ИТОГИ ОЧЕНЬ ПЕЧАЛЬНЫЕ

31 августа, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №34, 31 августа-7 сентября

Итак, государство Украина отметило свой юбилей. Подводятся итоги жизни нашего общества за прошедшие десять лет независимости, перехода к рыночной экономике и демократии...

Итак, государство Украина отметило свой юбилей.

Подводятся итоги жизни нашего общества за прошедшие десять лет независимости, перехода к рыночной экономике и демократии. Конечно, с исторической точки зрения для государства десять лет — не возраст, но независимая Украина возникла не на пустом месте. Ведь в наследство от УССР мы получили стабильное законодательство, эффективную правоохранительную систему и, в подавляющем своем большинстве, законопослушное население.

Теперь посмотрим на положение дел в правоприменительной сфере современной Украины, поскольку именно состояние законности и правопорядка определяют, в какой мере государство обеспечивает свою жизнедеятельность, а также защиту своих граждан от нарушения их конституционных прав и свидетельствуют, в какой степени это государство является демократическим и цивилизованным.

Хвалиться, прямо скажу, нечем.

 

Начнем с законов. Здесь положение архискверное. Наши законодатели занимались чем угодно, но только не принятием новых кодексов, которые бы отражали произошедшие перемены в обществе и государстве. Наше современное законодательство, оставаясь в основном советским и социалистическим, напоминает тришкин кафтан, в него внесено массу изменений, зачастую противоречивых и несогласованных. Такими же в большинстве случаев являются и вновь принятые законы.

Украина не обзавелась новыми Гражданским, Налоговым, Земельным кодексами, Кодексом законов о труде, а без них никакая нормальная жизнь в стране невозможна. Принятие Верховной Радой нового Уголовно-процессуального кодекса отложено на неопределенное время, а так называемую малую судебную реформу можно без преувеличения назвать не лучшего качества косметической ретушью, которая к тому же почти на целый месяц серьезно нарушила работу милиции, прокуратуры и судов, поскольку, свалившись как снег на голову, не была надлежащим образом обеспечена. К тому же, изменения в УПК не состыкованы с новым Уголовным кодексом Украины, который, кстати, ничем не лучше старого и содержит много лишнего и даже вредного.

С этим можно было еще как-то мириться, если бы уже существующие законы исполнялись неукоснительно. Но в государстве создана такая обстановка, что законы соблюдаются и исполняются в зависимости от их выгоды. Это касается как всех уровней власти, так и рядовых граждан. И самым страшным является то, что подобную психологию исповедуют люди, на которых государством возложена обязанность охранять и исполнять законы. Я имею в виду положение дел в правоохранительных органах. А это положение таково, что никто в Украине, ни рядовой гражданин, ни представитель власти, не гарантирован от произвола со стороны милиции, прокуратуры, суда и других правоприменительных организаций.

Милиция несет основную тяжесть борьбы с разгулом преступности как бытовой, уличной, так и организованной. И за это ее сотрудникам нужно отдать должное.

Однако недостаток материального обеспечения, низкий профессиональный уровень сотрудников милиции делают их работу малоэффективной, какие бы громкие программы по борьбе с преступностью ни провозглашались. Нередки случаи, когда жертвами милицейского произвола становятся законопослушные граждане. Стали обычными сообщения в СМИ о применении пыток и выколачивании признаний в совершении преступлений у людей, которые эти преступления не совершали. А происходит это потому, что зарегистрированное в милиции преступление, особенно из категории тяжких, должно быть раскрыто любой ценой: оставшуюся с советских времен отчетность по проценту раскрываемости преступлений никто не отменял и она остается «ночным кошмаром» милицейских руководителей всех уровней. Но откуда у милиции при текучести ее кадров, отсутствии опыта и профессионализма, пещерном техническом обеспечении и нищенском жаловании появятся возможности довести «раскрываемость» до 99, 9%?

Прокуратура и налоговая администрация стали орудием власть имущих, эти организации нередко используются для устранения неугодных противников и конкурентов в политике и бизнесе. Для этого практикуется фальсификация «заказных» уголовных дел, незаконные задержания и аресты. Не для этих ли целей, в нарушение переходных и основных положений Конституции, за прокуратурой на неопределенное время сохранена функция расследования уголовных дел?

Много говорилось о судебной реформе и о независимости судей.

Согласитесь, никакая реформа судебной системы не приведет к реальной независимости судьи при его трехсотгривневой зарплате и в дисциплинарной и материальной зависимости от председателя суда, который также подвергается влиянию местных и других начальников. Так что не приходится удивляться, почему наши суды выносят выгодные кому-то неправедные решения и приговоры.

Нищий милиционер, прокурор и судья в силу специфики своей работы постоянно являются объектами заманчивых материальных предложений со стороны заинтересованных лиц, устоять перед чем они не в силах. Ведь надо же самим пить-есть да и семьи содержать. Поэтому и считается Украина одной из самых коррумпированных стран мира. Для читателя не будет откровением, если скажу, что в государстве существуют расценки в твердой валюте на прекращение уголовного дела, снижение срока наказания, вынесение нужного решения в суде и другие правовые «услуги».

Неужели не понятно, что сотрудники правоохранительных органов и судьи должны быть одними из самых оснащенными и высокооплачиваемых чиновников в государстве и что деньги надо тратить в первую очередь не на амбициозные стройки и проекты, а на правовое обеспечение деятельности государства. И тогда общество будет вправе потребовать от чиновников в погонах разного достоинства качественной, профессиональной работы и учтивого отношения к своим гражданам-налогоплательщикам, а также немедленного увольнения с государственной службы при неподабающем исполнении своих обязанностей.

Почему же все-таки ничего не сделано для того, чтобы в стране работали четкие и понятные законы, чтобы сотрудники правоохранительных органов и судьи неукоснительно эти законы выполняли, невзирая на «заказы» и заманчивые материальные предложения и чтобы правовая система была очищена от коррумпированных чиновников?

И пока такое положение будет сохраняться, юбилей независимости Украины останется праздником со слезами на глазах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно