«Проект Уголовного кодекса Украины, который поступил для изучения в этот раз, по форме и по содержанию более полно отвечает требованиям, предъявляемым к новым актам, которые должны кодифицировать уголовное законодательство Украины. Его положительными чертами есть в первую очередь научно обоснованные концептуальные положения, оптимальная структура проекта, использование преимущественного большинства научно-теоретических разработок, связь данного проекта с действующим законодательством, доступность понимания, а также возможность его четкого применения».
С позицией относительно проекта нового Уголовного кодекса Украины одного из сотрудников Научно-экспертного управления читатели «Зеркала недели» смогли ознакомиться в номере от 25 марта 2000 года в статье «Что новый кодекс нам готовит?»
Впечатления от впечатлений автора статьи наводят на мысль о том, что он знакомился с уголовно-правовыми нормами не в контексте всего документа, а избирательно. Фрагментарное видение проблемы переросло в неспособность воссоздать целостную картину и отсюда — в непонимание сути и природы некоторых уголовно-правовых положений и институтов.
Вопрос Уголовного кодекса к нынешнему времени стал уже историей.
Началом работы по разработке проекта нового Уголовного кодекса Украины можно считать 20 октября 1992 года — в тот день распоряжением вице-премьер-министра Украины был утвержден состав рабочей группы по разработке проекта нового Уголовного кодекса Украины. В нее вошли 15 профессоров и докторов наук, практические работники Министерства юстиции, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, МВД, СБУ, Кабинета министров Украины, администрации Президента Украины, секретариата Верховной Рады Украины. В последнее время возглавлял рабочую группу известный в Украине правовед, президент Академии правовых наук Украины, ректор Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого академик В. Таций.
Проект Уголовного кодекса Украины, работа над которым длилась более шести лет, неод- нократно обсуждался на научных конференциях и семинарах практических работников правоохранительных и судебных органов, в прессе. Он направлялся всем юридическим факультетам университетов Украины, Институту государства и права Национальной академии наук Украины, высшим учебным заведениям Министерства внутренних дел и Службы безопасности, а также целому ряду высших научных заведений Российской Федерации и Беларуси (более подробная информация содержится в пояснительной записке к проекту Уголовного кодекса Украины).
Кроме того, проект Уголовного кодекса Украины также был направлен во все областные суды Украины, которые имели возможность представить собственные замечания к нему с учетом современных тенденций судебной практики.
В 1996 году проект обсуждался на рабочей встрече экспертов Совета Европы в Киеве и получил позитивную оценку.
Практически во всех отзывах дана высокая оценка подготовленному проекту Уголовного кодекса. В них отмечалось, что проект Уголовного кодекса отвечает передовым достижениям научной мысли, отображает тенденции судебной практики, сохраняет необходимую преемственность основных институтов уголовного права, направлен на охрану прав и свобод граждан Украины, интересов общества и государства.
Общественность имела возможность ознакомиться с проектом Уголовного кодекса, который был опубликован.
Отдельный предмет разговора — судьба проекта Уголовного кодекса после его принятия Верховной Радой Украины в первом чтении. Многие народные депутаты, причем смежных профессий и туманных представлений об уголовном праве, избрали проект Уголовного кодекса объектом для совершенствования своего эпистолярного творчества.
В результате «доработки» только Общей части проекта кодекса народными депутатами было подано более полутора тысяч предложений, из которых приемлемыми сочтена лишь четвертая их часть.
Был задействован громадный научный, интеллектуальный потенциал. Вместе с тем на работу по разработке нового Уголовного кодекса из государственного бюджета не было выделено ни копейки. Государство шесть лет использовало умы и знания ведущих юристов страны бесплатно, получив в итоге проект кодекса, который, если не очень пострадает от «доработки» во время второго и третьего чтений, может быть одним из лучших в Европе.
Следует также отметить, что координация работы по подготовке проекта Уголовного кодекса на протяжении всех шести лет была возложена на Министерство юстиции Украины. Этим занимались три сотрудника управления законодательства о правосудии, охране правопорядка и обороне. В связи с громадным объемом работа в основном выполнялась по субботам и воскресеньям. Причем параллельно сотрудникам необходимо было обеспечить выполнение своей основной работы по проведению правовой экспертизы нормативно-правовых актов в сфере уголовного права и уголовного процесса. Государство отблагодарило их премиями в размере среднемесячного оклада, приурочив это к принятию Уголовного кодекса в первом чтении.
Аналогичная ситуация сложилась и с финансированием (точнее его полным отсутствием) рабочих групп по разработке новых процессуальных кодексов (Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального).
Поэтому судьба новых Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов Украины полностью зависит от запаса энтузиазма и патриотизма людей, на которых возложена их разработка.
Упрекая авторов Уголовного кодекса в компиляции некоторых положений нового Уголовного кодекса России, нельзя не принимать во внимание тот факт, что почти все государства, образованные в постсоветском пространстве, а не только Россия, в своем уголовном законодательстве учитывают достижения советской школы уголовного права. Это классика уголовного права, его традиции, в конце концов менталитет наших граждан.
Вместе с тем, если говорить о новизне проекта Уголовного кодекса, то, например, к настоящему времени его Особенная часть содержит 63 новые нормы, ранее не ведомые украинскому законодательству. В конечном итоге в проект было внесено 62,5% от общего количества предложений и замечаний к нему народных депутатов.
Можно бесконечно дискутировать о совершенстве (несовершенстве) проекта Уголовного кодекса, но бесспорным останется тот факт, что Украина имеет шанс получить новый Уголовный кодекс исключительно потому, что в этой стране остались такие выдающиеся юристы и патриоты, которые отдавали свои знания, опыт, здоровье и личное время (включая время летних отпусков), при том бескорыстно, не рассчитывая на проявление благодарности в каком бы то ни было виде даже в будущем.