Нечасто так случается, чтобы по завершении суда кому-то хотелось поаплодировать главному действующему лицу - судье. В деле, где в центре имущественного конфликта оказался дом Украинского врачебного товарищества во Львове, именно так и случилось. Но, как выяснилось, радоваться было рано. Проиграв дело в Лычаковском районном суде в г. Львове, истцы подали исковое заявление в Апелляционный суд Львовской области.
Двухэтажное здание на улице Кармалюка, 3, является памятником истории и архитектуры Львова. Построенное в начале XIX в. в стиле арт-деко, оно связано с личностью основателя Украинского врачебного товарищества, чье 100-летие было торжественно отмечено в 2010 году на международном уровне. У здания довольно сложная история, поскольку за время существования оно поменяло множество хозяев. С 90-х годов минувшего века его арендует Украинское врачебное товарищество (УВТ), здесь размещается музей одного из его основателей Марьяна Панчишина и Музей медицины Галичины.
Однако еще накануне празднования юбилея нашлись люди, которые предъявили суду документы на право владения домом, выданные органами власти г. Львова в 1948 году.
Как заявила в исковом заявлении от 6 ноября 2009 г. в Лычаковский районный суд Львова дочь одного из бывших жителей дома на ул. Кармалюка, 3, Галина Г., ее незаконно лишили права на этот дом. «У Лычаковской районной администрации г. Львова не было правовых оснований прекращать мое право собственности, оформлять такое право за общиной Львова, равно как и не было правовых оснований у территориальной общины г. Львова приобретать имущество, которое является моей собственностью».
- Возникла правовая коллизия, - говорит председатель юридической комиссии Всеукраинского врачебного товарищества Олег Иванцив. - Документ на право собственности домом на улице Кармалюка, 3, имел все признаки силы закона, однако обстоятельства, при которых его выдали супругам - профессору Львовского медицинского университета Тимофею и Валентине Г., - не выдерживают никакой критики. Ведь со времени, когда 9 октября 1943 года умер владелец этого дома М.Панчишин, и по ноябрь 1944 года в нем еще оставалась жить его жена. После прихода советской власти дом находился на балансе львовской общины. В 1947 году в дом, который был разделен на отдельные квартиры, поселяется профессор Львовского медицинского университета Тимофей Г. вместе с женой. В том же году он начал искать возможность выкупить дом.
И такая возможность появилась. Нашли сестру М.Панчишина, которая к тому времени жила во Львове на ул. Лычаковской, 54, Михайлину Панчишин. 15 ноября 1948 года она получает свидетельство о праве наследства на дом на ул. Кармалюка, 3, а уже 17 ноября того же года был оформлен договор купли-продажи на совместное владение этим домом на фамилию Тимофея и Валентины Г., где супруги жили до 1967 года. После этого они выезжают в Киев и получают там квартиру.
Но вернемся к нашему делу. Согласно действующему на то время Гражданскому кодексу УССР, преимущество на наследование прав собственности на дом имели именно жена М.Панчишина и его дети. И только в случае их отказа от прав собственности его могла унаследовать сестра М.Панчишина. Но согласия у жены и детей М.Панчишина никто не спрашивал.
Так вот от лица Львовского городского совета в Лычаковском районном суде в г. Львове было подано встречное исковое заявление с требованием признать незаконными свидетельство на право владения домом на улице Кармалюка, 3, за сестрой М.Панчишина и последующую операцию купли-продажи дома профессором Тимофеем Г.
Еще одним основанием в пользу нынешних арендаторов дома на ул. Кармалюка, 3, стало то, что дети М.Панчишина и его внуки, проживающие в США, продолжают считать его своей собственностью. Еще в 1990 году в письме на имя городского головы г. Львова В.Шпицера сын М.Панчишина Марьян Марьянович Панчишин просит передать дом своего отца на улице Кармалюка, 3, УВТ в г. Львове. Именно здесь сейчас функционируют Мемориальный музей М.Панчишина и Музей медицины Галичины.
Однако главнейшим аргументом является последняя воля доктора Марьяна Панчишина. 25 октября 1937 года он пишет (стиль и правописание сохранено. - ZN.UA): «Генеральним спадкоємцем цілого мойого майна є моя жінка Ольга Панчишин і мої діти Маріан і Юрій Панчишини. З того мойого майна має право жінка вирівняти довг затягнений мною у тітки і матері і Стефка. Інших довгів не маю. Інших зобовязань не маю».
Как считает доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Львовского Национального университета Владимир Мартын, нарушения, допущенные при оформлении наследственных прав в 1948 году, сугубо юридически легли в основу принятия нынешнего решения в пользу Львовского городского совета и Украинского врачебного товарищества. Согласно Гражданскому кодексу УССР, которым руководствовались во время выдачи свидетельства на право владения домом на ул. Кармалюка, 3, в 1948 году, оно могло быть выдано другим членам семьи, если прямые наследники его не приняли или отказались от него. Как подтверждает сын М.Панчишина Марьян и другие свидетели, во время немецкой оккупации члены семьи не отказывались от своего права на дом. Но в дальнейшем это право грубо проигнорировали.