Избежать выстрела в ногу: что нужно изменить в процедуре конфискации имущества россиян и коллаборантов

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Избежать выстрела в ногу: что нужно изменить в процедуре конфискации имущества россиян и коллаборантов © Depositphotos/hyrons
В нынешней редакции законопроект – скорее, оружие, которое может взорваться в наших же руках, создавая минимальные угрозы агрессору.

Задолго до начала полномасштабного вторжения России украинская власть требовала от Запада санкций в отношении агрессора. С первого дня войны наши дипломаты и гражданское общество ежедневно воюют за более суровые ограничения для страны-оккупанта. Несомненно, что мы должны в нашей стране задать тенденцию эффективной и необратимой экономической борьбы с оккупантом.

О необходимости конфискации активов граждан РФ и коллаборантов начали говорить с 24 февраля. Но только блокирование активов явно несравнимо с тем, что происходит в Украине. Мы уже нуждаемся в колоссальных ресурсах для Вооруженных сил Украины, на помощь тем, кто потерял здоровье, родных, дома.

В конце концов депутаты придумали будто бы хорошую идею: принудительное изъятие активов у самой РФ, а также ее олигархов, пропагандистов и должностных лиц, которые своими действиями поддерживают российскую агрессию. Логика проста: возмещение причиненного Украине вреда через послевоенные репарации или решения в международных судебных арбитражах — весьма призрачная и долгосрочная история.

1 апреля Верховная Рада 305 голосами приняла закон № 7169 о конфискации имущества граждан России. Однако этот закон стал, скорее, оружием, которое может взорваться в наших же руках, создавая минимальные угрозы агрессору. Если коротко: после якобы конфискации мы, украинцы, будем вынуждены вернуть конфискованные у россиян и их олигархов средства, более того, выплатить еще компенсацию за такую конфискацию.

Все ли потеряно? Однозначно нет, и Украина еще может разобраться с такими активами, отомстив оккупантам и их приспешникам и повернув ситуацию себе в пользу. Распишу в статье, в чем проблема с принятым законом и как хорошую идею превратить в действенный инструмент. Украине нужно не просто забрать грязные деньги и имущество россиян, которые способствуют агрессии, но и сделать так, чтобы они никогда не смогли вернуть их себе.

В чем суть и пробелы закона

Проголосованный законопроект пока не обнародован. Но из опубликованного текста проекта следует: все лица, имеющие гражданство РФ, лица, которые проживают в РФ или осуществляют там свою основную деятельность, а также любой, кто отрицает или поддерживает агрессию РФ против Украины, могут быть лишены их имущества по решению Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). Исключений немного — это россияне, которые воюют в составе наших Вооруженных сил, и некоторые другие лица.

То есть теперь россияне и коллаборанты могут быть лишены имущества, но не обязательно будут лишены. Последнее решение за СНБО, который будет каким-то образом решать, как отличить «плохих россиян», имущество которых действительно надо конфисковать, от «хороших россиян», которые давно являются частью нашего общества, но по каким-то причинам не сменили (либо не смогли сменить) гражданство.

Противоречиво? Да. Но, по мнению авторов закона, вполне оправдано суровостью военного положения.

Однако проблема этого закона намного глубже. Возможно, СНБО удастся конфисковать своим решением несколько десятков грузовиков или какую-то недвижимость. Но владельцы действительно серьезных и элитных активов, российские олигархи, да и наши высокопоставленные коллаборанты элементарно заблокируют такую конфискацию исками в суд. И не только одиозный ОАСК, но и любой вменяемый суд будет вынужден такие иски удовлетворить.

Ведь даже во время военного положения, когда военные администрации принудительно отчуждают чье-то имущество, такое отчуждение является временным, и это имущество (либо его стоимость) должны быть возвращены владельцу после войны. Это прямо следует из статьи 41 нашей Конституции. Там четко указано, что конфискация имущества в Украине может произойти исключительно по решению суда. И наша Конституция продолжает быть действующей, несмотря на военное положение.

Предположим, Совет нацбезопасности и обороны конфисковал имущество российского олигарха, и какой-то судья, учитывая продолжающуюся войну, берет на себя смелость закрыть глаза на такое нарушение Конституции и оставляет решение СНБО о конфискации его активов действующим.

К сожалению, это не конец дела. Это лишь открывает путь этому олигарху в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Кто-то может напомнить: однако же РФ вышла из Совета Европы, то есть не признает решений ЕСПЧ. Для таких лиц напоминаем: ответчиком в таком деле будет Украина, а гражданство истца в этой ситуации значения не имеет.

И такое дело в ЕСПЧ Украина гарантировано проиграет. Ведь по этому закону она, вопреки собственной Конституции, не обеспечивает лицу, имущество которого конфисковано, право на справедливый суд (статья 6 Конвенции СЕ о правах человека) и право на собственность (статья 1 Протокола № 1 к Конвенции). Отменив такие своевольные решения, ЕСПЧ не просто обяжет Украину вернуть лицу конфискованную собственность (либо ее эквивалент в денежном выражении), но еще и обяжет нас выплатить штраф в связи с нарушением этих прав.

То есть вместо эффективного оружия экономического поражения агрессора появился бумеранг, который ударит лишь по тому, кто им воспользуется.

Как можно исправить эту ситуацию

Ситуация не безнадежна. И законопроект, который исправит эту проблему, уже разработан и даже зарегистрирован в парламенте под номером 7194. Этот проект позволит конфисковать имущество тех, кто поддерживает российскую агрессию, конституционным способом по решению суда. Это даст возможность такому решению устоять в судах.

Проект предлагает внести изменения в закон о санкциях, согласно которому после наложения СНБО санкции в виде блокирования активов эти активы конфискуются, но уже отдельной процедурой и по решению суда.

Для того чтобы ни у кого не возникало сомнений, что этот процесс не затянется, законопроект предлагает минимально разумные сроки для рассмотрения таких дел судом (до 10 дней). Более того, у Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции уже есть список активов, которые следует конфисковать.

Что еще важно: законопроект № 7194 позволяет Украине искать активы подсанкционных лиц и за рубежом. В дальнейшем это может обеспечить конфискацию многочисленных активов, находящихся за рубежом, через исполнение другими странами решения украинского суда. Для этого, конечно, нужны будут отдельные международные соглашения, но при наличии в Украине конституционной судебной процедуры вместо решения СНБО это вполне реально.

Эти изменения позволят гарантировать права всех заинтересованных лиц в процессе, соблюдение Конституции, а также обезопасить конфискованные активы от риска их возвращения владельцу позднее.

***

Исправить ситуацию еще не поздно.

Во-первых, президент может наложить вето на принятый закон №7169, а парламент — оперативно принять разумную альтернативу в виде законопроекта №7194.

Во-вторых, парламент самостоятельно может проголосовать конституционную альтернативу — законопроект №7194 и исправить уже принятый №7169, оставив его действие лишь в отношении имущества РФ как государства. Вместо «бонусов» в виде штрафов от Украины, враг должен в принудительном порядке профинансировать борьбу украинцев за свою свободу.

Мы не имеем права повторять ошибку 2014 года. Тогда Европейский Союз и другие страны мира наложили многочисленные санкции на бывшего президента Виктора Януковича и его приспешников. Предполагалось, что такие активы будут конфискованы по приговору суда по результатам многочисленных уголовных производств в отношении этих лиц. В конце концов большинство санкций просто сняли. Среди причин как тривиальный «слив» таких дел, так и слабость законодательства. Парламент банально настолько ограничил следствие, что довести ряд дел до логического завершения стало настоящим челленджем. Но факт остается фактом, наша страна тогда не могла реализовать законные процедуры для обеспечения этого процесса.

Сейчас Украина ежедневно несет колоссальные потери и действительно нуждается в действенных и легальных механизмах своей защиты, в том числе экономической. Именно поэтому мы должны создавать механизмы, которые в будущем смогут выдержать все юридические перипетии и риски.

Больше статей Виталия Шабунина читайте по ссылке.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме