Начальник Главного управления налоговой полиции ГНА Украины Виктор Жвалюк
... об основных направлениях деятельности подразделения...
- Главное управление налоговой полиции (НП) было образовано в составе Государственной налоговой администрации (ГНА) Украины в соответствии с Указом Президента от 22 августа 1996 года. Итак, прошел без малого год. Подразделения полиции функционируют в областях, городах и районах страны, а также при межрайонных государственных налоговых администрациях.
К основным направлениям деятельности НП относится проведение работы по выявлению и предотвращению фактов умышленного уклонения от уплаты налогов, других нарушений налогового законодательства Украины, розыску злостных неплательщиков, а также обеспечение безопасности наших сотрудников во время исполнения ими служебных обязанностей.
Создание налоговой полиции не следует рассматривать как появление нового вооруженного формирования. Сформированная на базе подразделений МВД, она является лишь одним из субъектов общегосударственной системы борьбы с экономической преступностью, реакцией на рост теневой экономики.
Существовавшая ранее ведомственная разобщенность государственных органов, контролирующих соблюдение налогового законодательства, в значительной мере препятствовала эффективной работе по выявлению и предотвращению правонарушений, своевременному перечислению средств в бюджет государства.
Передача данной структуры из одного ведомства в другое призвана также защитить конституционные права граждан Украины. Скажем, налоговый инспектор выявляет серьезное нарушение законодательства в деятельности предприятия и передает материалы дела в НП. По представлению полиции уголовное дело возбуждается и расследуется следователем из МВД, затем утверждается прокурором, передается в суд. А если в суде обвинение не подтверждается, кто возместит предприятию причиненный ущерб? Теперь, после создания налоговой полиции в составе ГНА Украины, появилась реальная возможность контролировать ситуацию еще на этапе сбора материалов о налоговом преступлении, а возмещение ущерба в случае необходимости обеспечивается одним ведомством.
Создание НП имеет огромное значение и для объединения усилий для наступления на «теневую» экономику. Что могут сделать инспектора-налоговики в одиночку? Вникнуть в суть баланса предприятия, проверить его хозяйственно-финансовую деятельность, выявить, куда спрятал нечестный предприниматель доходы, применить финансовые санкции, сделать доначисление в бюджет. Это очень важная работа, но проводится она с теми субъектами, которые действуют легально. А вот найти у «теневиков» полтора миллиона бутылок немаркированной водки, или более 200 тысяч тонн бензина, прошедшего через границу без уплаты таможенных сборов, - это, конечно же, под силу только нашей службе.
... о том, как работает налоговая полиция...
Только за шесть месяцев этого года по материалам НП возбуждено 4660 уголовных дел по фактам умышленного уклонения от уплаты налогов, что на 63% больше, чем за такой же период прошлого года.
Усилиями НП по уголовным делам и материалам об административных правонарушениях в бюджет перечислено почти 188 млн. гривен, что в 4 раза превышает показатели за аналогичный период 1996 года. В Украину возвращено $3,3 млн., находившихся за пределами государства без законных на то оснований.
В этом году нами проверено около 700 предприятий - производителей алкогольной и табачной продукции, а также 75 тысяч тех, кто занимается реализацией. Выявлено около 21 тысячи нарушений налогового законодательства, в бюджет перечислено в общей сложности 15,2 млн. гривен. Неучтенных и немаркированных алкогольных напитков и табачных изделий конфисковано на сумму более 32,8 млн. гривен.
В Луганской области предотвращена попытка уклониться от уплаты акцизного сбора путем провоза через Украину под видом макаронных изделий шести вагонов ликеро-водочной продукции и двух вагонов сигарет на сумму около 4 млн. гривен.
На Виннитчине по материалам полиции возбуждено 18 уголовных дел против ряда отечественных и зарубежных фирм, которые, реализуя спирт по внешнеэкономическим соглашениям, уклонились от уплаты акцизного сбора и налога на добавленную стоимость на общую сумму, превышающую $2,5 млн.
В Киевской области конфисковано в доход государства немаркированных спиртных напитков и сигарет на сумму свыше 5 млн. гривен. Здешними сотрудниками полиции перечислено в бюджет более 20 млн. гривен.
В то же время на содержание в год требуется не более 13 млн. гривен. Сюда входят средства на зарплату работникам, а также затраты на форму и вооружение. Мы «зарабатываем» для бюджета почти в 20 раз больше денег, чем расходуем на свои нужды.
Не менее 70 процентов личного состава НП занимается непосредственно борьбой с преступностью в сфере налогообложения. Это - оперативные подразделения, подразделения физической защиты и налоговых расследований. Вместе с организованным недавно управлением налоговых расследований общая численность сотрудников НП не превышает 6000 человек.
... о спецподразделениях физической защиты...
Около 70 процентов работников налоговой службы - женщины. В 1996 году против инспекторов-налоговиков было совершено около 200 преступлений. Есть случаи со смертельным исходом, однажды женщине плеснули в лицо соляной кислотой. Для обеспечения защиты сотрудников государственной налоговой службы в структуре НП функционируют спецподразделения физической защиты. Они созданы во всех областных центрах, при межрайонных управлениях ГНА. Только в Киеве численность таких спецотрядов превышает 90 человек. Основная их задача - обеспечение безопасности сотрудников НП.
Мы используем эти спецподразделения в тех случаях, когда уверены, что возможно сопротивление: например, при проверках коммерческих структур, за которыми стоят криминальные элементы. Мы, как правило, заранее знаем, с кем имеем дело, но бывают и неожиданности. К примеру, идет нормальная ревизия - и вдруг возникает опасность, выясняется, что проверяемые вооружены. На этот случай имеются группы быстрого реагирования. Сейчас в спецотрядах НП работают около 800 человек. Численность их была недавно увеличена за счет сокращения некоторых районных налоговых администраций в сельской местности и объединения их в межрайонные. Много это или мало - 800? Если учесть, что количество работающих в Украине налоговиков достигает 71 тысячи, конечно, мало.
Кроме защиты налоговиков, спецподразделения НП сотрудничают с МВД при расследовании уголовных дел. Порой посредством проверок нам удается получить весьма интересную информацию, не касающуюся непосредственно налоговых преступлений. Например, наши ребята оказывают существенную помощь в расследовании таких резонансных уголовных дел, как убийство председателя Фонда госимущества в Автономной Республике Крым, а также четырех человек в одесском баре.
Недавно налоговой полицией найден подпольный цех по производству тяжелых наркотиков в Киевской области.
Выше уже упоминалось, что пополнению Государственного бюджета в значительной мере способствовала деятельность налоговой полиции по контролю за соблюдением законодательства об акцизном сборе. В Закарпатской области в марте-апреле 1997 года задержана большая партия водочных изделий без марок акцизного сбора на сумму около 4 млн. гривен. По этому факту было возбуждено три уголовных дела. Размер штрафов, уже взысканных и перечисленных в бюджет, достиг 22 млн. гривен. А вообще налоговой полицией за 6 месяцев этого года раскрыто более 5 тысяч преступлений. Это и экономические преступления, и преступления по линии уголовного розыска.
… о подготовке кадров…
Факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников налоговой полиции создан в структуре Украинского финансово-экономического института, который входит теперь в состав Государственной налоговой администрации Украины.
Недавно мы приглашали для работы по переподготовке кадров ученых и специалистов из Академии налоговых расследований США. Двухнедельное обучение прошли 150 украинских налоговиков. Сейчас ведем переговоры о проведении аналогичного курса переподготовки со специалистами Финансовой гвардии Италии, ждем преподавателей из России, где уже в течение шести лет работает Полицейская налоговая академия.
Что касается молодых специалистов, то, кроме выпускников упомянутого полицейского факультета, большие надежды возлагаем на готовящийся в этом году выпуск правового факультета нашего института. Тем более, что сейчас идет формирование следственных подразделений полиции и ощущается острейшая нехватка кадров с юридическим образованием.
Особая тема - подбор и подготовка кадров среднего и младшего звена. Пока мы готовим этих специалистов в учебных центрах при областных управлениях внутренних дел, где они получают необходимые знания о налоговой системе, действующем законодательстве. Наши полицейские должны научиться оперативно решать такие задачи: защита налогового инспектора в случае угрозы его жизни и здоровью, освобождение, если он насильно удерживается правонарушителями, сопровождение должностного лица - ревизора или другого работника налоговой службы, умение адекватно отреагировать в случае нападения при перевозке изъятых документов или товаров и тому подобное.
Одновременно ведется работа по созданию собственного центра подготовки при полицейском факультете финансово-экономического института. Думаю, уже в этом году примем первых слушателей.
В спецподразделения НП преимущественно принимаются ребята, прошедшие службу в спецназах Вооруженных Сил, МВД или Национальной гвардии. Отбираем только тех, кто прошел срочную службу и исключительно на конкурсной основе. Кандидату необходимо хорошо владеть оружием, знать приемы рукопашного боя. Необходимо также обладать достаточно высоким интеллектуальным и культурным уровнем, быть сдержанным, уметь работать с людьми, а также обладать низким уровнем агрессивности. Лично я с большой осторожностью отношусь к кандидату на службу в спецотряде, долгое время работавшем с правонарушителями и привыкшим к, мягко говоря, не всегда корректному обращению. Считаю, что такого человека нужно тщательно протестировать, прежде чем принимать на работу в НП.
... о техническом оснащении…
Считаю уровень неудовлетворительным. Да и как иначе его оценить, если некоторые подразделения НП не имеют даже своего автотранспорта? При создании полиции мы получили от МВД около полутора сотен автомобилей. Недавно закупили еще 60 машин - недорогих, но добротных «Жигулей». Сейчас ведем работу по оптовой закупке для спецподразделений полиции джипов «Судзуки». Они стоят относительно недорого, но по своим функциональным качествам гораздо больше, чем «Жигули», подходят для решения специфических задач.
Учитывая тяжелое положение в экономике Украины, мы не можем рассчитывать на многое. Хотя, если применить нестандартные решения, можно найти резервы для пополнения нашего автопарка и без привлечения дополнительных ассигнований из государственной казны. Можно было бы, к примеру, передать в пользование полиции часть «бесхозного» автотранспорта, находящегося на штрафплощадках Украины. В одном лишь Киеве таких автомобилей, хозяева которых по различным причинам предпочитают не являться за своим имуществом, насчитывается около 2 тысяч. В некоторых случаях, ждать, когда хлзяин явится с повинной, приходится очень долго - и порой по нескольку лет.
А сколько бюджетных денег мы сэкономили бы, если бы Кабинет министров разрешил передать нам эти автомобили, кстати, именно так решили эту проблему налоговая служба и МВД Беларуси.
… о проблемах…
Одна из самых острых проблем, с которыми нам приходится сейчас работать, это нарушения порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Ни для кого не секрет, что по одному юридическому адресу могут быть зарегистрированы десятки, а то и сотни коммерческих структур. Нередко об их реальном местонахождении налоговым администрациям ничего не известно. Деятельность таких структур проходит «в тени». Сейчас, к примеру, в розыске находится около 19 тысяч подобных юридических и физических лиц. Еще пример. За февраль - апрель 1997 года усилиями полиции выявлено 2,4 тысячи субъектов предпринимательской деятельности, которые открыли счета в коммерческих банках и имеют на них солидные средства, но при этом они не зарегистрированы в налоговых администрациях.
И здравый смысл, и интересы государства подсказывают: необходимо немедленно прекратить деятельность этих предприятий, разработать механизм контроля за работой коммерческих банков, ввести строгую ответственность за нарушение установленного порядка регистрации коммерческих структур. Кстати, неплохо было бы провести ревизию уставных документов действующих малых предприятий, оценить целесообразность предоставления им льгот, соответствие реальной деятельности положениям их уставов.
Очень многие проблемы, существенно снижающие эффективность работы НП, обусловлены несовершенством нашего законодательства. Например, к нам поступили новые правила взимания налога на прибыль. Но ведь к этим правилам прилагаются еще 50 нормативных документов, в которых немало неясностей и противоречий. Между тем хорошо известно: чем сложнее и несовершеннее закон, тем проще обмануть государство.
НП имеет право арестовать недвижимость фирмы в случае выявленного налогового преступления. А вот права реализовать ее с тем, чтобы деньги скорее поступили в бюджет, - мы не имеем. Согласно действующему законодательству, мы даже не можем изъять у преступников немаркированную водку. Вопрос о конфискации такого товара решает только суд. Вместе с тем, если имеется бесспорное, доказанное нарушение налогового законодательства, судьба такой водки должна, по нашему мнению, решаться на уровне председателя налоговой администрации. Тем более, что правильность действий полиции контролируется нашим управлением апелляций и в случае ошибки средства могут быть возмещены.
Серьезной проблемой считаю и то, что на основании действующего Уголовно-процессуального кодекса Украины мы не можем сами возбуждать уголовные дела. Пока что этим занимаются следственные органы МВД.
Значительно повысилась эффективность НП после введения в действие минувшей зимой новой редакции статьи 148-2 Уголовного кодекса. Эта статья действовала и раньше, но внесенные изменения и дополнения повысили ответственность должностных лиц, руководителей предприятий, организаций независимо от форм собственности за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. На основании этой статьи мы можем без возбуждения уголовного дела отправлять материалы о нарушении налогового законодательства в суд. Это значительно сокращает сроки перечисления средств в бюджет и тем самым служит интересам государства.