Что делать с правом баллотироваться для украинцев за рубежом?

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Что делать с правом баллотироваться для украинцев за рубежом? © Getty Images

Полномасштабная война России против Украины послужила причиной беспрецедентной волны миграции, заставив миллионы людей искать приют за рубежом. Количество украинцев, выехавших после 24 февраля 2022 года, оценивают по-разному: от 5,2 миллиона (Центр экономический стратегии) и 5,6 миллиона (Гражданская сеть ОПОРА) до 7,7 миллиона (данные парламентской ВСК по вопросам защиты прав ВПЛ) и около 8,9 миллиона (по оценкам дипломатических учреждений Украины, согласно ответу МИД на запрос ОПОРЫ).

Нынешнее законодательство создает преграды для реализации избирательных прав украинцев за границей. Речь идет и о праве голосовать (возможности имеющейся сети зарубежных избирательных участков не хватит, чтобы принять участие в волеизъявлении смогли все желающие), и о праве баллотироваться — здесь мешает ценз оседлости, то есть требование о постоянном проживании в Украине.

Эти ограничения непропорционально затронут женщин, ведь именно они составляют большинство тех, кто получил временную защиту за границей. Именно поэтому возникает насущная необходимость пересмотреть или адаптировать требования ценза оседлости к военным и послевоенным реалиям с учетом как цели самого ценза, так и фундаментального права граждан быть избранными.

Что такое ценз оседлости?

Ценз оседлости — это законодательное требование, согласно которому человек, который хочет баллотироваться на общегосударственных выборах, должен постоянно проживать на территории Украины в течение определенного периода перед днем выборов. Для кандидатов в президенты Украины этот срок составляет 10 лет, для кандидатов в народные депутаты — пять. На местных выборах такого ценза в Украине нет.

По своей сути ценз оседлости выполняет несколько функций.

  1. Обеспечивает осведомленность кандидата: гарантирует, что кандидат знаком с повседневной жизнью страны, ее политической, экономической и социальной системами.
  2. Усиливает связь с электоратом: создает условия для формирования постоянных связей между кандидатом и громадой, интересы которой он хочет представлять.
  3. Предотвращает отрыв от национального контекста: действует как некий барьер для людей, которые в течение длительного времени не проживали в стране и могли утратить ощущение ее реалий либо же имеют основные интересы за ее пределами.

В действующем Избирательном кодексе уже предусмотрены исключения из ценза оседлости. Пребывание за границей в служебной командировке, на обучении или лечении не считается нарушением ценза. Однако эти исключения рассчитаны на условия мирного времени и не учитывают беспрецедентную ситуацию, когда миллионы граждан покинули страну не по своей воле.

Что можно сделать?

Есть несколько сценариев, как решить проблему пассивного избирательного права.

Самый легкий, но не лучший вариант — ничего не делать. Оставить законодательство таким, как оно есть, что лишит миллионы украинцев права баллотироваться.

Простое решение, которое позволит баллотироваться всем, — отмена требования о постоянном проживании для украинцев, которые выехали из-за войны. Например, законопроект № 11300 от 27 мая 2024 года предлагает не учитывать пребывание лица за пределами Украины во время действия правового режима военного положения для кандидатов в президенты и народные депутаты. Впрочем, эта инициатива до сих пор находится на рассмотрении в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства.

Более того, тогда встает вопрос другого уровня: насколько будущие кандидаты остаются связанными с Украиной, понимают ее реалии и могут действительно представлять волю народа? Продолжительное пребывание за границей, скажем, несколько лет до выборов, неизбежно повлияет на связь с украинскими реалиями. Понимать потребности избирателей, опираясь только на новости, крайне сложно.

Третий сценарий — установить дополнительные условия для баллотирования тех, кто в течение длительного времени находился за границей. В таком случае необходимо законодательно определить критерии, по которым будут делать исключения из ценза оседлости. Также исключения должны касаться именно первых послевоенных выборов и учитывать законность и вынужденность пребывания за границей. То есть люди, чье пребывание за границей не было вынужденным из-за войны (например, продолжительные туристические поездки, которые начались до вторжения и не были связаны с эвакуацией), не должны подпадать под эти исключения.

Критерии для исключений

Определение критериев для исключения из ценза оседлости достаточно дискуссионно и требует дальнейшего экспертного обсуждения. Среди возможных вариантов необходимо выделить три, также упомянутых в Дорожной карте ОПОРЫ для обеспечения подготовки к послевоенных выборам.

Время выезда за границу — только после полномасштабного вторжения и введения военного положения 24 февраля 2022 года.

Законность пересечения границы и соблюдение законодательства о мобилизации и военном учете (это условие касается прежде всего мужчин). Исключения не должны применяться, если доказан факт незаконного пересечения границы или пребывания за границей либо нарушения законодательства о мобилизации и военном учете во время пребывания за границей.

Вместе с тем исключения могут быть введены для военнопленных и гражданских, которых незаконно удерживали в России, а также для граждан Украины, которые вынуждены были эвакуироваться с временно оккупированных территорий или зон активных боевых действий через территорию РФ или третьих стран. Здесь обязательным условием должно стать подтверждение факта проживания на этих территориях до их оккупации или начала активных боевых действий, а также факта эвакуации.

Статус международной защиты (беженство, временная или другая подобная защита), которая и является свидетельством вынужденности пребывания за границей.

Кроме того, в законодательстве нужно предусмотреть требование, чтобы кандидаты, которые претендуют на применение исключения из ценза оседлости, декларировали эту информацию, подавая документы для регистрации.

Когда возвращаться кандидату?

Другим аспектом является возвращение кандидатов в Украину. Если потенциальный кандидат не планирует возвращаться из-за границы, стоит вопрос о реальности его связи с избирателями и в целом ситуацией в государстве.

Здесь возможны несколько подходов.

Мягкий означает отсутствие требования возвращаться в Украину. Но, опять-таки, тогда встанет вопрос о глубине связи кандидата со страной.

Жесткий может требовать заблаговременно вернуться до окончания военного положения. Однако в условиях войны предусмотреть это событие невозможно. В случае возвращения в Украину во время действия военного положения жизни потенциальных кандидатов будет угрожать опасность — фактор, из-за которого они и выехали за границу.

Компромиссным является возвращение в Украину после прекращения военного положения до начала избирательного процесса и/или проживание в Украине в течение определенного периода времени. Например, если подготовительный период к выборам будет составлять худо-бедно шесть месяцев, лицо должно проживать в Украине не меньше трех месяцев. Иначе говоря, потенциальные кандидаты должны вернуться после прекращения военного положения. Значительную роль в таком случае будут играть сроки проведения первых послевоенных выборов, которые нужно определить предварительно, перед установлением временных границ возвращения в Украину.

В любом случае все эти аспекты следует определить на законодательном уровне. Бесспорным остается одно: наравне с возможностью проголосовать право украинцев баллотироваться должно быть учтено в процессе подготовки к первым послевоенным выборам, ведь полноценная демократия невозможна без реализации обоих этих фундаментальных прав.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме