«ТРАНС КИНГ» — ОПТОМ ИЛИ В РОЗНИЦУ? О ТОМ, КАК ГОСЧИНОВНИКИ НАРУШАЮТ ПРАВО ГРАЖДАН НА СОБСТВЕННОСТЬ - Право - zn.ua

«ТРАНС КИНГ» — ОПТОМ ИЛИ В РОЗНИЦУ? О ТОМ, КАК ГОСЧИНОВНИКИ НАРУШАЮТ ПРАВО ГРАЖДАН НА СОБСТВЕННОСТЬ

26 мая, 2000, 00:00 Распечатать

В Ленинском районе Луганска есть предприятие «Транс Кинг», признанное лучшим в Европе по автомобильным перевозкам...

В Ленинском районе Луганска есть предприятие «Транс Кинг», признанное лучшим в Европе по автомобильным перевозкам. Акции предприятия принадлежат физическим лицам – гражданам Украины. В 1999 году предприятие уплатило в бюджет 3 миллиона 400 тысяч гривен налогов. В результате пенсии в районе выплачивают без задержки. В «Транс Кинг» работает несколько сотен большегрузных автомобилей «Volvo». Сегодня это предприятие «разрывают» на части. Отдельные представители исполнительной власти Украины способствуют передаче его активов московской коммерческой фирме, что приведет к полной остановке предприятия, а «вина» акционеров «Транс Кинга» лишь в том, что несколько лет назад они работали в ЗАО «Совтрансавто-Луганск», которое, как утверждают луганчане, действиями российской таможни было доведено до банкротства.

Иски москвичей к ЗАО «Совтрансавто-Луганск» были рассмотрены во всех арбитражных судах Украины, их претензии признаны необоснованными. Президент Украины Л.Кучма, после рассмотрения дел в судах, в ответ на обращение группы народных депутатов, написал такую резолюцию: «…вопрос очень важен. Необходимо принять все законные способы для защиты интересов граждан Украины». Эта резолюция совершенно незаконно попала из Арбитражного суда Украины к представителям московской фирмы, на основании чего был подан иск на государство Украина в Европейский суд по правам человека (г.Страсбург). Но дело в Страсбурге не может быть рассмотрено, пока оно не прошло все судебные инстанции в Украине. А 21 апреля этого года президиум ВАСУ отправил дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Киевской области.

Сегодня предприятие «Совтрансавто-Луганск», являвшееся стороной по делу, ликвидировано на законном основании. Поэтому теперь «Совтрансавто-Холдинг» стремится завладеть уже ЗАО «Транс Кинг», созданным частью акционеров АО «Совтрансавто-Луганск» за счет собственных средств. АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» требует 75,5% акций.

Предпосылки спора между АО «Совтрансавто-Луганск» и АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» возникли еще до создания в Украине предприятия международных автомобильных перевозок. Исторически сложилось так, что в СССР такие перевозки осуществлялись исключительно предприятиями Главного управления международных автомобильных сообщений «Совтрансавто» при Министерстве автомобильного транспорта РСФСР. Украина, как и другие республики СССР, не имела права заниматься такого рода деятельностью. Поэтому, несмотря на то, что никаких вложений в уставный капитал Россия не произвела, луганское автотранспортное предприятие было вынуждено создаваться под флагом РСФСР, монополизировавшего международные перевозки.

За все время из России не поступало никакой финансовой и материальной помощи. Выдвигая свои претензии сегодня, АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» не привело доказательств инвестирования в Луганск, не представило финансовых документов, подтверждающих свой вклад в это предприятие.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Автопредприятие «Совтрансавто-Луганск» было создано на базе украинского автопредприятия магистральных сообщений №12871. Оно включало в себя территорию площадью 7 га с заасфальтиро- ванной площадкой для стоянки автомобилей с ограждением, освещением, озеленением по периметру, профилакторием с двумя поточными линиями технического обслуживания автомобилей, зданием мойки, подъездной дорогой. Вся эта основа будущего предприятия «Совтрансавто-Луганск» была заложена за счет средств украинской стороны. Предприятие создавалось без привлечения строительных организаций: водители, слесари, инженерно-технические работники делали все собственными силами, после работы, по выходным.

Как и было определено соответствующим письмом ГУ «Совтрансавто» (на фото), строительство велось за счет собственных средств. Впрочем, практически вся деятельность осуществлялась на основании самофинансирования.

Взаимоотношения с другими предприятиями, в том числе с АО ХК «Совтрансавто-Холдинг», строились на договорных отношениях, и оказываемые украинской стороне услуги оплачивались своевременно. Чего, как утверждают в Луганске, нельзя сказать об АО ХК «Совтрансавто-Холдинг», которое в 1997 году начислило, но не уплатило дивиденды в сумме 8260725 рублей. Не получила украинская сторона и возмещения по НДС за услуги по кредитным карточкам ДКV в сумме 18667.91 немецких марок.

ПЕРВЫЙ ОПЫТ НЕЗАВИСИМОСТИ

После провозглашения независимости Украины создавшие АТП «Совтрансавто-Луганск» и приумножившие его материально-техническую базу, наконец, получили возможность оформить право собственности на имущество предприятия путем приватизации. В соответствии с разделом VI Де- кларации о государственном суверенитете, все предприятия, созданные на территории Украины, признаются собственностью ее народа. Соглашение между Украиной и Российской Федерацией «О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности» от 15 января 1993 года было ратифицировано 22 июня, а вступило в силу лишь 8 ноября того же года. Следовательно, до этой даты законодательство предоставляло возможность приватизировать АТП «Совтрансавто-Луганск» с передачей 100% акций членам трудового коллектива.

Однако ввиду давления, оказываемого Министерством транспорта России, стремившимся сохранить влияние над предприятиями автотранспортной системы, трудовой коллектив АТП «Совтрансавто-Луганск» вынужден был произвести приватизацию в соответствии с законодательством РФ. Дело том, что, во-первых, денежные средства АТП «Совтрансавто-Луганск» в сумме более 465 тысяч долларов США остались в распоряжении Российской Федерации (они хранились на счетах Внешэкономбанка СССР, которые после распада СССР были заморожены). Год спустя Россия признала обязательства по замороженным валютным счетам только перед российскими юридическими и физическими лицами. Граждане Украины остались при своих интересах. Поэтому, проведя приватизацию в соответствии с украинским законодательством, АТП «Совтрансавто-Луганск» не смогло бы вернуть из России свои законно заработанные средства. В конечном итоге этими финансовыми средствами Россия пользуется до сих пор.

Во-вторых, обязательным условием для осуществления международных автомобильных перевозок по книжкам МДП является членство в АсМАП. Украина признала Конвенцию МДП лишь в 1994 году. Поэтому в 1993 г. АТП «Совтрансавто-Луганск» было вынуждено сохранить свое членство в АсМАПе России, чтобы иметь возможность продолжать коммерческую деятельность.

ИСТОРИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ

Коллектив предприятия обратился с заявлением о приватизации к вице-премьер-министру РФ, председателю Госкомимущества РФ г-ну Чубайсу, который принял решение о приватизации предприятия. Распоряжением ГКИ РФ по согласованию с Фондом государственного имущества Украины был утвержден план приватизации, согласно которому 51% акций передавались членам трудового коллектива по закрытой подписке, 20,5% — АО ХК «Совтрансавто-Холдинг». 5% акций резервировались для последующей продажи членам трудового коллектива (ФАРП), а 23,5% акций подлежали продаже на территории Украины и России согласно отдельному соглашению между Госкомимуществом РФ и ФГИУ. Причем члены трудового коллектива не смогли воспользоваться своими приватизационными сертификатами.

Заметим в скобках, что другим предприятиям системы «Совтрансавто» было выделено 80% акций, а коллективы АО «Совтрансавто-Санкт-Петербург» и АО «Совтрансавто-Минводы» владеют 100% акций. Более того, когда генеральный директор АО «Совтрансавто-Луганск» А. Лесничевский на заседании совета директоров АО ХК «Совтрасавто-Холдинг» спросил, чем же украинцы хуже россиян, президент АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» Т.Татишвили ответил: «…Нечего вам равнятся на россиян!». Впоследствии в своих действиях в отношении украинского предприятия он неизменно придерживался позиции «старшего брата».

Руководство предприятия неоднократно обращалось к г-ну Татишвили с требованием продать коллективу акции в соответствии с утвержденным планом приватизации, но неизменно получало отказ. Вместо этого были предприняты все меры, чтобы забрать акции, подлежащие продаже коллективу.

МЕТОДЫ

Спустя полтора года распоряжением ГКИ РФ № 2649-р от 11.11.1994 года без согласия коллектива и без согласования с Фондом государственного имущества Украины 49% акций предприятия было передано АО ХК «Совтрансавто-Холдинг». Тем самым российская сторона, нарушив межгосударственные договоренности, завладела имуществом Украины без ее согласия.

Госкомимуществом РФ привилегированные акции типа «Б» были переданы АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» в качестве взноса в уставный фонд. При этом в актах передачи сертификата были искажены факты и указывалось: «привилегированные акции типа «Б» конвертируются в обыкновенные в момент передачи АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» в качестве вклада в ее уставный капитал». Хотя в соответствии с п.5.3 устава АООТ «Совтрансавто-Луганск», привилегированные акции типа «Б» автоматически конвертируются в обыкновенные акции только в момент их продажи Фондом имущества в порядке приватизации.

В то же время сделки продажи и передачи акций в уставный фонд по своей природе совершенно разные. Очевидно, при передаче акций в уставный фонд ХК «Совтрансавто-Холдинг» конвертация привилегированных акций в обыкновенные не произошла. Таким образом, ХК «Совтрансавто-Холдинг» стала владеть 29% привилегированных акций АООТ «Совтрансавто- Луганск». Из полученных АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» 22141 акции, составляющих 49% от уставного фонда, 13104 акций — привилегированные, а лишь 9037 акций — простые. По убеждению украинской стороны, искажая содержание устава, «партнеры» пошли на обман судебных и государственных органов с целью незаконного завладения имуществом. Кроме того, распоряжение противоречило законодательству Российской Федерации, согласно которому было запрещено передавать акции в холдинг без согласия коллектива.

В 1996 году акционеры АО «Совтрансавто-Луганск» приняли решение преобразовать предприятие в закрытое акционерное общество. Президент АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» Т. Татишвили собственноручно подписал учредительный договор о создании акционерного общества закрытого типа «Совтрансавто-Луганск». Позднее, лично присутствуя на общем собрании акционеров ЗАО «Совтрансавто-Луганск» 20 мая 1996 г., он не только не возражал против содержания устава, но и лично, во исполнение решения общего собрания, подписал контракт с генеральным директором А.Лесничевским сроком на семь лет.

Не согласившись с действиями исполнительного органа, АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании недействительными решений исполнительного органа и отмены государственной регистрации ЗАО «Совтрансавто-Луганск». Арбитражный суд Луганской области признал законность регистрации ЗАО «Совтрансавто-Луганск» и правомочность решений исполнительного органа. Киевский областной арбитражный суд и Высший арбитражный суд Украины оставили это решение без изменений.

Следует отметить, что украинская сторона неоднократно выступала с предложением к АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» и лично к г-ну Татишвили окончить спор мировым соглашением. Украинскими акционерами были предложены различные варианты цивилизованного решения проблемы. Однако ни один из них не нашел должного отклика.

В своих стремлениях заполучить украинскую собственность президент АО ХК «Совтрансавто- Холдинг» особо не стеснялся в выборе средств, откровенно заявляя генеральному директору ЗАО «Совтрансавто-Луганск» А. Лесничевскому, главному инженеру С. Баклицкому, заместителю генерального директора С.Петрову, что он готов заплатить любые деньги кому угодно, чтобы добиться своего. Осознавая реальность такой угрозы и опасаясь, что давление со стороны АО ХК «Сов- трансавто-Холдинг» на государственные и судебные органы приведет к вынесению незаконного решения, трудовой коллектив ЗАО «Совтрансавто-Луганск» был вынужден обратиться к Президенту Украины Л. Кучме как к гаранту конституционных прав и свобод граждан. Как указывалось выше, это письмо с визой Президента Украины из арбитражного суда абсолютно непонятным образом попадет в Москву, в АО ХК «Совтрансавто-Холдинг».

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ

Следует отметить, что АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» не принимало участия в производственной деятельности луганского предприятия, защите его интересов, решении возникающих проблем.

ЗАО «Совтрансавто-Луганск» и целый ряд других иностранных перевозчиков, в том числе и из стран Западной Европы, стали жертвой преступных организаций, которые в сговоре с работниками российской таможни ставили поддельные таможенные печати на накладных, не растамаживая груз в установленном законом порядке и уклоняясь от уплаты таможенных платежей. В конечном итоге, спустя более 2,5 лет, подставные фирмы-получатели уже прекратили свое существование и вся вина по непонятным причинам была возложена на перевозчика. Данным вопросом детально занимался Международный союз автотранспортников (МСАТ, Женева).

И когда в 1998 г. Таможенный комитет Российской Федерации своим указанием незаконно запретил АО «Совтрансавто-Луганск» применение процедуры МДП (Конвенция МДП 1975 г.) при осуществлении международных перевозок грузов в Россию, АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» не предприняло адекватных мер для решения данной проблемы.

Учитывая, что ЗАО «Совтрансавто-Луганск» более 70% всех перевозок выполняло в Россию, транспорт предприятия остановился без работы, предприятие терпело огромные убытки. Не было средств для приобретения самого необходимого: топлива, шин, аккумуляторов, трудящиеся остались без работы. При таких обстоятельствах ликвидация предприятия стала неизбежна. Предприятие было вынуждено продать весь транспорт. АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» письменно согласилось с продажей транспорта, который нельзя использовать на международных перевозках.

Таким образом, АО «Совтрансавто-Луганск» прекратило свою деятельность и было ликвидировано. Это решение было принято на общем собрании акционеров АО «Совтрансавто- Луганск», состоявшемся 8 июня 1999 года. Интерсно, что на этом собрании представители холдинга «волеизъявлялись» исключительно по поводу организационных моментов — открытия собрания, повестки дня, регламента работы, но в дальнейшем участия в голосовании не принимали. Не голосовали даже против принимаемых решений.

Ликвидационной комиссией произведены расчеты с бюджетом, кредиторами и дебиторами, сданы печати и штампы, предприятие снято с учета в налоговых и иных государственных органах, реализовано имущество, закрыт расчетный счет, документы сданы в архив. Оставшиеся после продажи имущества денежные средства были распределены между акционерами (в т.ч. АО ХК «Совтрансавто- Холдинг»). 11 августа 1999 года ЗАО «Совтрансавто-Луганск» после осуществления предусмотренной законодательством Украины процедуры ликвидации исключено из государственного реестра субъектов предпринимательской деятельности и отменена его государственная регистрация, чего и добивалось АО ХК «Совтрансавто-Холдинг».

Для того, чтобы жить и работать, часть акционеров АО «Совтрансавто-Луганск» за счет собственных средств организовало ЗАО «Транс Кинг». Напомним, что это предприятие не является правопреемником ЗАО «Совтрансавто-Луганск».

Сегодня деятельность предприятия находится под угрозой в связи с тем, что большую часть зданий, сооружений и подвижного состава ЗАО «Транс Кинг» приобрело у АО «Совтрансавто- Луганск».

24 мая в Луганске состоялось собрание трудового коллектива ЗАО «Транс Кинг», на котором возмущенные притязаниями АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» трудящиеся единогласно приняли решение:

1. Претензии АО ХК «Совтрансавто-Холдинг» не удовлетворять.

2. Поднять затронутую проблему в средствах массовой информации.

Как отметил один из членов трудового коллектива Олег Гальцов: «Для всех нас не секрет, как трудно найти сейчас хоть какую-то работу в г. Луганске. Несмотря на все трудности нашего времени, мы все имеем постоянные рабочие места, стабильно получаем заработную плату и тем самым со- держим себя и свои семьи. Мы живем на украинской земле, едим украинский хлеб, а АО ХК «Сов- трансавто-Холдинг» хочет выкачать отсюда деньги и бросить трудовой коллектив на произвол судьбы. Решиться сейчас на реорганизацию предприятия — это преступление не только против себя, но и против своих семей, против жителей нашего района, Украины. Я считаю, что нужно сохранить в Украине этот островок порядка, островок нашего будущего». Один из самых молодых членов коллектива С.Дюг отметил: «Я работаю в этом предприятии всего полгода. Сюда очень трудно было устроиться. Долго был «в резерве», сейчас работаю слесарем. Чтоб попасть сюда — очередь. И если отдать предприятие в другие руки, думаю, скоро будет очередь в другую сторону — чтобы уволиться…»

* * *

Итак, в настоящее время со стороны ряда должностных лиц Украины оказывается давление на граждан Украины – акционеров и работников с целью вынудить передать 75,5% акций ЗАО «Транс Кинг» в пользу АО ХК «Совтрансавто-Холдинг». Причем для этого необходимо, чтобы акционеры ЗАО «Транс Кинг» отказались от акций, принадлежащих им на праве собственности. Но в соответствии со статьей 41 Конституции Украины право собственности является незыблемым и никто не может принудить собственника отказаться от того, что ему принадлежит. Удивительно, если не сказать больше, что государственные чиновники, призванные защищать право собственности, способствуют его нарушению, поэтому трудовой коллектив принял решение обратиться с открытым письмом к гаранту Конституции – Президенту Украины О.Кучме.

Александр БЕЛОБРОВ, Василий ШАЛЯКИН
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно