О БАНКОВСКОЙ ТАЙНЕ И «ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ»

3 декабря, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №48, 3 декабря-10 декабря

Государственная налоговая администрация активизировала действия, направленные на издание актов,...

Государственная налоговая администрация активизировала действия, направленные на издание актов, обязывающих коммерческие банки предоставлять информацию о расчетных операциях, осуществляемых со счетами клиентов банка. Очередным документом стал проект «Порядка обмена информацией между Национальным банком Украины, коммерческими банками и их учреждениями с органами государственной налоговой службы об осуществлении необычных (подозрительных) операций на счетах клиентов».

Юридическая экспертиза, проведенная специалистами Ассоциации украинских банков (АУБ), показала, что разработанный ГНА проект не соответствует действующему законодательству и практически отменяет правовые нормы статьи 52 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», которые устанавливают и регулируют вопросы банковской тайны.

В частности, пунктом 1 отмеченного порядка предусматривается, что НБУ и коммерческие банки обязаны систематически предоставлять ГНА информацию о «необычных» операциях со счетами клиентов в электронном виде.

Выдвигая подобные требования, ГНА нарушает правовые нормы нескольких законодательных и нормативных актов Украины, в частности статьи 19 Конституции, статьи 52 Закона «О банках и банковской деятельности», статьи 12 Закона «О системе налогообложения», статьи 11 Закона «О государственной налоговой службе в Украине», указа Президента Украины «О некоторых вопросах защиты банковской тайны» и тому подобное.

Как считают специалисты АУБ, коммерческие банки, в соответствии со статьей 52 Закона «О банках и банковской деятельности», в большинстве случаев не являются владельцами информации, они лишь имеют к ней доступ в силу специфики своей деятельности и выступают гарантами ее сохранения как относящейся к банковской тайне, сообщает УНИАН.

Как считает вице-президент АУБ Антонина Паламарчук, предоставление такой информации третьему лицу без согласия ее владельца фактически побуждает банки к ее разглашению и нарушению норм действующего закона.

Кроме того, проектом порядка вводится понятие «необычных (подозрительных) операций» и устанавливаются критерии их определения. Однако ни одним законодательным актом Украины такие понятия не определены, как не определена обязанность банков их отслеживать и предоставлять информацию ГНА.

АУБ считает, что каждый субъект предпринимательской деятельности, открывший счет в банке, имеет право на защиту информации о его финансовом состоянии и движении средств на его счете. Вопрос систематического получения налоговыми органами информации от банков о наличии и движении средств на счетах их клиентов может быть решен только путем внесения изменений в действующее законодательство Украины.

Проект «Порядка обмена информацией между Национальным банком Украины, коммерческими банками и их учреждениями с органами государственной налоговой службы об осуществлении необычных (подозрительных) операций на счетах клиентов» основывается на принципах, заложенных в «Порядке предоставления органам государственной налоговой службы учреждениями банков информации о наличии и движении средств на счетах клиентов (по требованию) и информации об осуществлении разовых денежных операций в больших размерах» (приказ ГНАУ №415 от 27 августа 1998 г.), который был признан недействительным Высшим арбитражным судом Украины из-за несоответствия требованиям Конституции и законам Украины.

Кстати, по оценкам зарубежных специалистов, главную роль в установлении незаконных денег должны играть финансовые учреждения. Так как обнаружить эти деньги легче всего именно на стадии помещения в финансовую систему.

В США с 1990 года стала применяться дополнительная форма отчета должностных лиц - сотрудников кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих контроль за передвижением денежных средств, предусматривающая специальную отметку в нем, если операция вызывает подозрение. Лицо, нарушившее это положение, может понести наказание в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Финансовым учреждениям предоставлена возможность передачи должностным лицам правоохранительных органов ограниченной информации о клиентах, касающейся любых возможных нарушений закона. При этом учреждения освобождаются от ответственности перед клиентом за раскрытие такой ограниченной информации.

Аналогичные правила действуют в ряде стран мира. В Австралии кассиры финансовых учреждений обязаны сообщать в Агентство по сбору отчетов о денежных операциях сведения о всех движениях денежных средств с оплатой наличными в размере 10 тысяч австралийских долларов и подозрительных операциях, когда есть основания считать, что лицо имеет отношение к совершению преступления. В Италии принят правительственный декрет, запрещающий расчеты наличными на сумму свыше 20 миллионов итальянских лир. Все операции на большую сумму могут осуществляться только с использованием банковских чеков или кредитных карточек. Государство осуществляет контроль за перемещением денежных средств, а также имеет право знать источник происхождения вкладов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно