Уже из самого названия административно-территориальной реформы понятно, что речь идет об изменении внутреннего территориального устройства Украины и принципов управления соответствующими территориями. Но прежде чем проводить какие-то изменения, необходимо знать, что именно следует менять и как, а также четко осознавать, к каким социально-экономическим последствиям приведут такие преобразования. Сегодня же противники проведения реформы утверждают, что она будет иметь отрицательные последствия для общества, а сторонники, наоборот, убеждают, что такая реформа крайне необходима государству и от нее будет только польза нашему народу. Но аргументов как «за», так и «против» реформы и у одной, и у другой стороны практически нет.
Если говорить о необходимости проведения административно-территориальной реформы, то, пожалуй, нужно начинать с проблем, мешающих органам государственной власти и местного самоуправления эффективно выполнять свои функции.
Начнем с областного уровня. Согласно Конституции, Украина разделена на 24 области и АР Крым. Если исходить из практических потребностей нашего общества, такое разделение не совсем рационально. Вот вам пример: в центре Украины лежит город Умань. Де-юре он является одним из районных центров Черкасской области, а де-факто — экономическим, культурным и научным центром для многих жителей близлежащих к Умани сел и городов Черкасской, Киевской, Винницкой и Кировоградской областей. Умань занимает выгодное географическое положение, и этот фактор учитывался, когда во времена УНР Умань была административным центром областного уровня. Пожалуй, и нам следует подумать над тем, как восстановить историческую справедливость, а самое главное — сделать так, чтобы людям было удобно добираться в свой административный центр, где они смогут получить весь набор необходимых социальных услуг.
В свое время прагматичные французы, решая вопрос территориального устройства, устанавливали границы департаментов так, чтобы местные жители, пользуясь конным экипажем, могли в течение дня добраться до административного центра и вернуться обратно.
Во время проведения реформы мы также должны сделать так, дабы людям было удобно попадать в свои административные центры. Это позволит экономить время и средства наших граждан, что, в конце концов, будет содействовать повышению благосостояния народа. Рациональное размещение областных центров должно положительно повлиять и на эффективность государственного управления.
На областном уровне следует решить вопрос исполнительных органов областных советов, которые будут иметь собственные исполнительные органы, призванные воплощать в жизнь решения этих советов. Что касается функций областных государственных администраций, то они должны сводиться к обеспечению реализации государственных программ и надзора за соблюдением законности органами местного самоуправления. Аналогичные принципы проведения административно-территориальной реформы могут быть применены и на районном уровне.
Теперь перейдем к проблемам, существующим на уровне административно-территориальных единиц базового уровня, — села, поселка, города. Именно здесь и возникает больше всего проблем. Из-за того что не урегулирован вопрос установления границ между соответствующими административно-территориальными единицами, возникает целый ряд неувязок практического характера. Так, Вышгородский районный совет 26.12.2001 года в одностороннем порядке принял решение об изменении границ города Вышгорода. Волюнтаристским решением у города отобрали часть территории, на которой живут основные налогоплательщики, и передали селу Новые Петривцы, за три километра от г. Вышгорода. Очевидно, что такое решение и нелогично, и незаконно.
Реформы предстоят и в сфере управления крупными городами. Управлять ими значительно сложнее, и потому специальные законы должны действовать не только в Киеве и Севастополе, но и в таких городах, как Львов, Одесса, Днепропетровск, Луганск, Донецк, Кривой Рог, Харьков, где необходимо значительно усилить роль местного самоуправления.
Нынешняя система административно-территориального деления Украины имеет еще один недостаток: она предусматривает вхождение одних населенных пунктов в пределы других. При этом значительная часть населенных пунктов, входящих в иные населенные пункты, имеет собственные органы местного самоуправления, что значительно усложняет управление соответствующими территориями. Яркий пример такой проблемы — ситуация, сложившаяся в Ялте и Севастополе.
Следующий вопрос состоит в том, что не все территориальные общины имеют достаточно материальных и финансовых ресурсов для предоставления социальных услуг населению. Очевидно, таким общинам следует объединяться, но делать это можно исключительно на добровольной основе. Что касается развития депрессивных территорий, то здесь должна действовать специальная государственная программа.
Следовательно, реформа административно-территориального устройства нужна и даже необходима, но лишь в том случае, если она будет продуманной и взвешенной. Тем более что нет потребности создавать что-то новое. Достаточно только перенять положительный опыт решения аналогичных вопросов у стран, входящих в Европейское сообщество, а также воплотить в жизнь принципы Европейской хартии местного самоуправления, юридические нормы которой с 1 января 1998 года стали частью национального законодательства Украины.