"Сделайте первый шаг с уверенностью. Вы не должны видеть всю лестницу"
Мартин Лютер
В начале XVI в. католическая церковь окончательно оказалась в сетях злоупотреблений наивысшего клира.
О каких-либо реформах нечего было и говорить. Страх перед инквизицией буквально парализовал волю людей, которые лишь пытались найти ответы на многочисленные вопросы бытия.
От Средневековья до Нового времени
В 1439 г. на соборе во Флоренции папа римский Евгений IV (Габриэле Кондульмер, 1431–1447) утвердил доктрину о семи таинствах: крещение, миропомазание, евхаристию (причастие), покаяние (исповедь), елеепомазание (соборование), рукоположение, супружество (брак). Доктрину пресуществления (когда хлеб и вино во время причастия превращаются в кровь и тело Христа) окончательно приняли на этом соборе в следующей редакции: миряне во время евхаристии отныне могут употреблять лишь хлеб. После этих решений собора пропасть между наивысшими слоями (римской курией, властителями и аристократией) и абсолютным большинством населения углубилась. Как отмечал британский историк Норман Дейвис: "сфера веры, которую людям приказывалось признавать без сомнений, расширялась… такое деление делало более выразительным обособление народа от магической касты священников".
Но это же было время усиления роли буржуазии - молодого, амбициозного класса, представители которого желали "получить место под солнцем". Зарождался капитализм, вошедший в непримиримое противоречие с феодализмом, адептом которого и была католическая церковь. Многие властители были недовольны усилением роли церкви в жизни общества; соперничество светской власти и духовной все чаще вызывало конфликты, отголосок которых очень скоро приведет к разрушительным религиозным войнам в Европе.
Папский двор и духовенство жили словно в параллельном мире. Ренессансная культура (к которой льнули наиболее просвещенные представители как аристократии, так и высшего клира - и это касалось в основном Италии, где возрождалась античная культура) в свою очередь опиралась на гуманизм. Ему присуща своего рода секуляризация духа, т.е. движение от теократического взгляда на мир (с Богом в самом центре) к утверждению идеалов человеческой личности… Однако же "как своей влюбленностью в языческую древность, так и желанием развивать критические способности человека ренессансный гуманизм противоречил господствующим настроениям и утверждениям христианской практики", - писал Н.Дейвис. Вопиющее несоответствие слова и дела: папы и высший клир воевали, наслаждались жизнью, имели любовниц и внебрачных детей, расцвела симония. Ярко это проявлялось в роскошной жизни т.н. ренессансных пап: представителей известных аристократических, в основном итальянских семей - от Пия II (Энеа Сильвио Пикколомини, 1458–1464) до Климента VII (Джулио Медичи, 1523–1534).
Но Христианский мир на рубеже Средневековья и Нового времени продолжал жить в предчувствии катастрофы, конца света, беспомощности перед силами природы; чума не отступала и поглощала миллионы жизней. Поэтому колдуны, знахари, астрологи, алхимики и ведьмы фактически правили бал в Европе. Усиливалась вера в сверхъестественное, люди искали спасения в мистицизме, религиозном экстазе; реакцией на злоупотребление официальной церкви стали десятки сект, которые беспощадно преследовались Римом.
Предтечи
…Реформация возникла не на пустом месте, все попытки мыслителей, выступавших за кардинальные изменения в церковной жизни, находились под прицелом папы и инквизиции. Англичанин Уильям Оккам (1300–1350) прославился не только тем, что предложил принцип "экономии мышления" ("лезвие Оккама" - "сущности не следует множить без потребности"), но и учением об "оправдании" человека через принятие его Богом, что не предполагает обязательного изменения в душе. Он выступал против папской непогрешимости и всемогущества, делая ударение на распределении сфер компетенции веры и разума, государства и церкви. В будущем Мартин Лютер объявил себя сторонником оккамизма. Шесть лет отлученный от церкви Оккам провел в Авиньоне, где его ждал папский суд с неминуемым смертным приговором. Но в 1328 г. он бежал к своему покровителю, императору Людвигу IV Баварскому - непримиримому врагу папы.
Профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф (1324–1384) восстал против обогащения церкви, оспорив доктрину пресуществления святых даров. Он считал, что римский первосвященник должен передать светской власти все мирские дела, ибо так поступали Иисус Христос и его апостолы. В работе "Триалог" Уиклиф подчеркивал, что единственным посредником между Богом и верующим остается Иисус Христос, выступал против поклонения святым и жадности папской курии к власти и деньгам, ее распущенности.
Дело Уиклифа продолжили английские лолларды, которые протестовали против предрассудков и увлечения магией многими церковными владыками; считали некромантией и дьявольскими происками, например, изгнание духов накануне дня Всех Святых. Бывший ректор Пражского университета Ян Гус (1372–1415) выступал против взимания платы за таинства, продажи церковных должностей, а также слепого подчинения церкви. Неуступчивого чеха сожгли как еретика в 1415 г. на соборе в Констанце вместе с его произведениями. Джона Уиклифа, по решению того же собора, аутодафе ждало уже после смерти.
Первый апостол Реформации
"Человек спасает душу не через Церковь, а через веру". Эти слова Мартина Лютера (1483-1546) известны всем. Бывшему монаху августинского ордена суждено было стать первым апостолом Реформации.
Его биография общеизвестна, поэтому лишь несколько фактов. Родился Мартин Лютер в городе Эйслебене в Мансфельском графстве. В год рождения Мартина его отец Ганс Людер работал рудокопом на серебряных мансфельдских приисках. Благодаря трудолюбию и целеустремленности он стал одним из "отцов" города. Ганс желал сыну добра, отправил учиться (видел его юристом или нотариусом), но был человеком жесткого, если не сказать жестокого характера. В июле 1505 г. Мартин неожиданно принял судьбоносное решение: решил стать монахом-августинцем в Эрфурте. Отец сначала отказал сыну в благословении, но все же сдался. 2 мая 1507 г. Мартин отслужил первую мессу (отец приехал на нее), которая завершилась скандалом. После слов: "и помолимся от сердца" молодой священник покинул алтарь…
Зимой 1508 г. Мартин Лютер переехал в маленький городок Виттенберг, где стал священником местной церкви, преподавателем и даже студентом, готовясь стать бакалавром богословия. В 1510 г. он вместе с отцом отправился в паломничество в Рим. Считается, что в столице Христианского мира Мартин увидел всю греховность клира. Возможно и так, но понадобилось почти семь лет духовных поисков, чтобы священник (вернувшийся в Виттенберг) начал путь самого непримиримого врага римской курии.
Окончательным переломом стала ситуация с продажей индульгенций монахом Йоганном Тетцелем. После смерти в 1514 г. архиепископа Майнца (одного из семи курфюрстов, избиравших императора) на его должность папа назначил Альбрехта Бранденбургского. Должность стоила немалых денег, и Альбрехт взял заем у Якоба Фуггера - основателя крупнейшего торгово-ростовщического дома в Европе. Чтобы вернуть эти деньги, Альбрехт заключил соглашение c известным ценителем искусств, папой римским Львом X (Джованни Медичи, 1513–1521) о распространении индульгенций - скрепленных папской печатью бумаг, за несколько золотых гульденов гарантирующих прощение грехов, даже самых страшных: святотатство, убийство отца или брата, колдовство… Индульгенции продавались также и на строительство собора Святого Петра в Риме.
Именно в Саксонии Йоганн Тетцель наконец-то получил отпор. Его выгнали по приказу курфюрста Фридриха III Мудрого, который до конца жизни будет защищать Мартина Лютера. 31 октября 1517 г., накануне дня Всех Святых Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов против злоупотреблений во время продажи индульгенций. Говорят, что Мартин Лютер прикрепил листы с тезисами к двери собора Виттенберга. Однако большинство историков считают это лишь красивой легендой.
"Тезисы не слишком радикальные; это было выступление не против папства и индульгенций, а против злоупотреблений во время продажи - каким именно образом продавать индульгенции. Только в начале XVI в. продавцы индульгенций стали говорить, что они освобождают от греха", - отметил украинский историк Петр Котляров.
"Дай Бог, чтобы я ошибался, когда говорю, что индульгенция по праву получила название от того, что indulgere означает то же самое, что іpermittere, т.е. свобода грешить безнаказанно и слагать с себя крест", - сказал Мартин Лютер. Его критика кардинально отличалась от критики гуманистов, которые настаивали на "человеческом измерении"; это была в первую очередь критика церковной догматики. Вот лишь несколько самых важных тезисов (в переводе Юлии Долматовой):
6. Папа не имеет власти отпустить ни один грех, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в отведенных ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех остается и далее.
20. Следовательно, папа, давая "полное прощение всех наказаний", не имеет в виду исключительно все, но единственно им самим наложенные.
23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно дается самым праведным, т.е. немногим.
24. Ведь большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.
40. Истинное раскаяние ищет и любит наказание, щедрость же индульгенций ослабляет это стремление и вселяет ненависть к ним или по меньшей мере дает повод к этому.
47. Нужно учить христиан: покупка индульгенций - дело добровольное, а не принудительное.
75. Надеяться, что папские отпущения могут простить грех человеку, даже если он - предполагая невозможное - обесчестит Матерь Божью, - означает потерять голову.
86. Или: Почему папа, который сейчас богаче, чем самый богатый Крез, строит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, а на деньги нищих верующих?
90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не решать на разумном основании, значит, выставлять Церковь и папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала оргкомитет по празднованию 500-летия Реформации (R500)
Окончание читайте в следующем номере ZN.UA
Комментарий заведующего кафедрой истории искусств исторического факультета КНУ им. Т.Шевченко, кандидата исторических наук Петра Котлярова.
Мы обратились к заведующему кафедрой истории искусств исторического факультета КНУ им. Т.Шевченко, кандидату исторических наук Петру КОТЛЯРОВУ с вопросом, почему надо вспоминать о Реформации и Мартине Лютере сегодня, через 500 лет после этого памятного события.
- Почему надо вспоминать о Реформации и Мартине Лютере сегодня? Потому что именно это событие и Мартин Лютер прежде всего действительно кардинально изменили историю Европейского мира. Если что-то вспоминаем, то обязательно подвергаем это анализу, переосмыслению. По моему мнению, 500 лет Реформации именно и являются моментом переосмысления европейской, мировой, наконец собственной истории. А также сравнения, что дала Реформация тогдашнему миру - в начале XVI в., и какие последствия Реформации ощущаются в мире современном. И что это может дать современной Украине. Потому что, к величайшему сожалению, Украина в XVI в. не была готова к преобразованиям по разным причинам политического и экономического характера, как и к преобразованиям в сфере духовности и культуры. Но, с другой стороны, Реформация - это все-таки процесс, который никогда не останавливается, продолжается постоянно. И я думаю, что Украине не поздно начать процесс преобразований.
Вот, например, если мы говорим о Западной Европе, то что дала Реформация на тот момент? Против чего она протестовала? Против существующих практик духовной жизни, против духовенства, которое не могло ответить на настоятельные вопросы и потребности общества. Общество уже переросло Церковь на тот момент, и Церковь не могла обеспечить интеллектуальные, духовные потребности человечества. Реформация выступила против обскурантизма, который господствовал в самой Церкви. Ведь посмотрите: начинается Реформация - и сразу же, с первых дней, с первых лет ее вожди понимают, что Реформация не будет иметь продолжения, если не будет иметь просвещенных людей. Поэтому первая задача, которую они ставят, - реформа системы образования, начиная с младшей школы. Это попытка дать образование буквально всем, не только третьему сословию, не только высшим слоям (аристократам, духовенству), а начиная с самых низов общества. Христиане не могут быть хорошими, если они не просвещенные. Эта мысль рефреном проходит во многих произведениях реформаторов. Поэтому можем говорить о начале формирования системы всеобщего образования.
Второе - фантастические сдвиги в экономической сфере. Потому что финансовую, экономическую деятельность Католическая церковь теоретически осуждала. Если посмотрим на период примерно до XIII в., то увидим, что ни одно занятие не подверглось стольким проклятиям со стороны теологов, как финансовая деятельность. А протестантизм - это движение, которое оправдывает деятельность в сфере финансов, подводя под нее идеологическую базу. Ведь в Средние века существовал список позорных, низких профессий, заниматься которыми не рекомендовалось. Их было очень много, и это такие известные в современном мире профессии, как юрист, купец, сапожник, садовник, врач, солдат, сутенер (с этим понятно), пекарь, трактирщик и даже художники, цирюльники, мойщики шерсти, ткачи… Практически все профессии. Почему? Потому что в условиях замкнутого феодального мира более или менее уважаемой считалась работа на земле. То есть работа, начатая еще в Эдемском саду. Но наиболее достойным считалось, когда человек посвящает себя духовному развитию - становится монахом, т.е. отказывается от мира, идет в монастырь и проводит жизнь в молитвах и аскезе. Это самое достойное. Поэтому и существовало в мире разделение: те, кто молится; те, кто воюет (дворянство), и те, кто работает (ремесленники и крестьяне). И вот Реформация вдруг провозглашает совсем иное, ее предводители говорят, что любая работа достойна и заслуживает уважения. Кроме сутенеров и проституток, разумеется, чей "промысел" запрещали тогда и запрещают до сих пор. Мартин Лютер говорит о berufung (beruf) - т.е. о призвании. Раньше призванием считалась лишь духовная деятельность. Но Лютер возражает: ничего подобного! Даже работа доярки или поварихи - это призвание. И каждый должен относиться к своей профессии как к призванию, по совести, как священник. Если ремесленник производит какой-либо предмет, то этот предмет должен быть совершенным. Человек предоставляет какие-то услуги (по-современному - работает в сфере услуг), то должен предоставлять их на наивысшем уровне, ибо это его призвание, т.е. своим трудом он служит не конкретному человеку, а Богу.
Еще больше углубил эту идею кальвинизм, требовавший от христиан две важные вещи: поклонение Богу и практическую деятельность в мире. Человек, который хорошо работает и видит успех в своей работе, должен понимать, что избран Богом для спасения.
Культурная сфера. Живопись. Реформация дала толчок таким жанрам, как портрет, пейзаж, натюрморт. Почему именно так? Обычно подъем портретного искусства приходится на времена, когда происходит возврат к человеку, когда возрастает ценность человеческой личности. Реформация пробуждает интерес к личности, поднимает ее ценность. Но особенно мощный импульс получило искусство гравюры. Это связано с тем, что гравюру начинают активно использовать в книгопечатании как средство визуальной проповеди. В Германии, за несколько десятков лет Реформации, были изданы почти 90 млн т.н. летучих листков (в начале XVII в. в Германии было приблизительно 17 млн населения). Это небольшие трактаты (до 20–30 страниц), которые обычно сопровождались гравюрами. Благодаря гравюрам листки были понятны не только грамотным, но и неграмотным людям. К тому же гравюра, как и сам "летучий листок", была доступна даже для бедняков. И это также дает основания говорить об импульсе в развитии искусства.
Школьное дело. Реформация тесно связана с книгопечатанием и школьным делом. Реформаторы, тот же Филипп Меланхтон, ярчайший последователь Мартина Лютера, которого называют прецептором (т.е. учителем) Германии, посвятил свою жизнь не только систематизации лютеранской доктрины, но и реформе школы и высшего образования. Он считал, что основа основ прогресса - школа. И это действительно самая главная сфера заботы и деятельности общества, когда усилия власти и граждан нацеливаются на создание наилучших условий для воспитания, для получения знаний. Ведь, по убеждению Меланхтона, не стены охраняют государство, а должным образом воспитанные граждане. А воспитание гражданского сознания начинается со школы, которая должна базироваться на двух основаниях - pietas et eruditio (набожности и образованности). Он сам пишет учебники, которые помогли школе порвать с наследием Средневековья. Меланхтон рассматривает ученика как личность, и, судя из школьных уставов, которые остались после него, из его рекомендаций, он фактически стоял у истоков педагогической психологии. Задача учителя - не просто дать некую сумму знаний, под розгой (от этого отходят), он должен давать задания, учитывая способности ученика. Немецкая школа и по сей день сохранила эту традицию, когда после младших классов идет распределение по способностям - например, к точным наукам или гуманитарным. Это и есть школьная педагогика, возникшая именно во времена Реформации.
Очень интересно, как сказалась Реформация на институте семьи. Ведь Мартина Лютера иногда обвиняют в том, что он в 1520 г., отменив пять из семи католических таинств, а среди них и таинство брака, приуменьшил значение брака, сведя его до статуса гражданского долга. Ничего подобного! Потому что Лютер одновременно отменил и институт монашества. Он заявил, что это ненормально, не по-библейски жить в монастыре. Человек полнее всего реализуется в любой деятельности (светской или духовной), если у него есть семья. Жена для мужчины - не служанка, а полноправный партнер. В Средние века духовенство пренебрежительно относилось к женщине. Почему? Потому что считало, будто женщина ввела Адама в грех, постоянно соблазняет мужчин и больше склонна к общению с дьяволом… Мартин Лютер, а потом и его последователи вступают в брак и просто-таки глорифицируют институт семьи. Они говорят, что наилучшая реализация человека происходит именно в семье. Более того, жена не просто создает комфорт для мужчины. Лютер практически воплощает тезис о равноправном партнерстве.
Его жена Катарина фон Бора во время знаменитых застольных бесед всегда сидела рядом с профессорами и студентами, участвовала в дискуссиях. Она очень хорошо знала латынь и немецкий язык, неплохо овладела теологией. Общение и дискуссии Лютера с Катариной стимулировали его мысль, помогали развивать свои идеи, побуждали находить убедительные аргументы. Можно говорить, что это общение стало одним из залогов блестящего полемического дара Лютера. Благодаря знанию латыни и немецкого Катарина существенно повлияла на качество знаменитого лютеровского перевода Библии. Хотя об этом не пишется в популярных работах, но это действительно так. Мартин Лютер часто спрашивал у нее совета. К тому же она тоже проповедовала. Не с высоких амвонов, разумеется. У Катарины была своя небольшая конгрегация: семья, родственники, те, кто приходил к Мартину Лютеру, чтобы узнать, кто же такой этот знаменитый проповедник. И его жена объясняла им многие вещи.
Политика. Гуманистическая и религиозная мысль Германии первой трети XVI в. находилась на сложном пути поиска новых нетрадиционных концепций, способных дать ответы на запросы, связанные с новыми условиями общественной и политической жизни, которые были вызваны Реформацией. Специалисты недаром называют XVI в. конфессиональным, когда образ и форма исповедования приводили к столкновению религиозных и политических проблем. Вопросы религиозного характера приобретали политическую окраску, а политические - конфессиональную. Трансформация политических проблем в конфессиональную плоскость активизировала поиск новой модели отношений, основанной на толерантности - явлении, не присущем Средневековью, но крайне необходимом в религиозно расколотом обществе. Говоря об отношениях власти и подданных, Филипп Меланхтон призывает к взаимной толерантности, связывает исполнение властных полномочий с христианскими добродетелями и евангельскими принципами. Как истинный гуманист и реформатор, он считал величайшей бедой своего народа недостаток хорошего воспитания и образованности; ответственность за это, по мнению Меланхтона, несет власть. Он предлагает и средство предотвращения бунтов и их последствий. Речь идет не об усилении роли меча, а о воспитании народа в духе Евангелия, благочестия (pietas), а также о предоставлении образования (eruditio) широким слоям населения. Именно школа, гармонично сочетающая воспитание в духе евангельского учения и преподавание дисциплин, станет залогом стабильности, порядка и благосостояния в стране.
В годы Реформации формируется новая дипломатия, которая основывается на новых ценностях и учитывает конфессиональные отличия. Дипломатические диспуты и беседы, обсуждение и созданные по результатам бесед экуменические документы стали одним из важных этапов построения современной объединенной Европы.