Специалисты утверждают, что кражи историко-культурных ценностей составляют не более 0,2% от общего числа имущественных преступлений. По статистике это лишь незначительная доля правонарушений, а с точки зрения сохранения культурного наследия — невосполнимые потери. Бытует мнение, что из Украины самое ценное уже вывезено. Однако национальная сокровищница святынь и раритетов отнюдь не оскудела — об этом свидетельствует происшествие в Кировоградской области…
Сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью региона задержали организованную преступную группу, которая совершала кражи раритетов из музеев и антикварных магазинов европейских стран. Милиция изъяла более 25 бесценных предметов, похищенных в Украине, России, Польше, Франции, Италии и Швейцарии.
Задержав первого подозреваемого, оперативники обнаружили под сиденьем его автомобиля подлинник картины Ивана Айвазовского «Морской вид», похищенный летом 2005 года из Одесского художественного музея. Позже был задержан его напарник. Всего злоумышленники совершили более 20 краж в упомянутых странах. На квартире задержанных и их родственников были обнаружены уникальные предметы истории культуры многих государств, в частности золотые и серебряные ордена и медали, старинные картины и часы, бронзовые и фарфоровые вазы и статуэтки…
Установлена причастность группы к похищению из Севастопольского художественного музея картины художника Василия Поленова «Монастырь над рекой», которая оценивается на рынках Европы в сумму не менее 100 тыс. долл.
По оперативной информации правоохранительных органов, многие кражи преступники совершали под заказ для продажи на теневом рынке. Сбывали экспонаты в одном из городов СНГ, отдавая произведения искусства по цене, составлявшей всего 5% их реальной стоимости.
В настоящее время устанавливается местонахождение других украденных экспонатов и проверяется причастность задержанных к совершению подобных преступлений.
Нужен ли единый реестр?
Сегодня в Украине расследованием хищений культурных ценностей занимается отдел раскрытия имущественных преступлений Департамента уголовного розыска.
Коллектив, учитывая количество таких дел, небольшой — всего девять человек. Кроме того, в УВД каждой области есть оперативные работники, закрепленные за этой линией. Хищения культурных ценностей считаются преступлениями общекриминальной направленности, поэтому особой специализации нет — ими занимаются оперативники, раскрывающие кражи, грабежи и разбои.
Нет и специальной статьи уголовной ответственности за кражу произведений искусства. Эти преступления подпадают под статью 185 Уголовного кодекса, а мера наказания зависит от части статьи — в зависимости от нанесенного ущерба. Преступники осуждаются на небольшой срок, обычно не больше пяти лет. Бытовая квартирная кража и похищение произведений искусства по закону фактически равны.
Комментирует начальник отдела Департамента уголовного розыска МВД Украины Владимир Гусак:
— Главная наша проблема на государственном уровне — создание единого государственного реестра культурных ценностей. Еще в 1998 году было принято соответствующее постановление Кабинета министров Украины №18-88 о создании реестра, но оно до сих пор не выполняется.
Необходимо сфотографировать все ценности, которые находятся у Министерства культуры в музеях, чтобы был учет, создать каталог. Кроме государственных собраний, предусмотрено включение в него и произведений искусства из частных коллекций (исключительно с согласия владельцев). Надеемся, что честные коллекционеры пойдут нам навстречу.
Было достигнуто соглашение с руководством Киевского патриархата, одобрившего идею создания каталога и маркировки икон. Что касается храмов Московского патриархата, то проблем быть не должно — в России давно уже созданы каталоги предметов культуры в церквях, например в Нижнем Новгороде это давно практикуется. Все упирается в отсутствие финансирования, хотя по нашим подсчетам затраты будут небольшими. У нас есть база похищенного антиквариата, специалисты легко адаптируют ее под единый реестр. Есть программное обеспечение, цифровая фототехника, мы согласны выделить специалистов. Все упирается в Министерство культуры…
Создание единого реестра произведений искусства — деликатный предмет. Интересен опыт соседних государств, например в Белоруссии до 70-х годов кражи в церквях вообще не регистрировались или квалифицировались как мелкое хищение. Только после составления экспертами-искусствоведами каталогов историко-культурных ценностей такие кражи квалифицировать как хищения в особо крупном размере. После обретения Белоруссией независимости были созданы новые каталоги, поскольку до 1990 года в стране было более 500 культовых учреждений, а сейчас их более двух тысяч. В настоящее время к единому реестру имеет доступ весьма ограниченный круг лиц, поскольку в свое время в результате доступности списка ценностей, находящихся в костелах Гродненской области, произошла серия краж.
В России в настоящее время находятся в розыске 50 тысяч картин и других предметов старины. Злоумышленники крадут их под заказ, нередко варварски обращаясь с уникальными произведениями. Однако положение российских оперативных работников несколько иное — там существуют специализированные отделы в МВД и на местах.
За последние два года более 580 музеев РФ расторгли договоры на охрану с МВД Российской Федерации. В Костромской области были ограблены все церкви без сигнализации. Российский уголовный розыск наладил оперативные контакты со службами Западной Европы, в результате чего из Финляндии возвращена картина художника Зарубина, а из Литвы — 28 икон.
В Украине за последние годы совершено около трех тысяч краж культурных ценностей, раскрыто всего лишь 40% из них. Все ценные предметы, похищенные в нашей стране, выставлены в розыск Интерпола — там есть полный перечень с изображением похищенного, в том числе булава Богдана Хмельницкого, топазы, украденные в Киеве в 90-х годах, картины из Черниговской коллекции…
Благодаря содействию Интерпола к нам вернулись лишь две картины из Полтавской коллекции, которые были выставлены на аукционе в Великобритании. Злоумышленника задержали, им оказался наш соотечественник.
В последнее время особым спросом среди похитителей пользуются картины украинских художников XX века. В храмах остались преимущественно иконы XVIII—XX веков, даже XVII встречается редко. Коммерческая ценность таких икон зачастую невелика, и чаще похищают кресты, дарохранительницы, любую церковную утварь, изготовленную из драгоценных металлов.
Частные коллекции грабят в основном случайно, 70—80% предметов старины пропадают в результате квартирных краж. Обычно это иконы небольшого размера, писанные мастерами в монастырях. Наиболее ценными из них считают иконы старообрядцев, проживающих в Одесской области.
Самые «нашумевшие» дела — ограбление в 2000 году Корецкого монастыря в Ривненской области, откуда было похищены три очень ценные иконы, и кража из Черниговского художественного музея в 1997 году, где было похищено 13 картин на сумму 3 млн. долл. Все эти произведения искусства до сих пор не удалось вернуть…
На Кристи и Сотби украинских раритетов нет…
Статистика свидетельствует, что чаще всего краденое сбывают за рубеж — в частные коллекции или антикварные магазины. Последние, если дорожат своей репутацией, проверяют покупки в розыске — похищено или нет?
Провозят краденое примитивным методом — в тайниках вагонов и автомобилей, иногда дипломатической почтой.
Для законного вывоза из Украины раритета, нужно разрешение Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей, которая дает свою экспертную оценку. По этим документам произведения искусства можно продавать за рубежом.
Охотники за антиквариатом по своим каналам сбывают его скупщикам краденого, а те изготовляют поддельные документы, удостоверяющие легальность товара.
Немалую лепту в развитие «теневого» рынка антиквариата вносит и публика, которая собирается в дарницком парке Победы, возле помещения клуба коллекционеров. Эти скупщики выставляют в парке свои коллекции, обмениваются и продают экспонаты. Сюда попадают предметы старины из всей Украины.
По раритетам, похищенным в результате квартирных краж, лидирует Одесская область, по ограблениям музеев — Киевская, а по кражам картин — Николаев, Севастополь, Киев и Закарпатье.
Похищенные ценности обычно возвращаются прежним хозяевам по решению суда.
Товарами, конфискованными на таможне, чаще всего занимается Львовское СБУ, которое сотрудничает с уголовным розыском. Два года назад специалистам удалось спасти большую коллекцию католических икон в Черновцах, она была передана в музей и сейчас находится на реставрации, поскольку владелец следствием не установлен.
На крупных международных аукционах, таких как Кристи или Сотби, похищенные из Украины раритеты появляются крайне редко. Лишь однажды «засветились» альбомы и атласы, украденные из Львовской библиотеки, но даже Интерпол не смог помочь прояснить их дальнейшую судьбу.
Если из-за рубежа в Украину приезжает уникальная коллекция произведений искусства, «посмотреть» экспозицию наведываются многие службы — СБУ и уголовный розыск. Ищут краденое, проверяют охрану, присматриваются к посетителям.
Рассказывает Владимир Гусак:
— Сошел снег и, хотя экспедиции еще не выехали, скоро начнутся раскопки. Для нас это самое горячее время года. В парке Победы, где собираются скупщики древностей, много предметов, добытых нелегалами. Среди них попадается даже скифское золото. Проконтролировать этот процесс практически невозможно, поскольку у нас полно «черных археологов». Они ведут раскопки по-варварски. Например, в Крыму, вдоль дороги от Бахчисарая к Симферополю, находятся курганы. Прямо по их центру все разрыто бульдозером. По закону в конце лета каждый археолог должен сдать отчет — что, где и сколько он выкопал, а находки передать в свое ведомство. Есть и правила торговли предметами антиквариата. Но ответственности за нарушение этих правил не предусмотрено. Существует статья 298, часть 3 Уголовного кодекса «Уничтожение и разрушение памятников истории и культуры с целью поиска движимых объектов», но чтобы привлечь к ответственности злоумышленника, нужно схватить его с поличным, а на сегодняшний день мы даже не знаем — сколько лиц получило разрешение на право проведения раскопок этим летом?
Федеральное бюро расследований объявило о десяти самых громких преступлениях в сфере искусства. Краденое оценивается специалистами в 600 млн. долл. В этот список попала диоритовая статуя Энтимены и почти пять тысяч цилиндрических печатей, украденных с мест археологических раскопок. Второе место в списке ФБР занимает кража картин в 1990 году из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, которые оцениваются в 300 млн. долл. В руки грабителей попали, в частности, три картины кисти Рембрандта и одна — Моне. Из десятка самых громких преступлений удалось раскрыть лишь одно, на что у полиции ушло пять лет. Среди разыскиваемых картин числятся шедевры Рембрандта, Ренуара, Да Винчи, Сезанна, Ван Гога и других известных художников. Они были украдены из разных музеев мира за последние десять лет. Похищенные в результате 10 самых громких преступлений произведения искусства оцениваются специалистами в 600 миллионов долларов.