...
Кажется, совсем недавно международная организация «Транспэренси интернэшнл» (ТИ), исследующая процессы в мировом бизнесе, публиковала рейтинг коррумпированности 54 стран мира по итогам прошлого года. И вот, в начале августа ТИ повторила свое исследование, изучив, правда, на две страны меньше.
Следует напомнить, что ТИ имеет штаб-квартиру в Берлине и отделения в более чем 70 странах мира. В ее совет директоров входят законодатели, бизнесмены, работники правоохранительных органов и представители международных агентств по развитию. Организация получает финансовую помощь от правительств ряда стран, американских ведомств и организаций: Агентства международного развития США, Фонда Форда, компаний «Дженерал электрик» и «Пфайзер фармацеутикалс», а также от таких международных учреждений, как Межамериканский банк развития, Программа развития ООН и Международная программа ООН по борьбе с наркотиками.
Рейтинг 1997 г. основан на результатах опросов, проведенных «Гэллоп интернэшнл» и «Уорлд компетитивнесс ербук», оценках гонконгской Консультационной службы политических и экономических рисков, «Ди-Ар-Ай/Макгроу Хилл глобал риск сервис», сиракузской организации «Политикал риск сервисиз», а также данных, собранных из различных источников в Интернете.
Проведя анализ мнений бизнесменов, работающих на международные компании и учреждения, эксперты организации пришли к выводу, что коррупция наиболее широко распространена в Африке, Азии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке.
Из материалов нового доклада за 1997 г., имеющего название «Индекс восприятия коррупции», следует, что самой коррумпированной из рассмотренных стран является Нигерия, а наименее коррумпированной - Дания. Нигерия уже второй год подряд получает самую низкую оценку по этому рейтингу - 1,76 из 10,0 возможных. Новая Зеландия в нынешнем году опустилась с первого места, которое она занимала в 1996 г., на четвертое. Уступив по сравнению с прошлым годом одну позицию, США находятся на 16-м месте среди наименее коррумпированных стран, имея рейтинг 7,61.
В своем пресс-релизе, посвященном публикации нового рейтинга, ТИ неоднократно подчеркивает, что данный индекс не является оценкой фактического уровня коррупции, а скорее оценкой восприятия коррупции. Организация предостерегает, что многие страны, некоторые из которых, по всей вероятности, считались бы даже более коррумпированными, чем Нигерия, не были включены в рейтинг вследствие недостатка данных.
И даже несмотря на это, картина представляется удручающей. По сравнению с прошлым годом не наблюдается никаких явных признаков какого-либо значительного улучшения ситуации с коррупцией. Из стран, включенных в рейтинг в 1996 и 1997 гг., 24 улучшили свои рейтинги, а 23 - ухудшили. Наиболее существенные улучшения рейтингов продемонстрировали Италия (с 3,42 до 5,03), Испания (с 4,31 до 5,90) и Нигерия (с 0,69 до 1,76). К странам, рейтинги которых наиболее заметно снизились, относятся Бельгия (с 6,84 до 5,25), Боливия (с 3,40 до 2,05), Чили (с 6,80 до 6,05) и Южная Корея (от 5,02 до 4,29). Наш ближайший сосед Россия тоже значительно ухудшила свое положение, переместившись с восьмого места с конца на четвертое (от 2,76 до 2, 27).
В рейтинг были включены лишь те страны, в которых проводились по крайней мере четыре независимых опроса бизнесменов. В США, например, было проведено пять таких опросов; в Нигерии - четыре; в России, Индонезии и Бразилии - шесть; а в Японии, Гонконге и Индии - семь.
Из всех 20 стран с баллами ниже 5,0 две находятся в Африке, шесть - в Азии, две - в Ближневосточном регионе и в Южной Азии, семь - в Латинской Америке, две - в Восточной Европе и одна - в Западной Европе. Индекс коррупции также отражает разницу в различных мнениях относительно коррупции в одной и той же стране. По заявлению экспертов ТИ, в тех странах, где наблюдается высокая степень различий в результатах опросов бизнесменов, например, в ЮАР или в Бельгии, оценка восприятия коррупции может быть менее надежной. В тех же странах, где степень этих различий низка, например, в Румынии, Чешской Республике или Нигерии, он представляется более достоверным. ТИ не предпринимала никаких попыток оценить тенденции относительно коррупции в общемировом масштабе.
ТИ признает, что проведенный ею анализ, который подвергся критике со стороны некоторых включенных в список стран как благоприятствующий западным промышленным странам, может быть в некоторой степени необъективным, потому что многие из опрошенных бизнесменов - это граждане западных стран, а также в силу того, что многие из опросов, использовавшихся при составлении Индекса, проводились западными организациями.
Председатель ТИ Питер Эйген, в свою очередь, обвинил средства массовой информации в слишком пристальном внимании к включенным с список развивающимся странам. Он призвал общественность признать, что коррупция в значительной мере является продуктом в том числе и многонациональных корпораций, штаб-квартиры которых расположены в ведущих промышленно-развитых странах и которые используют взятки и незаконные вознаграждения для покупки контрактов в развивающемся мире и переходных странах.
Несмотря на критику методики составления своего рейтинга, ТИ полагает, что он все-таки является достаточно эффективным критерием восприятия коррупции, которую непосредственно оценивают бизнесмены, либо непосредственно инвестирующие в эти страны свои капиталы, либо не делающие этого в зависимости от величины издержек, определяющихся коррумпированностью местного общества.
Эйген уверен, что сегодня существует эмпирическая связь между уровнем коррупции и прямыми иностранными инвестициями. По его мнению, коррупция, по сути дела, представляет собой дополнительный «налог» на бизнес. По его словам, каждое увеличение ставки этого «налога» на один процентный пункт сокращает приток прямых иностранных инвестиций в страну примерно на пять процентов.
«Каждый новый день пренебрежения проблемой низкого рейтинга в индексе ТИ означает увеличение нищеты, снижение уровня образования, сокращение медицинских услуг», - отметил Эйген.
Председатель ТИ утверждает, что публикация рейтинга организации способствовала росту осведомленности общественности о том биче, каким является коррупция. И хотя правительства некоторых стран отвергли скрытую критику в свой адрес, содержащуюся в предыдущем докладе, руководство других правильно отреагировало на нее, начав реформы, направленные на укрепление системы гарантий для ведения честного бизнеса. Результаты дали о себе знать уже через год.