Банды гангстеров расхищают художественные ценности стран Восточной Европы
В тот день шофер такси, который вез по улицам Штутгарта двух пассажиров, стал невольным свидетелем их разговора. Пассажиры, которые, судя по всему, занимались торговлей произведениями искусства, возвращались в свои конторы после осмотра некоей коллекции старинных, во многом уникальных книг. Беседуя, они удивлялись: почему на многих из этих книг либо изменены, либо полностью удалены библиотечные штампы?
Шофер сообщил об услышанном полиции. И вскоре детективы обнаружили 150 ценных книг, украденных из университетских библиотек польских городов Познани и Вроцлава. По данным экспертов, их минимальная стоимость 750000 марок. Хозяин квартиры, немецкий врач польского происхождения, скоро предстанет перед судом за укрывательство краденого.
Единичный нехарактерный факт? К сожадению, нет. Кража произведений искусства, бесценных книг, картин и т.п. - весьма распространенное преступление. А после того как рухнула берлинская стена, был разрушен «железный занавес», возникли целые преступные шайки, которые занимаются кражами и «переброской» с Востока на Запад картин, античного оружия, дорогой церковной утвари, старинной мебели. По оценкам пражской полиции, в Чехии, например, ежегодно исчезают (и потом оказываются на Западе) художественные ценности общей стоимостью в 40 миллионов долларов!
Похитители не случайно, конечно, оказывают столь «большое внимание» именно постсоциалистическим государствам. Дело не только в том, что в Праге, Варшаве, в Будапеште и Софии, не говоря уж о Москве и Санкт-Петербурге, собраны и экспонируются в музеях огромные художественные ценности. Дело еще и в том, что в государствах, о которых идет речь, охрана этих ценностей поставлена куда хуже, чем на Западе. Даже обычные широко используемые, скажем, в Германии системы охраны музеев, картинных галерей для многих восточноевропейских стран - редкость.
Филипп Саундерс, руководитель лондонского журнала «Трейс», который специализируется на поисках исчезнувших произведений искусства, отмечает, что некоторые восточноевропейские музеи не имеют даже каталога хранящихся у них работ, - а коль скоро это так, они вряд ли могут надеяться на возвращение украденной у них собственности. А сотрудники библиотек в Познани и Вроцлаве вообще не сообщали о пропаже из их хранилищ ценных книг - факт кражи стал им известен лишь после того, как эти книги были обнаружены в Штутгарте. «Мы не информировали полицию, - признает директор познанской библиотеки Артур Яздон, - потому что не знали, исчезли ли книги или они просто переставлены на другое место...»
В последнее время ситуация, правда, начала несколько меняться к лучшему. В Праге, например, создано и действует специальное подразделение, специализирующееся на розыске украденных произведений искусства. Его руководитель, полковник Ярослав Завадский, рассказывает, что взломщиков и воров особенно привлекают старинные чешские церкви. Эти церкви (а их в стране до 6500), как правило, не имеют специальной охраны, а ценности в них сосредоточены немалые: уникальные издания религиозных книг, старинные иконы, созданные много веков назад статуи в стиле барокко, серебряные и позолоченные чаши, золотые подсвечники. Проникая в храмы, иные грабители в погоне за добычей не останавливаются ни перед чем. За последнее время их жертвами стали три священника, оказавшихся в церквях в тот момент, когда туда проникли бандиты...
Сколачиваются и банды расхитителей, действующие так сказать в международных масштабах. По мнению старшего комиссара немецкой криминальной полиции Вольфганга Шенлебера, в некоторых из этих банд в качестве «консультантов» выступают бывшие сотрудники восточногерманской полиции «Штази», которые не только знают «входы - выходы» крупных музеев и старинных храмов, но и умеют «не оставлять следов».
Входят в эти банды и художники, специалисты-искусствоведы. Одна из таких банд, действовавшая в Санкт-Петербурге, занималась тем, что копировала шедевры Русского музея и с помощью музейных же работников подменяла этими копиями оригиналы. Обман раскрылся лишь после того, как некоторые подлинники (в частности, картины Павла Филонова) были выставлены в парижском центре Помпиду.
И еще одна хитроумная уловка преступников зафиксирована немецкой полицией. Они, оказывается, иной раз подделывают инвентаризационные описи, изымают из музеев и картинных галерей ценнейшие произведения и переправляют их на «черный рынок», который жадно поглощает подобный «товар». Не составляет ныне секрета и тот факт, что некоторые совместные предприятия, специализирующиеся на торговле Восток - Запад, тайком продают по всей Европе русские иконы, многим из которых в буквальном смысле нет цены. И хотя немецкие торговцы произведениями искусства дружно утверждают, что они не имеют ничего общего с восточноевропейскими гангстерами, это, к сожалению, не всегда соответствует истине. Впрочем, Курт Циммерман, совладелец штутгартского магазина «Бюлер» и председатель земельного объединения торговцев антиквариатом в Баден-Вюртемберге, и сам как-то признал, что «многие торговцы бывают неосторожны...»
И еще одно следует отметить: подчас у музеев и картинных галерей, особенно в Восточной Европе, просто нет денег на то, чтобы обратить внимание общественности на утрату тех или иных художественных сокровищ. Так за объявление о розыске в лондонском журнале «Трейс» одно российское агентство вместо наличных денег предложило... красную рыбу. Главный редактор Филипп Саундерс вынужден был отказать: «К сожалению, мы не приспособлены к меновой торговле». Но кто же при такой ситуации остается в выигрыше? Разумеется, только воры...
Журнал «ШПИГЕЛЬ»
ПРАГА - ГАМБУРГ