ГРАЖДАНЕ УКРАИНЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЮРЬМЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ

Поделиться
Все мы имеем основания завидовать американцам, которые в любом государстве чувствуют себя как дома...

Все мы имеем основания завидовать американцам, которые в любом государстве чувствуют себя как дома. Вообще складывается впечатление: случись что с американцем в другой стране, на его защиту станет весь Шестой флот США с ракетами «Томагавк» и авианосцем «Америка» во главе. А вот многие граждане Украины до сих пор продолжают представляться за рубежом так: «я из бывшего СССР» или «я из России». То ли полагая, что эти державы пользуются несравненно большим уважением, то ли опасаясь, что их не поймут, мол, «что это за географические новости». Однако, находясь за границей, наш гражданин может рассчитывать исключительно на усилия украинских консульских работников. Поэтому сегодня наш разговор о том, можем ли и мы чувствовать себя в любой стране мира, как за каменной стеной. На вопросы «ЗН» отвечает начальник Консульского управления МИД Украины Виктор Андреевич Кирик.

- Руководствуясь статьей 25 Конституции Украины о защите граждан нашей страны, которые пребывают за ее пределами, Консульским уставом Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 02.04.94 г., в случае чрезвычайной ситуации с гражданами Украины консул обязан принимать все необходимые меры для их спасения и доставки на Родину. Консул обязан также принимать меры, чтобы юридические лица и граждане Украины в полном объеме пользовались всеми правами, предоставляемыми им законодательством той страны, где они находятся, международными договорами, участниками которых являются Украина и данная страна, а также международными обычаями.

- Каким образом МИД реагирует на чрезвычайные ситуации, в которых оказываются граждане Украины за рубежом?

- Отдел оперативного реагирования МИД собирает информацию из разных источников, теперь уже используя современные методы, Internet, электронные средства получения информации. Об арестах воздушных и морских судов нам сообщают авиакомпании и пароходства, такую информацию отслеживают наши представительства на местах, в СМИ.

В тех случаях, когда в стране, где произошло ЧП, есть украинское посольство, вопрос решается проще. А вот в случае, если в данной стране нашего представительства нет, с получением информации сразу возникает проблема. Но международное сообщество уже давно отработало и эти варианты. Имеется широкая практика обращения за помощью к странам, которые имеют свои представительства в интересующем нас регионе. Например, во время бомбардировки Ирака мы обратились к представительствам Польши и России в этой стране с просьбой посодействовать эвакуации обратившихся к ним граждан Украины. И россияне, и поляки ответили положительно, но, к счастью, таких обращений тогда не было. Мы направили запросы в ряд министерств и ведомств и выяснили, что никто не направлял в Ирак своих специалистов и делегаций. Известно, что на территории Ирака проживает некоторое количество гражданок Украины, вышедших замуж за иракцев, но из них за помощью не обратился никто.

Несколько иной была ситуация с Югославией. Там к моменту начала бомбардировок было и наше посольство, и ряд торговых представительств, например Дунайского пароходства, Авиалиний Украины. Находился там и ряд граждан, прибывших с различными целями на непродолжительное время. В посольстве, совместно с Дунайским пароходством, был заранее проработан план эвакуации. Семьи сотрудников были вывезены в Будапешт еще до начала событий, а оттуда уже уехали в Украину. В Югославии остались только мужчины. В период наиболее интенсивных бомбардировок им также было дано распоряжение выехать. Фактически там оставались только посол и несколько сотрудников.

Наиболее горячей проблемой остается вопрос предоставления в иностранных портах режима наибольшего благоприятствования украинским судам. Трудности возникают в связи с тем, что Украина имеет только четыре посольства в странах Африки (в Египте, Тунисе, Гвинее и ЮАР). Работу МИД Украины усложняет также то, что такие развивающиеся страны, как Нигерия, Сомали, Египет и другие, не имеют постоянного законодательства в области судоходства. Суда с украинскими экипажами, как правило, ходят под «flag of convenience», то есть «удобным флагом», и принадлежат совместным предприятиям, зарегистрированным за пределами Украины. Фирмы-собственники судов заключают договоры аренды с иностранными компаниями и работают по соответствующим контрактам. Все это часто приводит к тому, что, например, в случае задержания судна концы найти очень трудно.

- Известны случаи, когда отдельные государства - США, Израиль - применяли военную силу для освобождения своих граждан, например, захваченных в заложники. Есть ли возможность для применения силы с украинской стороны, например, если бы в случае, подобном нигерийскому, украинским морякам угрожала непосредственная опасность?

- Когда в разных странах, в том числе и в Нигерии, граждане Украины захватывались в заложники, консульская служба принимала непосредственное участие в их освобождении. Во всех подобных случаях Украина строго придерживается принципа решения проблем путем переговоров. Это - основополагающий принцип при решении любых сложных проблем, и мы неуклонно руководствуемся им, каким бы большим ни был соблазн применения силовых методов в отдельных случаях…

- Каким образом консульские службы Украины реагируют на уголовное преследование наших граждан за рубежом?

- Украиной подписано 10 многосторонних межведомственных соглашений со странами СНГ и 29 межведомственных соглашений о сотрудничестве между МВД Украины и правоохранительными органами других стран. Украина присоединилась к ряду европейских конвенций: Конвенции о взаимной помощи в уголовных делах 1959 года, Конвенции о передаче ведения уголовных дел 1972 года, Конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года, Конвенции о передаче осужденных 1983 года.

Осуществление уголовного преследования на территории СНГ определяет Конвенция о правовой помощи от 22.01.93. В соответствии со статьей 72, каждая из сторон обязуется по поручению другой стороны осуществлять согласно своему законодательству уголовное преследование собственных граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающей стороны. Конвенция эта регулирует и вопросы выдачи правонарушителей между странами СНГ. Она предусматривает, что стороны обязаны по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора.

Украина является одной из сторон Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 года. Согласно этой конвенции, с учетом положений и условий, изложенных в ней, стороны обязуются выдавать друг другу всех лиц, преследующихся компетентными органами запрашивающей стороны в связи с совершением правонарушения или выдачей постановления о взятии под стражу. В июле 1998 года подписан договор о взаимной помощи в уголовных делах между Украиной и США. На данный момент соглашение не ратифицировано американской стороной. Этот договор регулирует также вопросы «передачи лиц, находящихся под стражей, для дачи показаний или для других целей».

- Известно ли вам, сколько наших граждан находится за рубежом в местах лишения свободы?

- Много. По данным наших посольств и генеральных консульств, на первое января 1999 года за рубежом были арестованы и находились в местах лишения свободы более четырех тысяч граждан Украины. Например, в Чехии более 700 человек, в Польше и в Турции - примерно по 500, в ФРГ - всего 20. Не говоря уже о России, где их сидят тысячи. Это жизнь, и от нее никуда не денешься.

Консул должен получать информацию о таких случаях от компетентных органов, вести соответствующий учет, посещать «своих» заключенных, если, конечно, они желают этого. Часто наших гражданок в Турции и других странах, где они занимаются «древнейшим ремеслом», приговаривают к трем, пяти, семи годам тюрьмы, однако они предпочитают не обращаться за помощью в консульские учреждения. Некоторых из них столько раз депортировали, что наши консулы уже знают их в лицо.

- Были ли ситуации, когда граждане Украины приговаривались к смертной казни за рубежом?

- Такие приговоры выносились, но не приводились в исполнение. Был такой случай в Соединенных Штатах. Гражданина Украины приговорили к смертной казни за несколько убийств. Конечно, вмешиваться в этот процесс никто не имеет права, но наше представительство оказывало ему консультативную помощь, активно работало с адвокатами, предоставляло им документы, биографические справки о его тяжелом детстве, о перенесенных болезнях, которые могли повлиять на психику... В результате апелляции приговор был изменен на пожизненное заключение. Данных о других гражданах Украины, приговоренных где-либо к смерти, у нас нет.

- В каких случаях украинцы, совершившие правонарушение за рубежом, отбывают наказание на месте, а в каких - выдаются Украине?

- Фактически это зависит от их желания. В соответствии с Конвенцией Совета Европы о передаче осужденных лиц 1983 года осужденный может быть передан для отбывания наказания на территории государства своего гражданства. При этом обязательным условием является соответствующее волеизъявление осужденного. Конечно, условия содержания заключенных за рубежом располагают к тому, чтобы наши граждане стремились отбывать срок именно там.

Передача осуществляется при посредничестве органов юстиции обеих сторон. В том случае, если соответствующее двустороннее соглашение отсутствует или одна из сторон не является членом упомянутой конвенции, вопрос о приеме или передаче осужденного для дальнейшего отбытия наказания относится к компетенции Генеральной прокуратуры Украины.

- Каким образом консульские учреждения помогают гражданам, которые стали жертвами преступлений на территории других стран? Сколько таких случаев вам известно?

- Это количество измеряется сотнями, однако точных данных у нас нет, поскольку в разных странах существуют свои особенности информирования дипломатических представительств. Больше всего преступлений против наших граждан совершается в Польше и Турции, там эти преступления чаще всего связаны с торговлей и туризмом. За ними следуют Россия, Чехия, Словакия и Венгрия, где большое количество наших граждан находится на заработках, причем часто - нелегально. В последнее время резко участились случаи обмана наших граждан. Им обещают выгодную работу в отдаленных государствах, например Испании, Португалии, и в результате оставляют на улице и без денег. Часты случаи принуждения к проституции - в Греции, в Италии.

В таких ситуациях консул оказывается в сложной ситуации. С одной стороны, он обязан помочь, а с другой - у него нет на это средств. Узнав о какой-то проблеме с нашими гражданами, консул сразу обращается к местным властям. В том случае, если речь идет о серьезном нарушении прав нашего гражданина, например, незаконном увольнении в России, передается соответствующая нота в МИД.

Если человека нужно лечить или помочь ему добраться домой, этим тоже занимается консул, он же решает вопрос с оплатой. В том случае, если человек приехал к кому-то в гости, расходы несет пригласивший. Тем, кто ехал транзитом или был на заработках, помощь оказывается из государственного бюджета. По крайней мере, ему оплачивают дорогу до украинской границы.

Нередко люди рассказывают о том, что они пережили в той или иной чрезвычайной ситуации, говоря «было тяжело, а потом нас взяли и отпустили». И они не подозревают, что за этим «взяли и отпустили» стоит напряженный труд десятков людей, их нервы, здоровье. А мы, консульская служба, чаще всего оказываемся тем ведомством, на которое валятся все шишки: не ищете, не освобождаете. Мы же хотим заметить, что не одни мы отвечаем за безопасность наших граждан. Например, в случаях с украинскими моряками должно отвечать также пароходство, которое не платит долги, в результате чего арестовываются эти суда, и вербует людей для работы на судах под иностранным флагом… И не надо в случае чего все «стрелки» переводить на нас и говорить, что МИД ничего не делает. Консульская служба работает без команды: как только появляется информация о какой-то ситуации с нашим гражданином, автоматически начинается работа по уточнению информации, выяснению, чем можно помочь.

- Как быстро МИД Украины получает информацию о чрезвычайной ситуации с нашими гражданами?

- По-разному, в зависимости от конкретной ситуации. В соответствии с международными обычаями, такая информация передается консульскими службами различных стран друг другу. О каждой экстремальной ситуации такого рода консульские учреждения оповещают друг друга быстро. Так, недавно представитель одного из государств в Малайзии был в местной тюрьме по делам, касающимся его соотечественников, заключенных там. Ему стало известно, что среди заключенных есть гражданин Украины. Мы поручили нашему послу на Филиппинах разыскать этого гражданина, разобраться и оказать необходимое содействие. В данный момент уже решается вопрос о возвращении украинского гражданина на родину. Кстати, часто случается, что мы находим человека путем немалых усилий, а он говорит: «Извините, но мне помощь не нужна». Вы знаете последний общеизвестный пример одного некогда высокопоставленного украинского чиновника.

Кроме этого, существует практика рекомендаций гражданам, выезжающим в потенциально небезопасные районы земного шара. Мы сообщаем адреса и телефоны дипломатических и консульских учреждений Украины и других стран, куда гражданин может обратиться в случае необходимости. Так, в случае с Югославией мы неоднократно, в том числе и через СМИ, просили отложить деловые и другие поездки в тех случаях, когда это представлялось возможным. Последняя пресс-конференция на эту тему состоялась буквально за два дня до начала событий.

Но, как правило, наши граждане обращаются за помощью только в случае ну уж совсем безвыходной ситуации, куда они чаще всего завели себя сами. Это пережиток советских времен, когда консульские службы принимали участие в тотальном контроле за каждым шагом наших граждан за рубежом. Сейчас и консульские службы, и МИД в целом настроены не на то, чтобы кого-то догнать, поймать, а на то, чтобы гражданин Украины почувствовал себя гражданином Украины в любой точке мира.

Кирик Виктор Андреевич родился 22 июня 1944 года в Новосибирске. Трудовую деятельность начал в 1959 году учеником Уманского техникума механизации сельского хозяйства. С 1964 года - автомеханик Звенигородского отделения «Сельхозтехника». В 1964-1967 годах служил в армии. В 1968-м работал диспетчером автостанции города Звенигородка. В 1968-1973 гг. - студент факультета международных отношений Киевского государственного университета имени Т.Шевченко по специальности «международное право». С 1973 года работал в консульских службах МИД УССР и независимой Украины. Прошел все ступени консульской службы - от атташе до начальника управления. С 1995 года возглавлял Генеральное консульство Украины в Чикаго. В конце мая 1998 года по предложению нового министра иностранных дел Б. Тарасюка возглавил Консульское управление МИД Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме