Зеленые святки — торжество весны

28 мая, 10:56 Распечатать Выпуск №20, 26 мая-1 июня

Своими корнями праздник уходит в глубокую старину. 

Накануне Троицы. Гравюра Ю.Шюблера с картины И.Ижакевича. 1888 г.

Май — финальный весенний аккорд. Месяц обновления, пора молодости каждого растения, каждого цветка; месяц перемен и ожиданий лучшего. 

А еще в мае обычно христиане отмечают Зеленые святки, тесно связанные с природой, культом растительного мира, магией заклинания будущего урожая.

Своими корнями праздник уходит в глубокую старину. Еще древние римляне отмечали день роз — Rosaria, или Parentalia, — праздник предков, во время которого гробницы и могилы устилали цветами. От римлян традиция перешла на Балканы, а со временем распространилась по Европе. В Украине слово "русалии" известно из летописей ХІ в., когда оно упоминается в значении игрищ рядом со словами "скоморох" и "гусли".

С введением христианства праздник вошел в церковный календарь как Сошествие Святого Духа, Пятидесятница, или Троица. Согласно Евангелию, на пятидесятый день после Воскресения на апостолов сошел Святой Дух, поэтому ученики Христа заговорили на разных языках и пошли по миру, неся Слово Божье. Сошествие Святого Духа считается одним из самых главных евангелических событий и почитается христианами наравне с Пасхой и Рождеством.

Неделю перед Троицей Православная церковь называет неделей святых Отцов, веряне же — клечальной, или русальной, а три последних дня этой недели и три первых дня после Троицы — Зелеными святками. Ежегодное обновление природы, за проявлениями которой внимательно следит народ, вызывает у христиан воспоминания о предках. Радостью и одновременно поминанием умерших преисполнена вся клечальная неделя. 

На Зеленые святки таинственные существа странствуют по земле — это покойники и русалки. Покойники вспоминают о своей земной жизни, бродят ночами по кладбищам, — особенно те, кто умер не своей смертью.

Чтобы успокоить души убиенных, бабушки шли во вторник на кладбище справлять "удушливые поминки". Как вещевые доказательства этого "поминания" на могилах оставались пасхальные яйца и налистники.

Четверг троицкой недели называется Семик, или Зеленый четверг. В этот день в некоторых местностях готовили специальные обрядовые кушанья: драчену — круглый пирог-запеканку из яиц, муки и молока, а на Слобожанщине — "косули", это такие калачи в виде венка. Их несли на могилы родителей и после молитвы справляли поминальный обед.

Обычай поминать покойников во время празднования Троицы есть и у других народов христианского вероисповедования. Например, православные болгары умерших поминают в субботу клечальной недели. Преддверие этого обряда носит название "според задушницы", а сама суббота — "задушница". Накануне субботы болгары варят пшеничную кашу с изюмом и орехами. К вечерне несут ее в церковь на освящение, а потом раздают пожилым людям, детям и нуждающимся. Считается, что ночью перед субботой открываются могилы и оттуда выходят невидимые мертвецы. Чтобы задобрить души умерших, болгары после субботней обедни идут на кладбище, где на могилах родных и близких раскладывают, кроме упомянутой пшеничной каши, специальные поминальные хлеба — поменицы и посвари, а также смаженину из ягненка, пасхальные яйца, овощи, вино. После панихиды начинают поминальную трапезу и выпивают ритуальный бокал "за помин душ умерших".

троица_1
«Гилас и нимфы». Джон Уильям Уотерхаус, 1896 г.

Праздник Семик еще называют Русальной Пасхой. Считается, что в этот день русалки выходят из воды, бегают по полям, ища своих матерей. В народном представлении они являются душами девочек, умерших некрещеными. В пересказах русалки бывают водяные, полевые и лесные (мавки). До Зеленых святок они живут во ржи, потом — в воде. Каждую ночь в течение Русальной недели можно услышать в полях и водоемах громкий смех и плеск воды. Это водят хороводы русалки. Никто в ночь на Русальную Пасху не выйдет за ворота своего двора. Тем более если вблизи есть река или озеро. Ведь русалки могут ласками заманивать юношей в свои объятия. Народ верит, что в течение всей Русальной недели эти сказочные создания имеют особую силу. Они защекочут до смерти всех, кто отважится купаться в эти дни.

В субботу сила русалок заканчивается. Но русалки сами не исчезнут, их надо прогнать. Для этого женщины и молодицы с вечера собираются в поле и поют песни. С наступлением ночи берут метлы, машут ими и кричат: "Догоняй, догоняй!". На следующий день уже можно смело идти к реке, не боясь исчезнуть навсегда в подводном царстве.

А еще в четверг девушки идут в лес, поле или леваду "завивать венки". Обычно "завивают" березы. Деревце расшатывают, пока удастся схватить его за верхушку и связать с ближайшим деревом — так образовывался "венок". Девушки попарно трижды проходят под ним и на березе из ветвей, не отрывая их от дерева, заплетают венок. Когда венок готов, каждая пара "кумуется", обмениваясь пасхальными яйцами. После праздничного обеда девушки с песнями возвращаются домой. Венки остаются завитыми до воскресенья. В течение этого времени никто к деревьям не приближается, даже не смотрят в ту сторону. Причина такого страха — все те же русалки. Ведь они сидят на завитых венках, качаются на них и караулят прохожих, чтобы защекотать. При встрече с русалками надо бросить под ноги платок, а если его нет, то сгодится любой клочок ткани, иначе — неминуемая смерть. А еще против нападения русалок нужно в течение всей Русальной недели иметь при себе любисток.

троица_4
Святая Троица. Икона с Холмщины, XVI век.

В день Троицы наступает время "развивать венки". Снова с песнями трижды проходят попарно под венками, потом осматривают свой венок: еще свежий или уже завял. То есть судят о своем счастье или несчастье. Затем развязывают соединенные ветви. Домой идут без боязни: опасность от русалок миновала.

Подобные верования есть у народов едва ли не всех европейских стран. В Греции верят в телонии. Это также умершие некрещеные дети, которые выходят из ада и в течение сорока дней после Пасхи летают над душистыми лугами в виде мотыльков или пчел. Англичане верят в ляклиндов — зеленых женщин небывалой красоты, а еще — в морских дев (seamaid). Во Франции они известны как ундины, в Австрии — вилисы (души женихов, умерших до свадьбы), у литовцев — дугны, вунданы и немнянки (от реки Неман), в Сербии — вилы. Больше всего водяных женщин у скандинавов — девять. В Германии водяные существа известны как никсы. Они мужского пола, а распознают их по зеленым клыкастым зубам и зеленым шляпам. А еще немцы верят в водных нимф и дунайских дев.

Накануне Троицы, в клечальную субботу, обязательно украшают двор, хозяйственные здания и жилые помещения клечаньем: зелеными ветками клена, липы, вербы, ясеня, березы, дуба, а пол помещений устилают зелеными ветками осоки, любистка, мяты, аира. Этот обычай также уходит в глубь веков. Почти у всех древних народов ветвями и цветами всегда украшали храмы в дни праздников и жертвоприношений. Торжественные процессии непременно сопровождались ношением зеленых веток или цветов — ветвей маслин, лавровых или дубовых венков.

троица_3
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Пятидесятница. Иллюстрация к Деяниям апостолов. Дереворит, 1960 год.

У иудеев в мае, когда они отмечают свои "зеленые святки" — Шавуот (на пятидесятый день после выхода из Египта евреи получили Тору), зелеными ветками, цветами, венками и деревцами украшают семисвечники (меноры), дома и храмы. Античные греки в праздник Адониса бросали в море, реки и ручьи венки, цветы и ветви. Для скандинавов и германцев зеленая ветка служила предметом гадания. В Германии и сейчас на Троицу украшают храмы зелеными ветками и цветами. В Англии еще в ХІХ в. проходили т.н. Троицкие игры, которые не всегда одобрялись представителями церкви. Еще до недавнего времени в некоторых графствах этой страны в первый день мая утром парни и девушки с музыкой и пением шли в лес, где ломали ветки, собирали цветы, а вернувшись домой, украшали двери и окна своих жилищ. Известный обряд, указывающий на свадебный характер троицких забав, проводят на Троицу жители Венеции: ежегодно в это время уже в течение веков проходит помолвка дожа с "Адриатикой" (Адриатическим морем).

Во второй половине ХІХ в. на Киевщине вырубка молодых насаждений на Зеленые святки приобрела такие масштабы, что вопрос сохранения лесов на своем заседании рассматривала столичная власть. Газета "Кіевлянинъ" в 1879 г. писала: "Постоянное хищницкое истребление лесов вызвало ряд правительственных предупредительных мер. Одною из таких мер было распоряжение министра внутренних дел о недозволении украшать дома на Троицын день молодыми деревьями. К этой административной мере присоединились и разъяснения святейшего синода о вреде существующего обычая, причем для украшения рекомендовались вообще однолетние растения. Если вред, происходящий от этого нерационального обычая, заметен даже в лесистых местностях, то тем паче он делается очевидным в местностях безлесых. Было время, когда и порубка деревьев, и украшение ими жилищ в день Троицы строго преследовались благодаря настояниям административной власти и увещаниям духовенства. Затем снова все пошло по-прежнему... Только в одном Печерском участке нашелся честный пристав, строго выполнявший предписание министерства. Он запретил продажу на Печерске деревьев". Но все эти меры не помогали, и киевляне вплоть до 1917-го, когда дрова стали на вес золота, щедро украшали свои дома срубленными березками, липами, кленами.

троица_2
"Сошествие святого духа". Икона из городка Родружа (ныне Польша). Первая половина XV века.

В Украине издавна существовал обычай после богослужения идти крестным ходом к колодцам и обрызгивать их священной водой. Некоторые хозяева выносили из дома к воротам стол, накрытый белым обрусом, клали на него хлеб, ставили соль, воду. Священник останавливался возле такого стола, читал Евангелие, потом заходил в дом и обрызгивал священной водой. В Киеве на Троицу зажиточная и не очень публика обычно шла в ресторации или выезжала за город. "Кіевлянинъ" в 1888 г. сообщал: "Праздник Троицы в этом году, благодаря прекрасной погоде, прошел в Киеве очень оживленно. Все места местных общественных увеселений были переполнены публикой. В течение двух праздничных дней на Трухановом острове перебывало до 12 тысяч человек. Оба дня из Киева в Китаево и Никольскую пустынь отходило по три парохода, до тесноты наполненные публикой. Ботанический сад, площадка у памятника св. Владимиру, даже бульвар (Бибиковский, сейчас Шевченко. — В.О.) не ощущали недостатка в гуляющих". 

Эту традицию киевляне соблюдают и по сей день, тем более что в этом году – три выходных погожих дня.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно