В Украине появился новый центральный орган исполнительной власти — Государственная миграционная служба. Она создана на базе государственного департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц МВД Украины и департамента по делам беженцев Госкомитета по делам национальностей и религий. Соответствующее положение закреплено в постановлении правительства № 750 от 17 июля 2009 г.
Но нет уверенности, что это решение окончательное и обжалованию не подлежит.
Необходимость создания миграционной службы очевидна давно и для многих. Через Украину проходят все возрастающие миграционные потоки в Европу. И этот процесс должен находиться под пристальным контролем государства. «В Украине оседает много незаконных мигрантов, что является большой проблемой. Это колоссальная социальная нагрузка, ведь эти люди нуждаются в медицинских услугах, обучении своих детей, пользовании общественным транспортом и т.п. Также нельзя забывать и об опасных болезнях, привносимых мигрантами и не традиционных для Украины, с которыми трудно бороться. Существует также и проблема преступности. Определенная закрытость землячеств часто приводит к тому, что внутри них формируются преступные группы, в которых действуют свои законы, суды и методы наказания. Все это хорошо видно по Европе, США», — считает народный депутат Украины Олег Зарубинский.
Если учитывать, что со следующего года вступит в силу соглашение о реадмиссии между Украиной и Европейским Союзом, то количество нелегальных мигрантов увеличится, так как к ним добавятся также депортированные из ЕС.
Народный депутат Геннадий Москаль: «В соответствии с Соглашением о реадмиссии, заключенным между Украиной и ЕС в 2007 г. и ратифицированным в 2008 г., Украина взяла на себе обязательство принимать всех нелегальных мигрантов, попавших в страны ЕС через Украину. Сейчас в связи с кризисом происходят сокращения на производствах, в первую очередь под сокращение попадают иностранцы — лица без гражданства, нелегалы. Следовательно, Украине надо строить пункты для нелегальных мигрантов, заключать двусторонние соглашения со странами, откуда они родом, чтобы можно было возвращать их туда. А что делать с нелегалами, на родине которых идут военные действия, — тех же сомалийцев? Кому их передавать? Именно этим должна заниматься миграционная служба».
Также давно назрела необходимость разобраться с тем, что происходит с мигрантами-украинцами, выехавшими на заработки за рубеж. Об этом не раз заявляла украинский омбудсмен Нина Карпачева.
Кроме того, важно установить системный учет и контроль внутримиграционных процессов. Г.Москаль в качестве обоснования этого тезиса приводит горячий пример: «Последние события с Пукачем показали, что мы не знаем, кто живет в селе. Человек с 2005 г. передвигается по Украине, и никто им не интересуется. И вообще — откуда народ едет, куда мигрирует, — никто сказать не может».
Очень важен анализ внутримиграционных процессов и с экономической точки зрения.
До сих пор миграционными вопросами занимались Министерство внутренних дел в лице государственного департамента гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц, Госкомитет по делам национальностей и религий. В определенной степени имеют отношение к этим процессам СБУ, таможенная и пограничная службы, Министерство труда и социальной политики. У всех этих государственных структур фрагментарные полномочия и компетенция, друг другу они не подчиняются, нет единой ответственной структуры, которая регулировала бы их взаимодействие. Разная подведомственность не способствует эффективным результатам работы в сфере миграции.
Это ведомство должно быть гражданским, как это принято в международной практике.
Таким образом, согласно Положению о Государственной миграционной службе, ее задачами станут вопросы гражданства Украины (получение, выход из гражданства, утрата), предоставление статуса беженца, а также учет населения Украины — выдача паспортных и других заверяющих личность документов, регистрация физических лиц по месту пребывания или проживания.
А борьба с нелегальной миграцией остается в ведении МВД. Хотя опосредованно Миграционная служба тоже будет задействована и в этом процессе, выявляя нелегалов на стадии контроля. Как разъясняет Москаль, «миграционная служба должна заниматься всем: от выдачи паспорта до контроля за так называемыми туристическими организациями, приглашающими «туристов», которых потом пограничники находят в Закарпатье…».
Государственная миграционная служба, исключив межведомственные противоречия, сделает более эффективным применение правовых норм. В рамках одного ведомства можно будет наконец-то решить давно необходимые задачи миграционной политики. А именно: сформировать государственную базу данных в сфере миграции, создать единую автоматизированную информационную систему учета и анализа миграционных потоков, в том числе внутренней, внешней и трудовой их составляющих, выработать общегосударственные и региональные миграционные программы и т.д. И наконец-то на международном уровне в этой сфере появится единственный представитель Украины, как это неоднократно предлагали международные организации и институты
Так что, казалось бы, острейшая нужда в миграционной службе очевидна. Но нет, не для всех.
Создание в Украине Государственной миграционной службы — яркая иллюстрация «плодотворного» сотрудничества правительства и секретариата президента. По ставшей практически классической схеме: решение правительства — ветирующий его указ президента — представление в КС — в ожидании вердикта КС воз и ныне там.
Первый практический шаг к созданию миграционной службы был сделан более года назад — 18 июня 2008 г. Постановление правительства № 558 предписывало «возложить на МВД исполнение функций специального уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам миграции … до законодательного определения в течение одного года вопроса, связанного с образованием соответствующего центрального органа исполнительной власти». Этим же постановлением в ведение МВД передавались пункты временного размещения беженцев.
С постановлением не согласился президент, приостановив его своим указом от 21 июля 2008 года.
Глава государства посчитал, что создание такой структуры при МВД может нарушить штатную численность министерства, определенную соответствующим законом о милиции. Обвинив правительство в неконституционности постановления, президент обратился в Конституционный суд за разъяснением.
Правительство 30 июля того же года приняло новое постановление № 692, в котором подчеркивалось, что создание миграционной службы будет происходить в рамках штатной численности МВД.
Но и это постановление постигла участь первого. 14 августа Ющенко издал очередной указ, которым приостановил действие и второго постановления — он вновь усмотрел в нем нарушение действующих законов и Конституции, и в Конституционный суд отправилось новое представление относительно конституционности и этого постановления.
Повисла прогнозируемая пауза в ожидании вердикта Конституционного суда.
Но президент вдруг сам озаботился созданием миграционной службы. Согласившись с решением Совета национальной безопасности и обороны о необходимости до конца 2008 года рассмотреть Кабинету министров Украины вопрос создания отдельного центрального органа исполнительной власти в сфере миграции, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра внутренних дел Украины, издал указ № 1163/2008, которым предписывал воплотить в жизнь решение СНБО.
Реагируя на указ президента о создании миграционной службы как центрального органа исполнительной власти 19 февраля 2009 года, правительство отменило свое предыдущее постановление от 30 июля 2008 года № 692. И Конституционный суд, рассматривавший этот вопрос
26 февраля, прекратил «конституционное производство… на основании пункта 3 статьи 45 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» — неподведомственность Конституционному суду Украины вопросов, затронутых в конституционном представлении президента.
Правительство приняло постановление № 643 о создании центрального органа исполнительной власти — Государственной миграционной службы Украины. Но и это постановление президент «завернул», правда, не полностью, оставив все-таки пункт 1 о создании службы. Свое вето он опять-таки обосновал нарушением законов (Закона Украины «О милиции») и Конституции. В Конституционный суд направилось очередное представление. И вот 17 июля правительство приняло новое постановление, максимально учтя позицию президента. Вето пока нет.
Почему на Банковой так сопротивляются созданию миграционной службы?
Существуют разные предположения. Народный депутат Юрий Грымчак полагает: «Созданию миграционной службы в прошлом году, используя свои связи в секретариате президента, мешал руководитель Госкомнацрелигий. Эта структура занимается предоставлением статуса беженца, поэтому передача таких функций МВД лишало его финансовых бонусов. Кроме того, в связи с ратификацией соглашения о реадмиссии Европейский Союз обязался выделить средства на строительство и содержание миграционных центров. Право распоряжаться этими средствами также не хотелось отдавать».
Свое объяснение сопротивлению Банковой созданию миграционной службы Геннадий Москаль трактует таким образом: «Прежде всего цель заключается в том, чтобы насолить Юлии Тимошенко, а также и Юрию Луценко. Кроме того, не стоит забывать о приближающихся президентских выборах. А ведь как только возникнет миграционная служба, она сразу же создаст полный и точный реестр избирателей и будет его контролировать, а это не всех устраивает. Ведь тогда уже не будет такой высокой явки на выборах, например, в западных регионах Украины.
Возьмем, к примеру, Черновицкую область, откуда я родом. По официальным данным, в ней проживает около 900 тыс. населения. Из них где-то 600 тыс. избирателей. Из них (ведь не ездят на заработки пионеры и пенсионеры) где-то 350 тыс. находятся за границей. А на любых выборах явка составляет, как правило, 95—98%. Сам выезд гражданина за границу не дает права исключить его из списков избирателей — он остается гражданином Украины. Государственная миграционная служба соберет информацию, кто куда выехал, по каждому селу. Затем миграционным службам соответствующих стран будут направлены запросы относительно того, не обрели ли эти люди новое гражданство. Получив ответы, служба обратится в ЦИК, чтобы исключить из списка избирателей граждан других стран, как и положено по закону. Законодательство Украины не признает двойного гражданства, хотя и ответственность за двойное гражданство не предусмотрена. Реально нельзя привлечь к ответственности человека, который является гражданином хоть 10 государств, однако не дать ему зарегистрироваться кандидатом в президенты, депутаты, не предоставить ему возможность голосовать и быть госслужащим — можно… Это как раз и будет обязанностью Государственной миграционной службы. И именно поэтому Ющенко и боится ее создания».
Г. Москаль считает несерьезными бесконечные обвинения в нарушении Конституции Украины и действующих законов: «В постановлении Кабмина указано, что ГМСУ координируется и направляется через министра внутренних дел. А согласно ст. 10 Закона «О милиции», министр внутренних дел является одновременно начальником милиции Украины. Так в чем нарушение?
Второе, с чем не согласен призидент — численность. Никто же не говорит, что Госкомнацрелигий имеет по Украине 50 сотрудников. МВД пошло на сокращение своего департамента на эти 50 человек, чтобы снять проблему. И за счет некомплекта, вакансий берутся люди из Госкомнацрелигий. Так что все это формальные придирки».
У новой миграционной службы оказался еще один противник — монополист в производстве и персонализации бланков паспортов частный консорциум ЕДАПС. Ведь теперь, при появлении новой государственной структуры, ЕДАПСу придется перезаключать все договора о сотрудничестве, и нет никакой уверенности, что все они будут перезаключены — в них присутствует слишком много скользких моментов.
Известный лоббист ЕДАПСа, народный депутат Василий Грицак категорически не согласен с тем, что в ведение миграционной службы передается паспортизация населения. Он считает, что миграционная служба должна заниматься исключительно иммигрантами. Нецелесообразность передачи паспортной службы в состав новосозданной миграционной службы Грицак аргументировал, мягко говоря, неубедительно: «Паспортная служба вмонтирована в МВД — помещения, связь, транспорт, обеспечение». И даже апеллировал к советскому опыту: «Паспортная служба создана еще в советские времена, и она работает». А в качестве последнего довода пригрозил: «Финансирование, предусмотренное миграционной службе на 2010 г., мы в ВР не пропустим. Я гарантирую».
В.Грицак не ограничился устными просьбами к первым лицам государства, он обратился с депутатским обращением к генпрокурору Украины Александру Медведько провести проверку и осуществить прокурорское реагирование. Грицак утверждает, что постановление КМУ № 750 нарушает регламент Кабинета министров Украины.
Как оценить его заявление, опубликованное в СМИ, что консорциум ЕДАПС не изготовляет бланки заграничных паспортов, а только поставляет для них поликарбонатную страничку, но в то же время договор об изготовлении бланков таких документов подписан почему-то именно с этой хозяйственной структурой, которая и определяет ценовую политику? Народному депутату следовало бы озаботиться экономическими подходами ЕДАПСа, когда курс гривни по отношению к валютной корзине упал на 60%, а стоимость бланка загранпаспорта, который поставляет консорциум, возросла на 300 процентов.
Или, может быть, такое выступление — это попытка отвлечь внимание от вопроса, как Государственный центр персонализации документов, на создание и оснащение которого суперсовременным оборудованием потрачены многомиллионные бюджетные средства, оказался в составе консорциума ЕДАПС, а его мощности и возможности используются менеджментом негосударственной структуры?
Кто знает, может, еще кому-то создание миграционной службы омрачает политическую карьеру, бизнес и просто безбедное существование…