Среди последних новинок отечественного нормотворчества внимание привлек Указ Президента №780 «Об обеспечении осуществления контроля президента Украины за деятельностью СБУ». Данный указ обязывает первого заместителя руководителя секретариата президента осуществлять «постоянный контроль за соблюдением конституционных прав граждан и законодательства в оперативно-розыскной деятельности и деятельности в сфере охраны государственной тайны», а также «контроль за соответствием изданных СБУ положений, приказов, распоряжений, инструкций» и т.д. Конституции и законам Украины.
Если опустить ссылки на некоторые статьи Конституции, к которым вернемся чуть позже, текст указа является дословным воспроизведением статьи 32 Закона Украины «О Службе безопасности Украины», с отсутствием, как позднее оказалось, последнего предложения из второго абзаца этой же статьи. В вышеупомянутом указе есть ссылка на ст. 102, а также п.1 и 17 ч.1 ст.106 Основного Закона. Статья 102 гласит, что президент является гарантом государственного суверенитета, соблюдения прав и свобод граждан и т.п.; пункт 1 и 17 ст.106 — что президент обеспечивает государственную независимость и национальную безопасность, а также осуществляет руководство в сфере национальной безопасности и обороны. Вопросов нет — может, должен, осуществляет. Но как, сам или опосредованно через другие органы? Тогда через какие? В той же ст. 106 говорится, что президент может создавать (в границах средств, предусмотренных Госбюджетом) для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и иные вспомогательные органы и службы. Там же есть положение о том, что «президент не может передавать свои полномочия иным лицам или органам».
Кто же у нас в стране «советует» и «помогает» президенту в исполнении его полномочий, предусмотренных вышеупомянутыми ст. 102 и п.1 и 17 ст.106 Конституции? Заглянем чуть дальше. В ст. 107 говорится: «Совет национальной безопасности и обороны Украины является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при президенте Украины». Руководителем этого органа, как известно, является сам президент, персональный состав также формирует он. Компетенция и функции СНБО определяются законом. Смотрим Закон «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» — в разделе II речь идет о функциях и компетенции СНБО, и к таковым относятся, в частности, координация и осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере нацбезопасности и обороны в мирное и военное время. Разве деятельность СБУ не подпадает под эти критерии? Между тем Закон «Об СНБО» определяет не только статус, полномочия и другие функции этого органа, но и предусматривает наличие специального аппарата для эффективного осуществления этих функций. Другой вопрос, что руководство СНБО сегодня осуществляет и.о. секретаря этой организации.
Но вернемся к указу — его текст до боли что-то напоминал. И я нашел это… в Законе «О прокуратуре», к функциям которой относится: 1) соответствие актов, которые издаются всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действующим законам; 2) соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, личных права и свобод граждан, защита их чести и достоинства; 3) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность. При этом как профильный закон, так и другое процессуальное законодательство наделяет прокуратуру целым рядом полномочий и законодательных механизмов для их осуществления, предусматривающих и меры ответственности за препятствование в исполнение функций прокуратуры.
Но еще больше вопросов вызвало изучение самого текста Закона «О Службе безопасности Украины». Статья 1 этого закона определяет подчинение СБУ президенту Украины и подконтрольность Верховной Раде. В то же время в ст.32 того же закона речь уже идет не о подчинении, а о контроле президента за деятельностью СБУ. Как раз из части второй этой статьи и взят текст для указа №780, приведенный нами в начале материала, — о контроле, который осуществляется специально назначенными президентом должностными лицами. В данном случае им (таким лицом), согласно указу, стал первый заместитель руководителя секретариата президента. Но есть одно но — в той же 32-й статье, в той же части второй говорится: «Полномочия таких должностных лиц и правовые гарантии их деятельности определяются Положением, которое утверждается президентом Украины». Ни в одной базе нормативных актов (включая электронную базу официальных документов представительства президента Украины) этого Положения я не нашел. Так зачем же запрягать лошадь позади телеги? Вызвали вопрос и положения ст. 34 того же закона о том, что «высший надзор за соблюдением и применением законов Службой безопасности Украины осуществляет генпрокурор и уполномоченные им прокуроры». Что это за «высший надзор»? Что это за инстанция такая? Да и вообще, зачем выдумывать велосипед, когда он уже есть в лице прокуратуры и СНБО, деятельность которых, кстати, урегулирована законами, а не положениями.