Итоговые контрольные - незаконны!

13 мая, 2011, 14:54 Распечатать Выпуск №17, 13 мая-20 мая

Приказ Минобразования о проведении итоговых контрольных работ не проходил государственной регистрации, а соответственно — не является действующим.

© Getty Images/Fotobank

Только-только родители украинских учеников 5–8 классов успели вместе со своими детьми отпраздновать новогодние праздники, как Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины сделало им подарок: приказ о проведении итоговых контрольных работ. Этим «выдающимся» документом от 16 февраля нынешнего года под номером 141 было установлено проведение с 10 по 20 мая 2011 года итоговых контрольных работ по четырем предметам: математике, иностранному языку, истории Украины и украинскому языку.

При этом в министерстве почему-то забыли, что в Украине с 1992 года существует определенный нормативный акт, регулирующий отдельные моменты введения в действие подобных приказов, а именно: «Положение о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти». Государственная регистрация нормативно-правового акта заключается в проведении Министерством юстиции правовой экспертизы на соответствие его Конституции, международному законодательству и законодательству Украины. Такой регистрации подлежат нормативно-правовые акты любого вида (постановления, приказы, инструкции и тому подобное, если в них содержится одна или больше норм, которые: а) задевают социально-экономические, политические, личные и прочие права, свободы и законные интересы граждан, провозглашенные и гарантированные Конституцией и законами Украины, Конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод 1950 года и протоколами к ней, международными договорами Украины, согласие на обязательность их исполнения дано Верховной Радой Украины, и acquis communautaire, и которые с учетом практики Европейского суда по правам человека устанавливают новый или изменяют, дополняют или упраздняют организационно-правовой механизм их реализации.

И вот в самый разгар проведения контрольных работ оказывается, что приказ №141 на государственную регистрацию даже не был представлен! Может, в Минобразования решили, что документ, который касается многих тысяч школьников, — это акт персонального характера, или, например, имеющий рекомендательный, разъяснительный или информационный характер и, соответственно, не подается на государственную регистрацию? Не знаю, чем руководствовались в этом случае руководители министерства, но лично я уверен, что указанный приказ должен был пройти правовую экспертизу в установленном законодательством порядке, поскольку он по сути меняет жизненный уклад учеников и предусматривает, что семестровая оценка по предмету выставляется с учетом оценки за итоговую контрольную работу. Причем об этом «экзамене» школьники узнали менее чем за три месяца до его проведения, и это только от даты появления приказа. А еще должно было быть потрачено время на подготовку самих заданий, инструктаж преподавателей и тому подобное!

Кстати, мое мнение совпало с позицией Министерства юстиции, которое в своем письме за подписью заместителя министра юстиции Седова сообщило (в ответ на мой запрос), что настоящий приказ Минобразования (№141 от 16.02.11) подлежит государственной регистрации. А согласно п.15 «Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти», «министерства, другие центральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативно-правовые акты лишь после их государственной регистрации и официального опубликования. В случае нарушения указанных требований нормативно-правовые акты считаются не вступившими в силу и не могут быть применены».

Соответственно, у тех родителей, которые будут недовольны результатами итоговых контрольных, есть все основания обжаловать их в суде и признать недействительным факт проведения таких контрольных. Что же касается действий министра образования Дмитрия Табачника, не только подписавшего указанный приказ, но и возложившего на себя функции контроля за его исполнением, то его незаконные действия (или бездеятельность) как должностного лица могут быть как минимум предметом отдельного обжалования в административном суде, с соответствующим требованием компенсации морального ущерба.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно