Куреневская трагедия-1961

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Куреневская трагедия-1961
От замалчивания — к правде и мифам

Советский Союз справедливо характеризуют как страну сплошной секретности и цензуры. Эта черта тоталитарного государства ярко проявлялась во время аварий, трагедий, катастроф. Власть скрывала правду о многочисленных авариях на шахтах, Чернобыльскую аварию, другие события трагического характера. Суровый контроль над информацией о таких случаях в значительной мере объясняется геополитикой — фактором соперничества СССР и капиталистических государств в рамках необъявленной холодной войны. Широко освещая нелады в «странах капитала» с целью их дискредитации, Советский Союз медленно и неохотно открывал хотя бы полуправду об аналогичных случаях у себя.

Куреневская трагедия 13 марта 1961 года — авария техногенного характера в Киеве — также относится к чрезвычайным событиям, информация о которых разглашалась препарировано и ограниченно. Через три дня первое радиосообщение для жителей столицы, а через пять дней и второе — содержали лаконичные сведения о самом событии и масштабах разрушений, зато больше всего внимания отводилось оперативной ликвидации последствий и помощи пострадавшим. 21 марта был опубликован некролог от Киевского горисполкома, партийных и общественных организаций города. Наконец 31 марта 1961 года в печати появилось сообщение Правительственной комиссии, которое передавало в основном правдивую картину аварии в Бабьем яру, однако фальсифицировало повод и преуменьшало масштабы разрушений. В дальнейшем трагедию замалчивали, она исчезла из информационного поля вплоть до начала 1990-х, а память о ней частично поддерживали лишь коллеги погибших работников Подольского трамвайного депо, которое пострадало больше всего.

Почему власть скрывала правду?

Информационная блокада вокруг Куреневской трагедии 1961 года понадобилась по ряду причин. Во-первых, в 1941–1943 годы Бабий яр стал братской могилой почти для ста тысяч человек, прежде всего евреев, а также представителей других национальностей, людей разного рода занятий. Лишняя огласка о строительстве и разрушении на месте кладбища была нежелательна советской власти, ведь грубая ликвидация места памяти отнюдь не способствовала бы поддержанию положительного образа Советского Союза.

Во-вторых, разговоры об аварии непременно подняли бы вопрос собственно проекта замыва Бабьего яра, его технического и технологического качества, исполнителей и виновных. Скрывать было что: проект оказался несовершенным, а реализовывался с многочисленными нарушениями. То есть правда угрожала потенциальной дискредитацией технологического совершенства советских проектов. Наконец, правда о Куреневской трагедии пролила бы свет на недостатки управления в столице. Руководство не полностью контролировало гидронамыв, не позаботилось о безопасности жителей микрорайона Куреневка, расположенного ниже яра. Так что эти факторы обусловили замалчивание информации о Куреневской трагедии. Информационное табу сняли лишь в начале 1990-х годов, с падением цензурных запретов. Лишь в 1995 году электротранспортники Подольского трамвайного депо установили памятник своим коллегам, погибшим в 1961-м, который стал первым из трех, сооруженных на сегодняшний день.

Как все было: предыстория

Бабий яр — ров глубиной около 50 м и длиной до 2,5 км — пролегал неподалеку от центра Киева и создавал населению некоторые транспортные неудобства. Впрочем, довоенные планы ликвидации кладбищ вокруг него и окультуривание, создание здесь парка воплощены в жизнь не были. Нацистские расстрелы в 1941–1943 годы придали ему совсем другое значение. Он стал братской могилой врагов нацизма. Несмотря на информированность власти о трагических событиях в яру, к мемориализации этого места расстрелов и погребений дело не дошло, а с конца 1940-х она была полностью приостановлена: в Советском Союзе началась кампания антисемитизма.

Восстановление Киева, нуждавшееся в строительных материалах, поставило себе на службу активное функционирование кирпичных заводов. Расположенные близ Бабьего яра Петровские кирпичные заводы № 1 и 2 за пять послевоенных лет увеличили производство кирпича в 15 раз. Масштаб работы заводов требовал удалять из их карьеров пульпу (отходы производства — смесь песка, глины, земли и сопутствующих материалов). Решение нашли 11 марта 1950 года на совещании у заместителя министра промышленности строительных материалов УССР Н. Иотенко. Рассматривая два варианта места складирования пульпы — в заплаве Днепра или в урочище Бабий яр, производственники выбрали второй. Решающими факторами стали возможность быстрейшего монтажа труб, меньшая ресурсозатратность, более короткое расстояние до Бабьего яра, чем до Днепра. При обсуждении во внимание принимали сугубо хозяйственные расчеты — «выполнение планов» и «производственную программу».

В том же году начали замыв Бабьего яра. Третий отрог (участок) яра, где со временем произойдет авария, начали замывать в 1954 году и на время аварии намыли свыше 3 млн куб. м пульпы. Овраг медленно, но безвозвратно исчезал, теша одних современников могуществом человека в покорении природы и пугая других кощунством, надругательством над памятью похороненных здесь людей.

Обстоятельства аварии

Еще с 11 марта 1961 года Подольское трамвайное депо им. Красина у подножья Бабьего яра заливало водой из него. При замыве оврага вода использовалась для разрежения отходов и перекачивания их в отроги, а после отстаивания должна была снова возвращаться в карьеры. Впрочем, в яре ее было уже слишком много, а дренажная система с водоотводом не справлялась. Люди не придали этому подтоплению характера чрезвычайного события, ведь такое случалось и раньше.

Обходя участок намыва около семи часов утра, дежурный рабочий Соловей обнаружил размыв защитной дамбы (борта) верхней террасы намыва, через который вода попадала на более низкие террасы. После неудачной попытки остановить воду он побежал на квартиру прораба Е. Ратьковского за помощью.

Участок дамбы, вид  в сторону Подола
Участок дамбы, вид в сторону Подола

Для откачивания воды прибыли две пожарные машины, а ее огромная масса препятствовала движению транспорта и послужила причиной затора на ул. Фрунзе, ставшего роковым для большинства пассажиров.

Тем временем вода продолжала сходить с верхней террасы на более низкие, увлажняя их. В 9:10–9:20 перенасыщенная водой пульпа прорвала самую низкую дамбу и по увлажненному водой руслу оврага двинулась на жилой массив. Более 600 тыс. куб. м грязи лавиной 8–10 метров со скоростью 3–5 м/с за полчаса накрыли микрорайон Куреневка, расположенный на 40–60 метров ниже яра.

Безжалостная стихия сметала все на своем пути — дома, транспорт, деревья, не говоря о людях. Спастись можно было только чудом. На залитой территории площадью 34 га, по официальным данным, были разрушены или повреждены почти 70 домов и общежитий-бараков, десятки производственных помещений, больница, детский сад и т.п. В тот же день была создана специальная правительственная комиссия во главе с И. Казанцем, которая занималась восстановлением территории и оказанием помощи пострадавшим.

Причины аварии: вывод специалистов

Для выяснения причин аварии 14 марта была создана комиссия во главе с президентом Академии строительства и архитектуры УССР академиком П. Бакумой. Вывод специалистов — авария произошла вследствие несовершенства проекта, усугубленного халатностью исполнителей. Детали, установленные комиссией, ошеломляют безответственностью авторов проекта и небрежностью его исполнителей из Специализированного управления № 610. Проект гидронамыва, который в масштабах СССР был экспериментальным, не учитывал состава намытых отходов — песка, глины и земли, смесь которых плохо отдавала воду и могла легко прийти в движение. Защитные дамбы были построены из грунта и не имели достаточной прочности. Овраг был переполнен, однако перспектива сорвать производственные планы из-за неподготовленности соседнего Репьяхова яра заставляла производственников намывать через край. Вместо восьми часов намыва в сутки накануне аварии он продолжался 16 часов, что сокращало время на отстаивание воды и ее отвод по трубам, которые к тому же имели вдвое меньший, по сравнению с проектом, диаметр. Собственно сам проект полного обустройства оврага не был рассмотрен и утвержден ни в Министерстве промышленности строительных материалов, ни в Киевском горисполкоме.

Вид уцелевшей части дамбы и зоны обрушения
Вид уцелевшей части дамбы и зоны обрушения

Накануне трагедии третий отрог Бабьего яра был почти доверху наполнен жидкой грязью. Он напоминал ванну, три борта которой были надежны, а четвертый — ничем не усиленная дамба из грунта. Совокупность недостатков сделала аварию вопросом времени. «Это было неизбежно. События просто ускорились. Они все равно когда-нибудь наступили бы», — утверждал гидростроитель О. Филахтов. Нарушить стойкость отвалов мог даже ливень.

Пострадавшие и виновники

В первый день ликвидации последствий аварии из зоны затопления эвакуировали 800 человек. Сначала их разместили в помещениях трех школ и клуба обувной фабрики № 4, обеспечили питанием и медобслуживанием. В скором времени пострадавшие получили 392 квартиры и денежную помощь. выздоровели большинство отправленных в больницы. Будто покупая лояльность людей, власть щедро возмещала материальные убытки пострадавшим.

«Жертв много, а в газетах ничего не пишут, даже в «Вечернем Киеве» ничего нет», — жаловалась неизвестная корреспондентка в письме, перлюстрированном КГБ. Учитывая масштабы разрушений и большую зону затопления, еще в 1961 году граждане не верили в объявленное количество жертв — 145, предполагая гибель нескольких тысяч человек.

Поиск виновных как гражданами, так и компетентными органами начался сразу после аварии. По общему убеждению, «виноваты, конечно, инженеры и начальство из городского управления, но накажут, наверное, лишь прорабов». Жители Киева были единодушны, обвиняя председателя Киевского городского исполкома депутатов трудящихся О. Давыдова, который якобы игнорировал неоднократные сообщения о вытекании воды из яра. К нему у горожан уже давно накапливались претензии, так что требования о его наказании приобретали категоричность. Несмотря на отсутствие контроля столичного руководства над ходом намыва, никто из управленцев наказан не был. О. Давыдов, спасенный первым секретарем Киевского обкома Компартии П. Шелестом, отделался строгим выговором, и вскоре его снова «рекомендовали» на должность.

Зона выноса
Зона выноса

Были арестованы и предстали перед уголовной ответственностью производственники. Двоих московских проектантов наказали за выпуск технического проекта с ошибками, а четырех киевских начальников — за нарушение выполнения и без того несовершенного проекта. Собственно, наказаны они были справедливо, однако в перечне осужденных явно не хватало высоких должностных лиц министерства строительства или киевского горисполкома.

Мифы Куреневской трагедии

С падением цензурных преград появились первые газетные публикации, заполнявшие информационный вакуум вокруг трагедии, однако опирались они полностью на свидетельства очевидцев, со всеми их недостатками. Официальные документы впервые использовал киевский краевед О. Анисимов, а его брошюры начала 2000-х стали первой подробной историей аварии в Бабьем яру. Издание в 2012 году фундаментального сборника документов и материалов «Куреневская трагедия 13 марта 1961 г. в Киеве: причины, обстоятельства, последствия», к сожалению, ситуацию с мифами не улучшило.

Один из них — утверждение о замыве Бабьего яра именно с целью мести евреям. Доступные на сегодняшний день документы не дают оснований утверждать об исключительно антисемитизме власти как о понуждении к замыву яра. В официальных документах речь идет лишь о хозяйственных соображениях. Совокупность косвенных признаков (а именно конфронтация СССР с Израилем, практика антисемитизма в Советском Союзе, заказное убийство руководителя представительского Еврейского антифашистского комитета в 1948 году, а позже и роспуск комитета, аресты в следующем году представителей еврейской интеллигенции, печально известное «дело врачей») позволяют утверждать, что эта «хозяйственная» инициатива была выгодна власти, ведь способствовала стиранию памяти о жертвах Бабьего яра. Впрочем, эти мотивы при замыве оврага не были приоритетными.

Другой миф связан с количеством жертв. На фоне замалчивания обстоятельств аварии длительное время основным источником ограниченной информации о ней было газетное сообщение Правительственной комиссии 31 марта 1961 года, в котором называлось 145 жертв. Это количество базировалось на данных о выявленных 137 телах погибших и еще восьми телах, которые находились на территории затопления. Доверия к этому количеству жертв не было уже после обнародования сообщения. Работы по расчистке территории продолжались до июля, а в толще грязи, оставленной на Куреневке для поднятия уровня поверхности, могли оказать тела неизвестных лиц. Несмотря на весь скептицизм, других аргументированных данных не было. В воспоминаниях П. Шелеста, опубликованных в 1995 году, автор говорил о 198 погибших, однако никаких подробностей подсчета не приводил. В начале 2000-х краеведческие изыскания о Куреневской трагедии подготовил О. Анисимов. По его мнению, трагедия унесла жизни 1500 человек. К сожалению, автор не привел каких-нибудь документальных подтверждений или собственных расчетов.

То есть вопрос количества жертв Куреневской трагедии остается открытым. На сегодняшний день достоверно известно, что в зоне аварии проживали 1228 человек, денежную помощь получила 541 пострадавшая семья, в том числе 119 семей — средства на погребение погибших. Однако данных для точки в этом вопросе мало, их нужно искать в архивах, устанавливая как общее количество погибших, так и поименный список.

Усвоены ли уроки?

Куреневская трагедия была техногенной аварией локального характера, которая, впрочем, отражала типичные советские практики: производственные планы дороже человеческой жизни, цель оправдывает средства, конъюнктурная память о жертвах войны и т.п. Уроки усвоены не были — исправив конкретные ошибки, Бабий яр продолжали замывать, тогда как аварии из-за недостатков и небрежности продолжали уносить жизнь людей.

«Месть Бабьего яра» никого не научила. Последующие шаги по окультуриванию яра означали ликвидацию кладбищ и преобразование его в полезную площадь. Учтем ли мы сейчас уроки Куреневской трагедии, зависит от государственного мышления руководства Украины, которое способно сегодня остановить проекты нового строительства в Бабьем яру.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме