений третейских судов осуществляется путем выдачи соответствующих исполнительных документов именно государственными судами. Одной из самых сложных является проблема адекватного реагирования на допущенные третейскими судами нарушения, считают в Верховном суде Украины.
В основном проблемы судебной практики, связанной с рассмотрением дел третейскими судами, обусловлены недостатками законодательного регулирования: коллизиями между положениями Закона «О третейских судах» и процессуальным законодательством относительно территориальной подсудности дел; неоправданной ограниченностью и исчерпаемостью перечня оснований для отказа в выдаче исполнительного документа на решение третейского суда и оснований для его отмены; отсутствием в процессуальном законодательстве положений, регулирующих рассмотрение судами дел о выдаче исполнительного документа на решение третейского суда и об отмене решения третейского суда; недостатками Закона «О третейских судах» в части, регламентирующей организационно-правовые основы создания и функционирования третейских судов, в частности третейских судов для решения конкретного спора (арбитражей ad hoc).
Вместе с тем выявлены недостатки и в работе государственных судов. В частности неединичными являются случаи необоснованной выдачи исполнительных документов на решение третейских судов при наличии оснований для отказа в такой выдаче. Имеет место недостаточное изучение судами обстоятельств дел по заявлениям о выдаче исполнительного документа на решение третейского суда.
Верховный суд Украины проанализировал также проблему защиты прав лица, которое не было стороной третейского разбирательства, однако принималось решение относительно его прав и обязанностей. В упомянутых выше заключениях судебной палаты указано, что такое лицо имеет право обратиться в суд с требованием отменить решение третейского суда.