О временном ограничении конституционных прав

Поделиться
Верховный суд Украины обнародовал постановление пленума ВС «О некоторых вопросах применения суд...

Верховный суд Украины обнародовал постановление пленума ВС «О некоторых вопросах применения судами Украины законодательства при даче разрешений на временное ограничение отдельных конституционных прав и свобод человека и гражданина во время осуществления оперативно-разыскной деятельности, дознания и досудебного следствия». Приводим отдельные разъяснения Верховного суда Украины.

Ограничение указанных конституционных прав и свобод человека и гражданина во время проведения оперативно-разыскной деятельности, дознания и досудебного следствия допускается только по мотивированному решению суда (кроме случая, предусмотренного частью третьей статьи 30 Конституции Украины) и носит исключительный и временный характер. До возбуждения уголовного дела они применяются с целью предотвращения тяжкого или особо тяжкого преступления, если другим способом получить информацию невозможно. Предоставление разрешения на проведение оперативно-разыскных мероприятий после возбуждения уголовного дела не зависит от тяжести преступления.

В случаях, предусмотренных законом, по решению суда могут быть истребованы документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов.

Закон (часть вторая статьи 8 Закона Украины «Об оперативно-разыскной деятельности») не требует согласования с прокурором представления руководителя оперативного подразделения или его заместителя о негласном проникновении в жилище или в другое владение лица, снятии информации с каналов связи, контроле за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и иной корреспонденцией, применении других технических средств для получения информации во всех иных случаях.

В случае поступления в производство суда представления, которое должно быть согласовано с прокурором, но с ним не согласовано, суд должен отказать в его рассмотрении, о чем выносится мотивированное постановление. Такой отказ не препятствует повторному обращению в суд по тому же вопросу после согласования представления с прокурором.

В представлении руководителя оперативного подразделения или его замес­тителя о негласном проникновении в жилище или в другое владение лица, снятии информации с каналов связи, осуществлении контроля за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и иной корреспонденцией, при­менении других технических средств для получения информации должно ука­зываться: кем и когда заведено оперативно-разыскное или контрразведывательное дело, его номер; лицо, относительно которого предлагается осуществить соответствующие мероприятия, с указанием всех возможных данных о нем; основание для осуществления оперативно-разыскной и контрразведывательной деятельности, признаки преступления, указанные в постановлении о заведении дела, и статьи (части статьи) Уголов­ного кодекса Украины (далее — УК).

В представлении должны содержаться ссылки на соответствующие положения законов Украины, которыми определены основания применения мероприятий; указана цель, с которой предлагается их осуществить; обосновываются сроки их применения и невозможность получить информацию другим способом; орган или лицо, которое будет осуществлять мероприятия. Должно быть указано, какие именно мероприятия предлагается осуществить, способ их осуществления, объект осуществления мероприятий с конкретными характеристиками (номер канала связи, его вид, адрес жилья или иного владения лица, мотивированные данные об их принадлежности лицу и данные о том, что лицо может пользоваться ими и т.п.).

Суды не имеют права предоставлять разрешение на проведение оперативно-разыскных мероприятий, которыми временно ограничиваются конституционные права и свободы человека и гражданина, если относительно лица не заведено оперативно-разыскное или контрразведывательное дело либо нет данных, которые бы свидетельствовали, что получить информацию иным способом невозможно.

Объемы предоставления материалов дела определяются судьей. Невыполнение законных требований судьи может быть основанием для отказа в удовлетворении представления.

При рассмотрении представлений суды должны обращать особое внимание на сроки, в течение которых планируется ограничить права человека. В любом случае эти сроки не могут превышать сроки ведения конкретного оперативно-разыскного дела (статья 91 Закона Украины «Об оперативно-разыскной деятельности»).

Рассмотрение представлений, внесенных в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 97 и частью третьей статьи 187 УПК, частью второй статьи 8 Закона Украины «Об оперативно-разыскной деятельности», статьей 15 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», статьей 7 Закона Украины «О контрразведывательной деятельности», осуществляется судьей безотлагательно в режиме, обеспечивающем неразглашение данных, которые содержатся в них и соответствующих материалах дела. Оригиналы и вторые экземпляры представления и постановления суда готовятся и хранятся с соблюдением правил тайного делопроизводства. В данном случае ведение протокола судебного заседания законом не предусмотрено.

Представление следователя о проведении осмотра, обыска или выемки из жилища или другого владения лица, ареста на корреспонденцию и ее осмотр, снятии информации с каналов связи рассматривается судом только относительно возбужденного уголовного дела, которое находится в его производстве. Возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления не является препятствием для рассмотрения указанных представлений.

Арест на корреспонденцию и снятие информации с каналов связи допускается только при наличии достаточных оснований считать, что в письмах, телеграфной и другой корреспонденции содержатся данные о совершенном преступлении или документы и предметы, имеющие доказательное значение, и если иными способами получить эти данные невозможно.

До возбуждения уголовного дела может быть наложен арест на корреспонденцию и принято решение о снятии информации с каналов связи с целью предотвратить преступление.

Судам необходимо учитывать, что в соответствии с практикой Европейского суда по правам человека понятия «жилище» в пункте 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод (Рим, 4.XI.1950) охватывает не только жилище физических лиц. Оно может распространяться на офисные помещения, которые принадлежат физическим лицам, а также офисы юридических лиц, их филиалов и прочие помещения.

Как «другое владение» следует понимать такие объекты (естественного происхождения и искусственно созданные), которые по своим свойствам дают возможность туда проникнуть и сохранить или скрыть определенные предметы (вещи, ценности).

Суд не вправе решать вопросы о виновности лица в совершении преступления, давать оценку доказательствам с точки зрения их достоверности и достаточности для квалификации действий лица или решать иные вопросы, подлежащие решению во время судебного разбирательства уголовного дела.

В постановлении о проведении принудительной выемки из жилища или иного владения лица должны быть указаны точные данные о предметах, подлежащих изъятию, в частности их описание и характеристика. Если эти предметы имеют номера или другие данные (например, технический паспорт), об этом суд также должен указать в постановлении. Кроме того, постановление должно содержать конкретный перечень предметов (вещей, документов), подлежащих изъятию. Не допускается при этом такая формулировка постановления, которая позволяет ее расширяющее толкование.

В соответствии со статьями 177, 178 УПК, постановление судьи о проведении обыска и выемки обжалованию не подлежит. На постановление судьи об отказе в проведении этих действий прокурор может подать апелляцию в апелляционный суд. Постановление о наложении ареста на корреспонденцию или снятии информации с каналов связи обжалованию не подлежит и на него не может быть внесено представление прокурора.

В соответствии с пунктом 10 части второй статьи 14 Закона Украины «Об оперативно-разыскной деятельности», прокурор имеет право опротестовать постановление суда о разрешении или отказе на проведение оперативно-разыскных мероприятий.

По содержанию закона, апелляционный суд при рассмотрении апелляции прокурора на постановление судьи местного суда об отказе в проведении обыска или выемки из жилища или другого владения лица не может выносить свое постановление о предоставлении разрешения на проведение указанных следственных действий. При наличии оснований апелляционный суд, отменив постановление местного суда, возвращает дело на новое судебное разбирательство.

СПРАВКА

В соответствии со статьей 64 Конституции Украины, конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. Конституцией и законами Украины предусматривается возможность временного ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренного статьями 30, 31, 32 Конституции Украины, во время проведения оперативно-разыскной деятельности, дознания и досудебного следствия. Основания и порядок осуществления мероприятий, связанных с временным ограничением этих конституционных прав и свобод человека и гражданина, определены Уголовно-процессуальным кодексом Украины, законами Украины №2135-ХІІ от 18 февраля 1992 г. «Об оперативно-разыскной деятельности», № 565-ХІІ от 20 декабря 1990 г. «О милиции», № 374-ІV от 26 декабря 2002 г. «О контрразведывательной деятельности», № 3341-ХІІ от 30 июня 1993 г. «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью».

В соответствии с пунктами 7, 9 части первой, части второй статьи 8 Закона Украины «Об оперативно-разыскной деятельности», пункта 6 части второй статьи 7 Закона Украины «О контрразведывательной деятельности», статьи 15 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», по мотивированному решению суда могут быть применены такие ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные статьями 30, 31, 32 Конституции Украины: негласное проникновение в жилище или другое владение лица; снятие информации с каналов связи; контроль за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией; применение других технических средств получения информации.

УПК предусмотрена возможность применения таких ограничений указанных конституционных прав и свобод человека и гражданина:

принудительная выемка из жилища или другого владения лица (статья 141, часть четвертая статьи 178 УПК);

арест на корреспонденцию и снятие информации с каналов связи (статья 141, часть четвертая статьи 187 УПК);

осмотр и выемка корреспонденции и исследование информации, снятой с каналов связи (статья 1871 УПК).

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме