СТОЛИЦЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА — ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ

13 августа, 1999, 00:00 Распечатать

Безопасность движения на дорогах продолжает оставаться одной из острейших проблем современности...

Безопасность движения на дорогах продолжает оставаться одной из острейших проблем современности. Подтверждение этого - тревожные сводки служб ГАИ, свидетельствующие о гибели тысяч людей. И что самое страшное - под колесами автомобилей гибнут и получают увечья дети.

Причин такого состояния дел как в целом по Украине, так и в ее столице, - много. Обо всем этом и пойдет речь в предлагаемой читателю беседе с начальником управления ГАИ ГУ МВД Украины в городе Киеве полковником милиции Анатолием ИКРАНОВЫМ.

- 2814 дорожно-транспортных происшествий, в которых 228 человек погибли и 3097 травмированы... Уворовано и угнано 972 единицы транспортных средств. О чем свидетельствует эта весьма неутешительная статистика минувшего 1998 года?

- Если сравнивать эти цифры с предыдущим, 1997 годом, то количество дорожно-транспортных происшествий и их последствия незначительно снизились. Но это нас абсолютно не радует. Уже за первую половину нынешнего года в городе зарегистрировано 1147 ДТП, унесших 85 человеческих жизней (в том числе - 4 детей). Травмировано и искалечено 1284 человека...

Самыми распространенными видами дорожно-транспортных происшествий остаются случаи наездов на пешеходов и по вине самих пешеходов. И что тревожнее всего - в каждом четвертом случае ДТП пешеходы оказываются под колесами автотранспорта в состоянии алкогольного опьянения.

Серьезное беспокойство вызывает увеличение количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, управляющих автотранспортными средствами в нетрезвом состоянии. В минувшем году по этой причине в 103 ДТП погибли 13 и травмированы 159 человек. За полгода 99-го этот показатель составил 48 ДТП с 3 погибшими и 78 травмированными.

- В сводке-анализе дорожно-транспортных происшествий, ежегодно готовящейся вашим управлением, отмечается, что одной из причин высокого уровня аварийности на улицах Киева является ухудшение из года в год состояния дорожно-уличной сети. Известно, что множество ДТП в городе происходит именно из-за плохого состояния улиц и дорог.

- Да, приходится признавать - это извечная проблема, наша боль. В результате неудовлетворительного состояния проезжей части некоторых улиц и дорог уже с начала этого года зарегистрировано 453 ДТП. Этому, как ни печально, способствуют растянувшиеся ремонтные работы. В ином случае - оставшиеся без крышек канализационные люки, неосвещенные в ночное время опасные для проезда участки улиц, вечные ухабы... Управление ГАИ города неоднократно обращалось к должностным лицам дорожно-эксплуатационных управлений, подчиненных ГКО «Киевгоргидродормост» с просьбой и требованиями приведения в надлежащее состояние хотя бы самые опасные для транспортного движения участки, но, увы, не все получается, как нам бы всем хотелось.

- Городские власти пытаются как-то ослабить напряжение на основных столичных магистралях, но имеющиеся 77 дорожных развязок на двух уровнях, 187 пешеходных переходов, 7 магистралей общегосударственного значения не могут сегодня решить проблему возникающих заторов.

- Пробки на дорогах - вещь реальная во всем цивилизованном мире. И мы тоже от этого не застрахованы. И если учесть то, что только за последние несколько лет количество транспорта возросло на 30%, а в Киев ежедневно въезжает и выезжает около 200 тысяч автомобилей, - становится совершенно понятным: без реконструкции улично-дорожной сети города и строительства новых транспортных развязок кардинально улучшить ситуацию с возникновением заторов и «пробок» в Киеве не представляется возможным.

Наиболее загруженными направлениями являются житомирское и харьковское. На каждом из них ежедневно въезжают и выезжают из города 30-40 тысяч автомобилей. Исторически сложившаяся улично-дорожная сеть в столице Украины и особенно в центральной ее части, отсутствие параллельных улиц не дает возможности равномерного распределения транспортных потоков. Поэтому на некоторых улицах центральной части города интенсивность движения транспорта находится на грани пропускной способности. С целью повышения пропускной способности по бульвару Т.Шевченко, улицам Большой Житомирской, Артема, Мельникова, О.Телиги и др. изменен режим светофорного регулирования в сторону увеличения времени горения зеленых сигналов светофоров по главной улице, частично запрещено левоповоротное движение, запрещена остановка и стоянка транспортных средств в местах, создающих помехи движению...

В настоящее время особо «узкими» местами улично-дорожной сети остаются пересечение улиц О.Телиги - Щусева - Мельникова, Московская площадь, улица Довженко и Косиора. Пропускная способность этих узлов и улиц практически исчерпана. Остается верить в то, что финансовые затруднения на реконструкцию этих улиц и других транспортных узлов будут преодолены в самое ближайшее время.

- Что дешевле для столичного бюджета: расширять улицы, строить новые развязки и эстакады или ограничить, даже полностью запретить въезд большегрузного транспорта на территорию города? Путешествующий человек не даст соврать: западные столицы давно включили грузовикам «красный свет»...

- Это два сложнейших вопроса, решением которых постоянно занимается городская администрация во главе с А.Омельченко совместно со службой ГАИ столицы. Один день в неделю мэр столицы посвящает проблемам дорог, дорожного движения. Акционерное общество «Киевпроект» вместе с УГАИ глубоко проанализировали нынешнее состояние улично-дорожной сети центральной части города. В частности отмечено: отсутствие системы обходных магистралей высокого класса на границе центральной части города приводит к вынужденному пропуску транзитных транспортных потоков радиальными магистралями к центру города; отсутствие развязок в разных уровнях на основных транспортных узлах (площадь Победы, Бессарабская площадь, на перекрестке ул. Артема-Косиора и др.) приводит к значительным простоям транспорта возле действующих здесь светофорных объектов; перегрузка магиcтралей центра наземным пассажирским транспортом, особенно Лыбедской площади, может быть ликвидирована только продолжением линии метро в сторону Голосеевской площади.

Необходимо первоочередно решать вопрос строительства развязок в разных уровнях на площади Победы, Бессарабской, Севастопольской. Не терпит отлагательства расширение проезжей части Верхнего и Нижнего Валов на отрезке от ул. Глубочицкой до Межигорской с обустройством подземного пешеходного перехода в районе Житнего базара, а также возведения подольского мостового перехода через Днепр.

Уже сейчас в городе возводится транспортная развязка в разных уровнях в районе перекрестка ул. О.Телиги - Щусева - Мельникова и Окружная дорога от Гостомельского шоссе до ул. Богатырской. На очереди реконструкция улицы Косиора с расширением проезжей части и сооружение транспортной развязки в разных уровнях в районе улиц Артема - Косиора.

Если говорить с точки зрения перспективы, нужно отметить прежде всего необходимость строительства развязок в разных уровнях в районе примыкания проспекта Науки к Столичному шоссе, Краснозвездного проспекта - ул. Кировоградская, проспекта Правды - ул. Вышгородская, на Интернациональной и Харьковской площадях с возведением эстакады вдоль проспекта Бажана, а также продолжения Окружной дороги от ул. Богатырской в северо-восточном направлении с возведением мостов через реки Днепр и Десенку.

И еще. Повышению пропускной способности послужит также строительство подземных пешеходных переходов в районе Воздухофлотского путепровода, на перекрестках ул. Владимирской - бульвара Шевченко, ул. Владимирской - ул. Б.Хмельницкого, на Большой кольцевой дороге и улицах «малого полукольца» (О.Телиги, Довженко, Индустриальной, Чоколовском бульваре, Краснозвездном проспекте).

И вторая, не менее важная часть вопроса. Ни для кого не секрет, что значительную часть транспортных потоков Киева составляют грузовые фуры, рефрижераторы, трейлеры, контейнеровозы, колесящие по городу по надобности и без таковой. Спору нет, большегрузы решают многие важнейшие проблемы, связанные с жизнеобеспечением города. Но, если предположить даже, что каждый грузовик выходит в рейс в идеальном состоянии, проблемы безопасности на городских магистралях вряд ли теряют при этом остроту. А взять чисто экологический аспект? С какой стороны ни подойти к вопросу запрета движения в городе большегрузов - плюсов в решении его больше, чем минусов.

Опыт столиц европейских государств, в том числе и Москвы, показывает, что в Киеве необходимо как можно быстрее вводить ограничения, а в некоторых случаях и полный запрет на въезд большегрузных автомобилей и других категорий транспорта в отдельные районы города. Для решения этой проблемы мы считаем необходимым, в первую очередь, определить центральную историко-архитектурную зону в границах улиц Владимирская - Андреевский спуск - Борычив Тик - Владимирский спуск - площадь Европейская - улица Грушевского - Петровская аллея - Парковая дорога - Днепровский спуск - Суворова - Московская - Кутузова - бульвар Леси Украинки - Новый проезд - Красноармейская - Толстого - Владимирская. Въезд в эту зону с 7 до 22 часов разрешить только легковым автомобилям государственных предприятий и учреждений, размещенных в ней, а также общественному транспорту, оперативных и аварийных служб города. Для других категорий транспортных средств въезд в зону в указанное время разрешить по специальным пропускам.

Движение грузового автотранспорта разрешить только в границах улиц Бажана - Столичное шоссе - Заболотного - Кольцевая дорога - проспект Палладина - Стеценко - Газопроводная - проспект «Правды» - Луговая - Богатырская - проспект Ватутина - Братиславская - Броварское шоссе, - без права заезда в город.

Для большегрузного автотранспорта, доставляющего грузы в столицу, на въездах в город построить грузовые терминалы с отстоем транспорта, складские помещения, предусмотрев условия современного сервиса и возможность перегрузок товаров на мелкогрузовые автомобили.

В данное время уже принято решение Киевской госадминистрации о проведении земельных аукционов по продаже долгосрочной аренды участков для организации автотранспортных терминалов и терминалов на овруцком, черниговском и днепропетровском направлениях.

- Нескончаемые транспортные потоки достаточно ощутимо осложняют и без того нелегкую жизнь горожан. Сегодня не только тяжело перейти улицу, но и еще тяжелее становится дышать...

- За последние пять-шесть лет резко увеличился автомобильный парк в Киеве. Он возрос почти в два раза и составляет около полумиллиона единиц, 80 процентов из них - частные автомобили.

Вместе с этим в несколько раз увеличилось и загрязнение окружающей среды.

Еще в апреле 1992 года в целях уменьшения загрязнения воздушного бассейна города при УГАИ Киева специальным распоряжением горадминистрации был создан отдел экологии для предотвращения загрязнения окружающей среды транспортными средствами. Работниками службы ГАИ к нарушителям природоохранного законодательства на транспорте применяются меры, предусматривающие ответственность за выпуск и эксплуатацию транспортных средств с техническими неисправностями. Экологической службой ГАИ, состоящей из 30 человек, ежегодно проверяется около 45 тысяч транспортных средств.

В соответствии с распоряжением горадминистрации Киева «О мерах предупреждения загрязнения внешней среды автотранспортными средствами» управлением ГАИ города совместно с Государственным управлением экологической безопасности в Киеве в сентябре месяце минувшего года разработан проект соответствующего решения, в котором отражены главные направления в решении этой весьма непростой проблемы. Это и утверждение положений о создании подразделения экологической милиции при УГАИ Киева; положения о контрольно-регулировочном пункте проверки и регулирования автотранспорта на допустимую токсичность и задымленность отработанными газами двигателей; положение о сертификате о праве проведения контрольно-регулировочных работ топливной аппаратуры автотранспортных средств; положение об экологической карточке автотранспорта. В проект включены вопросы о временных тарифах на внедрение экологической карточки автотранспортного средства и ориентировочный объем денежных поступлений от ее реализации и др. Возможно, потребуется доработать действующее на эту тему законодательство, в частности о размерах штрафов. Часть средств сможет идти на упорядочение разъездов, приобретение экологических приборов. Сейчас упомянутый проект и предложения отрабатываются соответствующими постоянными комиссиями Киевсовета под руководством первого заместителя председателя горадминистрации С.Сташевского.

- Взимание штрафов с нарушителей правил дорожного движения, надо полагать, не самоцель. Это, прежде всего, предупредительный, воспитательно-профилактический процесс, полностью соответствующий решению острых проблем безопасности дорожно-транспортного движения на государственном уровне, зафиксированных в «Законе о дорожном движении». Но, позвольте спросить, является ли грубым нарушением непристегнутость ремня? А как можно верить радарному прибору, контролирующему скорость движения автомобиля, который не фиксирует ни день, ни число, ни время, когда произошло нарушение (не говоря уже о номере автомобиля)? А выскочивший (почему-то всегда из какого-то укрытия) работник службы ГАИ становится вершителем судьбы остановленного автомобилиста, зачастую совершенно незначительно превысившего скорость движения...

- Как-то один водитель на одной из встреч задал мне вопрос: почему, дескать, меня оштрафовали за непристегнутый ремень безопасности? Во-первых, эта профилактически-административная мера наказания предусмотрена законодательством, а во-вторых, и главнее всего, каждый водитель должен беречь свою жизнь и здоровье. Ведь анализ ДТП с трагическими последствиями показывает, что 85 процентов погибающих в автокатастрофах именно те, кто пренебрегает этой мерой безопасности.

Поскольку превышение установленной скорости является одной из основных причин ДТП, существует и проблема «фары». Как правило, участники дорожного движения, допускающие превышение скорости, при остановке их проявляют недоверие к работникам ГАИ, ставят вопрос об отсутствии на радарном приборе даты и времени остановки транспортного средства и т.п., не соглашаясь с констатацией факта нарушения. Но, как и за рубежом полицейский, так и наш работник ГАИ стоят на страже государственных интересов. Попробуйте-ка за рубежом возразить полицейскому на его замечание?! Нам необходимо переходить на зарубежные стандарты, общими усилиями повышать авторитет работников ГАИ, которые несут свою нелегкую службу во имя сохранения жизни и здоровья людей. Человек в форме и милицейских погонах службы ГАИ - государственный человек, и ему нужно верить и доверять, а он в свою очередь должен дорожить этой честью.

- Нет спору, нарушений правил дорожно-транспортного движения предостаточно, как нет спору и в том, что среди сотрудников ГАИ случаются и «нечистые на руку», непрофессионалы своего дела и, попросту грубияны. Как ведется борьба с такими явлениями?

- В управление ГАИ поступают заявления и жалобы от участников дорожного движения, в которых затрагиваются случаи неправомерных действий сотрудников нашей службы.

Нисколько не преувеличивая, скажу: мы ведем жесточайшую борьбу с подобными проявлениями. С целью соблюдения законности и служебной дисциплины среди личного состава силами групп из числа работников аппарата отраслевых служб, командным составом подразделений дорожно-патрульной службы ГАИ совместно с другими оперативными органами проводятся проверки несения службы личным составом подразделений ГАИ города. К великому сожалению, проверками подтверждены некоторые факты случающихся нарушений. За различные нарушения устава (непрофессионализм, хамство, вымогательство и др.) причастные к этому сотрудники ГАИ понесли самые различные наказания. Достаточно сказать, что более 100 человек привлечены к различного рода дисциплинарной ответственности. Сменено командование полка. А с некоторыми пришлось распрощаться совсем. Проведена ротация командиров. Практически полностью заменен состав начальников районных отделений ГАИ города. И нужно признать, ситуация значительно изменилась в сторону улучшения всей деятельности городского управления службы ГАИ.

- И, как говорится, вопрос на засыпку. Остается ли «ведущее» место за Киевом по краже и угонам автомобилей и если так, то что предпринимается в противовес?

- Сплошь «улепленные» легковушками дворы и тротуары, ежедневный приезд в Киев большого количества автотранспорта из других регионов страны и из-за рубежа являются основными источниками преступного промысла. Обеспеченность местами хранения индивидуальных владельцев транспортных средств далека от желаемой и необходимой. К тому же не все владельцы автомашин пользуются противоугонными приспособлениями. И все же в последнее время наметилась тенденция к уменьшению количества угонов и воровства автотранспорта, увеличения уровня раскрываемости этих преступлений работниками служб ГАИ. Если в первом полугодии минувшего года было совершено 477 случаев угонов и воровства, раскрыто 218, то за аналогичный период текущего года совершено 265 преступлений и раскрыто 178. Но эта проблема остается и поныне одной из острейших.

Учитывая то, что законодательством предусмотрена ответственность за совершение угонов и воровства автотранспорта, неадекватная совершенному, управлением ГАИ города с помощью МВД Украины был изучен опыт работы ряда республик бывшего Союза ССР в этом направлении, где были внесены изменения в действующее законодательство этих стран. При этом предусматриваемые наказания за это значительно ужесточаются. И как следствие, статистические данные свидетельствуют, что после этого количество преступлений упомянутой категории уменьшилось более чем в два раза. Материалы об этом и соответствующие предложения МВД Украины переданы в Верховную Раду Украины, и надеемся, что они найдут надлежащую оценку законодательного органа страны.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно