Один из важнейших приоритетов СБУ – защита государственного суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя. В то же время СБУ стала одним из тех органов, которые больше всего «кошмарят» предпринимателей. О том, что сможет обеспечить реальную, а не декларативную защиту интересов бизнесменов в подобных ситуациях, пишут Сергей Моргун и Евгений Артюхов в статье «Как не вернуть 90-х: изменения в УПК для защиты бизнеса от произвола и давления правоохранителей» на сайте ZN.UA.
СБУ удается официально привлекаться к делам, прямо не относящимся к их сфере влияния благодаря тому, что БЭБ или следователи Национальной полиции предоставляют работникам СБУ поручения для работы в уголовных производствах, которые им не подследственны. Именно поэтому бизнес-ассоциации настаивают на том, чтобы в Уголовный процессуальный кодекс Украины (УПК) внесли норму, запретившую оперуполномоченным СБУ участвовать в уголовных производствах, касающихся предпринимателей.
В таком случае следственный судья выступает в качестве арбитра между обвиняемым и следователями на этапе, когда дело еще не рассматривается по существу в судебном процессе. Поэтому было бы логичным, если бы следственный судья имел больше рычагов влияния для борьбы со злоупотреблениями правоохранителей.
Если такие поправки будут внесены в законодательную базу, именно следственный судья будет обязан проверять, соблюдали ли следователи правила подследственности, то есть какой именно орган расследует преступление и есть ли это в его компетенции. Такие меры ограничили злоупотребление следователей, ведь правильно, чтобы каждый орган отвечал за свои дела и не подменял других.
Еще одно предложение изменений предусматривает, что пострадавшие, подозреваемые и свидетели смогут обжаловать у следственного судьи любое действие, решение или бездействие следователей и прокуроров. Следовательно, правоохранительные органы не смогут игнорировать ходатайства, заявления и жалобы, а бизнес получит действенное средство борьбы с неправомерными действиями или бездействием обвинения.
Ранее мы писали о том, что Национальный банк Украины прогнозирует рост налогов на 2,5% ВВП в период 2024-2026 годов. Такая «мобилизация дополнительных фискальных доходов» потребуется для восстановления и социальной поддержки населения.