Верховная Рада приняла закон о выполнении решений и использовании практики Европейского суда по правам человека. За это решение проголосовали 292 народных депутата из 400.
В законе предлагается урегулировать правоотношения, возникающие в связи с обязанностью государства выполнять решения Европейского суда по правам человека по делам против Украины, с необходимостью устранения причин нарушения Украиной Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней. А кроме того — с необходимостью внедрения в украинское судопроизводство и административную практику европейских стандартов прав человека с целью создания условий для уменьшения количества заявлений, поданных в Европейский суд.
Закон определяет такие термины как «орган представительства» — орган, ответственный за обеспечение представительства Украины в Евросуде, «орган исполнения» — орган, ответственный за выполнение решений Евросуда. «Взыскатель» — это либо заявитель, в пользу которого Евросудом вынесено решение, либо лицо, с которым достигнуто дружеское урегулирование (его представитель или правопреемник». Кроме того, взыскатель — это лицо или группа лиц, в пользу которых решение Европейского суда определило обязанность Украины в межгосударственном деле.
В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, решение Евросуда является обязательным для выполнения на всей территории Украины. Согласно законопроекту, выполнение решения Европейского суда осуществляется за счет государственного бюджета Украины. Средства на финансирование расходов на выполнение решений Европейского суда определяются отдельной бюджетной программой в законе Украины о госбюджете на соответствующий год. В течение трех дней с момента получения сообщения о вступлении в силу решения Европейского суда, орган представительства должен подготовить и отослать для публикации в газетах «Урядовый курьер» и «Голос Украины» краткое изложение решений Европейского суда на украинском языке. В течение трех дней орган представительства высылает краткое изложение решения взыскателю, уполномоченному Верховной Рады по правам человека, госорганам, должностным лицам и другим субъектам, непосредственно причастным к делу, по которому установлено решение Евросуда.
Государство обеспечивает перевод и публикацию полных текстов решений Европейского суда на украинском языке в специальных изданиях.
Закон устанавливает, что в течение трех дней со дня получения сообщения суда о вступлении в силу его решения орган представительства посылает взыскателю сообщение с разъяснением его права подать в государственную исполнительную службу заявления о выплате возмещения, в котором должны быть указаны реквизиты банковского счета для перечисления средств.
Взыскатель посылает в государственную исполнительную службу оригинальный текст и перевод резолютивной части решения Европейского суда. Государственная исполнительная служба в течение трех дней с момента получения соответствующих документов открывает исполнительное производство. Выплата возмещения должна быть произведена в трехмесячный срок с момента вступления в силу решения Европейского суда.
Меры индивидуального характера принимаются дополнительно к выплате возмещения с целью обеспечить возобновление нарушенных прав взыскателя. Мерами индивидуального характера, согласно законопроекту, является возобновление, насколько это возможно, предыдущего юридического состояния, которое взыскатель имел до нарушения конвенции, а также мероприятия кроме возмещения, предусмотренные в решении суда о дружеском урегулировании вопроса. Эти меры принимаются с целью обеспечения соблюдения государством положений конвенции, нарушение которых установлено решением Европейского суда, с целью обеспечения устранения недостатков системного характера, лежащих в основе выявленного судом нарушения. Еще одна задача — устранить выявленные таким образом оснований для поступления в суд заявлений против Украины в связи с проблемой, которая уже была предметом рассмотрения в суде.
В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения решения Европейского суда виновные служебные лица несут административную, гражданскую либо уголовную ответственность, предусмотренную законами Украины. Суды Украины должны применять при рассмотрении дел конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также практику Европейского суда как источника права.
Орган представительства осуществляет юридическую экспертизу всех законопроектов, а также законность тех нормативных актов, на которые распространяется требование государственной регистрации на предмет соответствия Конвенции. По результатам готовится специальный вывод, при этом неосуществление такой проверки или наличия вывода о несоответствии законопроекта или подзаконного акта требованиям конвенции является основанием для приостановления дальнейшего рассмотрения законопроекта или для отказа в государственной регистрации соответствующего подзаконного акта.
Изучение конвенции и практики Европейского суда являются обязательным элементом для получения диплома о высшем образовании в отрасли права. В случае необходимости в политической и управленческой отраслях, а также для сдачи квалификационных экзаменов для судей, адвокатов, нотариусов.