Принятие Трудового кодекса №1108 от 4 декабря 2007 г. в существующей редакции вполне может вызвать негодование со стороны работающей части населения Украины, удивление мировой общественности и, в определенных моментах, удовлетворение работодателя. Много уже было сказано в прессе о «минусах» данного документа в отношении работника, но, пожалуй, интересно было бы коснуться и соответствия его положений международным принципам и стандартам.
Давайте вспомним предлагаемую проектом кодекса 48-часовую рабочую неделю, вокруг которой поднялась столь громкая шумиха. В этом контексте следовало бы обратить внимание на ряд международных документов.
На Европейскую социальную хартию, которую Украина благополучно ратифицировала и взяла на себя обязательства, в частности, установить разумную продолжительность рабочего дня и рабочей недели и постепенно сокращать продолжительность рабочей недели.
На Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, определяющий принцип справедливого и благоприятного труда, в том числе разумного ограничения рабочего времени.
Ну и, конечно же, на Конвенцию Международной организации труда №47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, одобряющую принцип сорокачасовой рабочей недели и возлагающей обязанности на Украину применять этот принцип к разным категориям занятости.
Таким образом четко видно, что Украина должна идти в сторону уменьшения рабочего времени к сорока часам в неделю, а никак не в сторону увеличения. У нас же получается наоборот. Более того, разработчики проекта вообще предлагают не останавливаться на уровне 48 рабочих часов в неделю, а идти дальше! По условиям предложенного проекта работодатель в коллективном договоре (если договор отсутствует, то в своем нормативном документе (наверное, в приказе), согласованном с профсоюзом или профсоюзным представителем, может определить максимальную продолжительность работы в неделю по суммированному учету рабочего времени.
А так как в проекте представлен не полный перечень случаев, когда работодатель может воспользоваться правом увеличения максимальной продолжительности работы на протяжении недели, то под видом наличия достаточных оснований работодатель этим правом может воспользоваться в любое время.
То есть работодатель может воспользоваться законодательной лазейкой и увеличить рабочую неделю до 50, 55, 60 часов. А почему нет? Сегодня многие добропорядочные и ответственные работники трудятся более 10 часов в сутки по своему желанию, так почему же подобный трудовой распорядок не легализовать?
Важно, что под введением максимальной продолжительности работы в течение недели на уровне 48 часов имеется в виду работа в случае суммированного учета рабочего времени. Введение суммированного учета рабочего времени допускается в тех отраслях экономики, на тех предприятиях и на тех видах работ, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. То есть вроде бы проектом предлагается ограничение! На самом деле фактически любое предприятие может «заявить» о невозможности установления еженедельной продолжительности и перейти на суммированный учет рабочего времени.
Что же получается? Мы вроде бы ратифицировали указанные международные документы, боремся за «хорошее» место в международном сообществе, рассказываем налево и направо о том, что у нас в стране все хорошо, а законодательство совершенствуется с учетом европейских стандартов. С учетом, конечно, ну разве только немножечко искажаем понимание международных принципов, оставляя правовые ниши в национальном законодательстве для более широкого применения законодательных норм!
Положения действующего Кодекса законов о труде устарели и не отвечают реалиям сегодняшних взаимоотношений работодателя и работника. Попытка привести трудовое законодательство в современное русло очень похвальна. Однако резкое изменение привычных трудовых норм может вызвать бурю негативных эмоций, обусловленных нашим менталитетом, психологической природой украинцев и самой банальной привычкой, выработавшейся почти за 40 лет применения положений Кодекса законов о труде Украины 1971 года.