Цель российской специальной военной операции — остановить любую войну, которая могла бы развернуться на территории Украины или которая могла бы начаться оттуда.
Сергей Лавров
Если бы у меня был свой собственный мир, в нем все было бы бессмыслицей. Ничего не было бы тем, что есть на самом деле, потому что все было бы тем, чем оно не является...
Льюис Кэррол, «Алиса в стране чудес»
7 марта этого года Международный суд ООН начал слушание в новом деле «Украина против России». Это слушание по иску, который Украина подала 26 февраля 2022 года о нарушении Россией Конвенции о предотвращении преступления геноцида и наказании за него.
Суть спора
Ранее российский президент Путин произнес речь о наступлении на Украину, в которой заявил, что целью «специальной военной операции» является «защита людей, которые в течение восьми лет подвергаются издевательствам и геноциду со стороны киевского режима». Украинская сторона оспаривает это и подобные утверждения российской стороны, с 2014 года звучащие в адрес украинской власти.
Позиция Украины в Суде ООН состоит в том, что Россия безосновательно обвиняет Украину в геноциде собственного русскоязычного населения, проживающего на частях территорий Донецкой и Луганской областей. Ссылаясь на это ошибочное утверждение и прикрываясь своими международно-правовыми обязательствами по Конвенции о геноциде, Россия начала полномасштабные военные действия на территории Украины.
Временные меры
Одновременно с основным иском Украина обратилась в Суд ООН с просьбой о назначении временных мер. Временные меры — это определенные Судом меры, которые государства-участники спора должны соблюдать, пока продолжается рассмотрение дела по сути, что может затянуться на годы. Украина настаивает на временных мерах с учетом срочности ситуации и непоправимого вреда, который может быть причинен украинскому населению и миру в целом.
Среди действий России, требующих немедленного вмешательства, украинская сторона назвала обстрелы гражданских объектов (больниц, школ, карет скорой помощи и т.п.), варварскую тактику осады и блокады городов и отрезание населения от необходимых ресурсов (воды, электроэнергии и еды), применение Россией запрещенных типов оружия (например, кассетных бомб), нападение России на объекты ядерной промышленности, что может вызвать непоправимую экологическую катастрофу, а также кризис беженцев и внутренне перемещенных лиц, спровоцированный российской агрессией.
В качестве временных мер Украина просит Суд ООН, во-первых, приказать России немедленно остановить военные действия на территории Украины. Настоящий приказ должен распространяться как на государственные (официальные) вооруженные силы РФ, так и на вооруженные формирования и отдельных лиц, которыми российская федерация руководит, оказывает поддержку или оказывает влияние. Среди прочего, это будет касаться членов разных частных военных компаний, которые, по имеющейся информации, воюют на территории Украины.
Во-вторых, Украина просит Суд ООН приказать России воздерживаться от каких-либо действий, которые могут заострить или расширить рассматриваемый спор или усложнить решение этого спора.
В-третьих, Суд должен обязать Россию предоставлять ему на регулярной основе отчеты о мерах, предпринятых РФ для выполнения приказа МС ООН.
Следует отметить, что вышеупомянутые временные меры, принятия которых требует Украина, не являются чем-то неслыханным для Суда ООН, — идентичные и аналогичные меры уже было применены Судом при рассмотрении других дел.
Преимуществом стадии временных мер является более низкий стандарт доказательств по сравнению со стадией судебного разбирательства. С учетом срочности ситуации на стадии временных мер достаточно доказать наличие предварительной (prima facie) юрисдикции в Суде ООН и правдоподобность (plausibility) прав, которые Украина имеет целью защитить своим иском в Суд.
Позиция Украины
Украинская сторона не соглашается ни с фактической (о так называемом геноциде со стороны украинской власти), ни с юридической (о том, что Конвенция о геноциде дает право государству в одностороннем порядке прибегать к военной интервенции для наказания или предупреждения геноцида) позицией России.
Как отметил глава украинской делегации Антон Кориневич в своей вступительной речи, РФ «не рассматривает обязанность предотвращать и наказывать акты геноцида как священную. Она использует ее как оружие. Лживо обвиняя (Украину. — А.М.) в геноциде, Россия использует один из столпов современного международного правопорядка, чтобы уничтожить другой столп. Лживо обвиняя (Украину. — А.М.) в геноциде, чтобы оправдать свою агрессию, Россия оскверняет Конвенцию о геноциде».
В ответ на безосновательные заявления России о геноциде русскоязычного населения украинские представители в Суде ООН сослались на доклады международных организаций, в частности Мониторинговой миссии ООН по правам человека и Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, а также на доклад Офиса прокурора Международного уголовного суда. Ни один из них не содержит даже упоминания о преступлении геноцида. Наоборот, если речь идет о международных преступлениях, то в этих отчетах приводились примеры обстрелов преимущественно русскоязычных городов Украины, таких, как Мариуполь, именно российской стороной.
Что касается возможностей государства начать в одностороннем порядке военную интервенцию под предлогом наказания или предотвращения преступления геноцида, то, как было заявлено украинской стороной, такие действия являются незаконными. Ссылаясь на практику Суда ООН и, в частности решение в деле «Никарагуа против США», украинская сторона заявляет, что защита отдельных прав человека, кодифицированных в конвенциях, должна проходить в соответствии с мерами, предусмотренными в этих конвенциях, и что «применение силы не может быть надлежащим механизмом для мониторинга или обеспечения уважения» к правам человека.
В деле «Босния и Герцеговина против Сербии и Черногории» по Конвенции о геноциде Суд заявил, что, выполняя обязательства по предотвращению геноцида, «очевидно, что каждое государство может действовать лишь в рамках, разрешенных международным правом». Так, в частности в случае вероятного акта геноцида или серьезного риска геноцида Конвенция о геноциде предусматривает возможность для государств обратиться в компетентные органы ООН, например в Совет Безопасности, с призывом принять меры согласно Уставу ООН, необходимые для предупреждения или подавления акта геноцида (статья VIII).
Украинская сторона также ссылается на обязанность государств добросовестно выполнять положения международных договоров, охватывающие обязательство государств не совершать действий, препятствующих целям договора. По мнению Украины, действия России, которая отстаивает право на агрессию под видом предотвращения выдуманного и сфабрикованного геноцида, прямо противоречат целям Конвенции и, в частности ее моральной и гуманитарной основе.
Позиция России
Позиция России по вопросам, возбужденным в Суде ООН, осталась без освещения, ведь она не принимала участия в заседании. Причина отсутствия российской делегации неизвестна. Председательствующая судья Джоан Донохью сообщила о письме, полученном от посла России в Нидерландах, которым Россия отказалась принимать участие в слушаниях. Советник Украины Жан-Марк Тювенин заметил: хотя во всех других делах против России представители последней отчаянно доказывали отсутствие юрисдикции Суда, в этом деле они смолчали.
Когда ожидать Приказ Суда
Во время заседания Суд ООН заявил, что решение будет принято в ближайшее время. В другом деле Украины против России, касающемся нарушений Конвенции о запрете финансирования терроризма и Конвенции о запрете расовой дискриминации, Международному суду ООН для вынесения Приказа о предварительных мерах понадобилось немногим более месяца после слушаний в деле.
За аналогичный срок Суд принял решение и в деле Гамбии против Мьянмы, которое тоже касалось Конвенции о геноциде. Вместе с тем с оглядкой на непоправимость и неотложность вреда, который может быть причинен населению Украины и мира в целом, есть шанс, что Суд примет решение раньше. Например, в деле Индии против Пакистана, касавшемся судьбы гражданина Индии, осужденного к смертной казни в Пакистане, между слушаниями в деле и Приказом Суда прошло всего три дня.
Будет ли выполнять Россия Приказ Суда в случае положительного для Украины решения
Согласно статье 41(2) Устава Суда, приказы Суда о временных мерах автоматически направляются в Совет Безопасности ООН, который гипотетически может путем принятия соответствующих резолюций заставить государство соблюдать меры, определенные Судом. Вместе с тем хорошо известно, что Россия как постоянный член Совета Безопасности может наложить вето на любую резолюцию, предложенную другими членами Совета Безопасности. Например, Россия так и не начала соблюдать временные меры, назначенные Судом в 2017 году в рамках иска Украины о нарушении Конвенции о финансировании терроризма и Конвенции о запрете расовой дискриминации.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 27(3) Устава ООН, член Совета Безопасности, являющийся «стороной в споре», должен «воздержаться от голосования» по вопросу такого спора, если такой вопрос подпадает под положения главы Устава ООН «Мирное разрешение споров». Формально это должно было бы гарантировать соблюдение Россией временных мер, определенных Судом ООН.
На практике же это остается одним из наиболее спорных вопросов функционирования системы органов ООН. За всю историю работы Совета Безопасности ООН не наберется и 15 случаев, когда бы государства — участники Совета Безопасности воздержались от голосования согласно статье 27(3).
Независимо от того, будет ли выполнять Россия временные меры, если таковые будут назначены Судом ООН, их принятие крайне важно для Украины. Во-первых, это сильный удар по той паутине пропаганды, которой Россия оплетает Украину уже более восьми лет. Во-вторых, Приказ Международного суда ООН только укрепил бы международно-политическую поддержку Украины. И, наконец, в-третьих, такой Приказ вдохновил бы другие международные и региональные компетентные органы решительнее осуществлять необходимые шаги для защиты мира и безопасности, а также для привлечения виновных к ответственности.