Постприватизационный синдром может стать барьером на пути инвестиций в Украину

Поделиться
На стыке 2003—2004 годов проектный ресурс перевалки грузов Ильичевского морского торгового порта, возведенного в далеком 1976-м, практически полностью исчерпался...

На стыке 2003—2004 годов проектный ресурс перевалки грузов Ильичевского морского торгового порта, возведенного в далеком 1976-м, практически полностью исчерпался. Перед руководством транспортного узла возникла дилемма: наращивать или модернизировать перевалочные мощности. Иначе — неизбежный кризис. Закономерная переориентация транзитных грузопотоков на соседние порты, прежде всего на терминалы румынской Констанцы, где в течение последнего года объем перевалки контейнеров возрос в полтора раза.

Группа специалистов инженерно-технических и производственных служб порта вскоре предложила на рассмотрение администрации, а затем и штаба транспортной отрасли так называемую программу «4М» — проект наращивания мощностей до 4 млн. ТЕU в год. И в августе минувшего года, после одобрения Минтранссвязи Украины, администрация порта ее обнародовала. Предстояло найти стратегического инвестора, способного вложить в проект до 500 млн. долл. То есть фактически профинансировать создание нового конкурентоспособного контейнерного порта в украинском Причерноморье. Программа «4М» вызвала интерес у ряда потенциальных инвесторов, в том числе у известных мировых контейнерных компаний. К примеру, французская СМА СGМ выразила готовность инвестировать средства в развитие «свободного» порта Ильичевск. Но оказалось, что такой юридической формы инвестирования в Украине не существует. Высказала предварительный интерес к участию в проекте и компания Маеrsk SeaLand. Однако при этом обусловила инвестирование непременным условием — приобретением контрольного пакета акций контейнерного терминала. И тут снова выяснилось, что приобретение в собственность активов украинского терминала противоречит действующему законодательству. В силу очевидных причин, прежде всего особенностей украинского законодательства, не смогли также заинтересовать транспортное ведомство и администрацию порта такие предлагаемые формы инвестирования, как концессия или долгосрочная аренда. Ко всему прочему и суммы инвестиций, заявленные компаниями, позволяли лишь частично профинансировать масштабную программу «4М»…

В конце концов, совпали взаимные интересы, не противоречащие требованиям законодательства, у Ильичевского порта и фирмы «Укртрансконтейнер» — частного предприятия, основанного на собственности иностранного юридического лица — компании «Транскарго Европа Лтд». Фирма зарегистрирована в Лондоне (Великобритания) и функционирует на основании английских законов. Эта реально действующая компания, возглавляемая гражданкой Великобритании Дж. Алинсон, входит в качестве партнера совместно с российской «Национальной контейнерной компанией» в бизнес-группу «Северстальтранс». ООО «Национальная контейнерная компания», являющееся лидером российского контейнерного бизнеса, под управлением которого находятся крупнейший на Балтике «Первый контейнерный терминал» в порту Санкт-Петербург, ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие», «Владивостокский контейнерный терминал», «Каспийский контейнерный терминал» в Астраханской области, высказала готовность стать основным инвестором проекта развития Ильичевского контейнерного терминала. То есть вложить в ближайшие годы в модернизацию этого подразделения порта через свое украинское предприятие «Укртрансконтейнер» до 500 млн. долл. Лишним свидетельством того, что менеджеры «НКК» способны развивать производственные мощности и наращивать перевалку грузов может служить то, что в течение восьми месяцев 2005 г. терминалы, находящиеся под управлением компании, обработали 572 731 ТЕU — на 41% больше аналогичного показателя минувшего года. В том числе в августе прирост составил 77 190 ТЕЦ — на треть больше по сравнению с августом 2004-го…

Такова предыстория деятельности инвестора — лидера российского контейнерного бизнеса, имеющего колоссальный опыт модернизации и развития портовых терминалов, а также накопленный легальный капитал от контейнерного бизнеса. Часть капитала и планируется направить в совместную деятельность с Ильичевским портом — прежде всего на развитие мощностей контейнерного терминала для достижения пропускной способности терминала до 4 млн. ТЕU в год (общепринятое условное обозначение эквивалентное одному стандартному 20-футовому контейнеру). Кстати, в 2004 году Ильичевским контейнерным терминалом обработано всего 196 тыс. ТЕU. Что, впрочем, неудивительно и обусловлено практически полным износом перегрузочной техники, площадок и причалов контейнерного терминала, острым недостатком площадок, специально оборудованных под хранение контейнеров, невозможностью для существующего терминала обеспечить требуемый клиентурой уровень сервиса — технологии, скорость обработки и объем грузопотока. Налицо реальная опасность остановки темпов роста грузопотока и даже потери существующего с учетом жесткой конкуренции развивающихся контейнерных терминалов в портах Констанцы и Одессы.

Таким образом, единственная фирма «Укртрансконтейнер» согласилась с обнародованными в СМИ предложениями Ильичевского порта о сотрудничестве в рамках договора о совместной деятельности и реализации программы «4М». Программа предполагает безусловное сохранение государственной собственности на активы порта и поэтапное инвестирование в контейнерный терминал исключительно за счет средств инвестора — без вложения средств портом и государством. В частности, уже полностью согласован тремя комиссиями Минтранссвязи первый этап инвестирования. На протяжении 1,5—2 лет инвестор обязался вложить 51 млн. долл. 28 млн. долл. на приобретение ключевой перегрузочной техники — причальные и тыловые контейнерные перегружатели, покупку тягачей, еще 23 млн. долл. целевым назначением — на капитальную реконструкцию причалов и их тылов. Кроме того, выделяются средства на капитальный ремонт существующих причальных и тыловых перегружателей и автоконтейнеровозов, обеспечение терминала информационной системой управления и учета, строительство административно-хозяйственных помещений, что в комплексе позволит уже в 2007 году увеличить пропускную способность и обрабатываемые контейнерным терминалом грузопотоки не менее чем в 3 раза — до 600—650 тыс. ТЕU в год.

Ильичевский порт предоставил в качестве своего вклада, согласно договору о совместной деятельности, отдельные причалы, тыловые площадки и производственное оборудование. Специалистами независимой Укринвестэкспертизы вклад порта оценен по рыночной стоимости в 17,6 млн. долл. Это в несколько раз превышает общую балансовую стоимость данных активов. Отчет об указанной оценке получил положительную рецензию Фонда госимущества Украины. Договором о совместной деятельности также обусловлено, что передача портом имущества в качестве его вклада для использования в совместной деятельности не изменяет правового статуса этого имущества — оно остается государственной собственностью и закреплено за портом на праве хозяйственного ведения.

В случае выполнения инвестором своих обязательств по реализации первого этапа инвестирования до 1 января 2008 года стороны намерены перейти к реализации, второго этапа развития контейнерного терминала. Для этого предусмотрено выделение 65 млн. долл. А позже приступить и к реализации третьего, завершающего этапа, предусматривающего инвестирование 380 млн. долл. Согласно условиям договора о совместной деятельности, доля причитающейся инвестору прибыли от работы контейнерного терминала будет исчисляться только исходя из фактически внесенного и документально подтвержденного вклада инвестора. Соответственно, до момента ввода в эксплуатацию нового комплекса причалов, покупки новой и завершения капремонтов существующей техники, освоения целевых инвестиций, практически вся прибыль от работы контейнерного терминала будет оставаться в порту. При этом размер прибыли от работы контейнерного терминала увеличится уже в первые месяцы совместной работы за счет снижения управленческих затрат, обработки дополнительных грузопотоков в результате повышения производительности работы терминала и вложения средств в реконструкцию существующего технологического оборудования, внедрения современных компьютерных систем.

Напомним: уже по результатам августа текущего года, первого месяца работы менеджмента ЧП «Укртрансконтейнер», поставлен абсолютный рекорд по обработке контейнеров — перегружено свыше 28 тыс. ТEU. В рамках реализации договора о совместной деятельности «Укртрансконтейнер» зарегистрировал первые вложенные в проект 2 млн. долл. в качестве иностранных инвестиций, поступивших в уставный фонд ЧП «Укртрансконтейнер». Эта сумма в гривневом эквиваленте перечислена на счет совместной деятельности, согласно договору с портом, и начат процесс освоения средств. В частности, осуществляется закупка запчастей и инструментов, организация компьютерной системы учета и управления, ремонт техники, а также реализация социальных программ для переведенных из порта на терминал работников и выполнения иных требований колдоговора.

Согласно договору, ЧП «Укртрансконтейнер» гарантирует порту ежегодное получение прибыли (доли порта от совместной деятельности) в размере не меньшем, чем порт самостоятельно получил в 2004 году в результате обработки 196 тыс. ТЕU. Этот показатель грузопереработки является наилучшим для порта за все годы работы контейнерного терминала. Таким образом, сама конструкция данного инвестиционного проекта и, соответственно, заключенного договора предусматривает получение государственным предприятием большей, или уж никак не меньшей, чем в лучший год его самостоятельной работы, прибыли от эксплуатации контейнерного терминала.

Что касается создания условий труда и социальных гарантий работникам Илъичевского порта, которые в августе текущего года на основании личных заявлений переведены из порта на работу в ЧП «Укртрансконтейнер» для работы по договору о совместной деятельности. Всем работникам предприятие «Укртрансконтейнер» обеспечивает полный социальный пакет (условия организации и оплаты труда, охрану труда, социальные гарантии), предусмотренный в Коллективном договоре на день заключения договора о совместной деятельности. Что юридически закреплено в дополнительном соглашении от 18.07.2005 г. и приложении №5 от 27.07.2005 г. к договору о совместной деятельности, а также в Коллективном договоре предприятия «Укртрансконтейнер» от 11.07.2005 г., который подписан директором предприятия и избранным представителем трудового коллектива предприятия и зарегистрирован в установленном законом порядке.

Порт гарантировал, что в случае расторжения или прекращения действия договора о совместной деятельности по любым основаниям все вышеуказанные работники будут приняты на работу в порт на тех же условиях, которые были на дату их увольнения по переводу из порта в «Укртрансконтейнер». Это также распространяется на случаи обратного перевода работника в порт по его желанию в течение шести месяцев, начиная с даты перевода. В порядке стимулирования работников для повышения производительности труда повышена заработная плата не менее чем на 20%, а также начата работа по улучшению их условий труда и быта. Выполняются мероприятия в рамках взятых администрацией ЧП «Укртрансконтейнер» обязательств по социальному пакету, согласно колдоговору Ильичевского порта. Кроме того, начата работа по подготовке к зиме, в рамках которой производится ремонт бытовок, улучшаются условия труда и быта сотрудников контейнерного терминала.

С августа 2005 г. из ИМТП в «Укртрансконтейнер» было переведено 456 портовиков, на основании поданных ими личных заявлений об увольнении из ИМТП по переводу и о приеме на работу в «Укртрансконтейнер», что было произведено администрацией ИМТП и «Укртрансконтейнер» в полном соответствии с действующим законодательством Украины и не требовало каких-либо согласований с профсоюзами, поскольку основывалось на волеизъявлении самих людей с сохранением всего социального пакета и условий труда.

Вместе с тем, нельзя не упомянуть о своеобразном постприватизационном синдроме, похоже, затронувшем некоторых портовых профактивистов. Трудно ведь чем-либо иным объяснить сверхактивность некоторых из них, позволивших себе, безапелляционно не обременяя заботой поиска доказательств, заявлять о пагубности реализуемого данного инвестиционного проекта для госпредприятия. Отсутствие реальной поддержки работников контейнерного терминала вынудило их пойти на подстрекательство остальной части портовиков и незаконные действия по инициированию профактивистами забастовки, запланированной на 4 октября. Это, разумеется, послужило основанием для администрации порта обратиться в суд для защиты законных прав и интересов государственного предприятия и трудового коллектива. 27 сентября Ильичевский горсуд принял определение, которым запретил лидерам профсоюзных организаций С.Брызгалову (ПРМТУ), А.Бойчуку (Независимый профсоюз) и другим активистам «предпринимать какие-либо действия, направленные на организацию и проведение забастовки в Ильичевском морском торговом порту, до рассмотрения данного дела по существу». Помимо приведенных фактов, письмом вышестоящей профсоюзной организации (Центральный совет ПРМТУ) от 5 сентября за подписью заместителя председателя профсоюза А.Чернявского подтверждается, что Центральный совет ПРМТУ не поддерживает действий Брызгалова, не усматривает нарушений в содержании договора о совместной деятельности или ущемления прав портовиков. Также категорически не поддерживаются действия инициаторов незаконной забастовки третьим портовым профсоюзом докеров-механизаторов, возглавляемым А.Барановским, что подтверждено соответствующим решением профкома от 28 сентября.

Реализация совместного проекта порта и ЧП «Укртрансконтейнер» по модернизации и наращиванию производственных мощностей контейнерного терминала порта и достижению международных стандартов обработки контейнерных грузопотоков в рамках украинской транспортной инфраструктуры будет осуществлена вопреки временным сложностям инвестиционного климата постприватизационного периода в Украине.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме