Ancient Harassment

27 декабря, 2017, 15:33 Распечатать
Выпуск № 49-50, 28 декабря-13 января 2018г.
Отправить
Отправить

Рим спасли женщины (это уже потом гуси).

Ancient Harassment
Похищение сабинянок, Николя Пуссен, 1637 г.

Чтоб чужую бабу скрасть,

Надо пыл иметь и страсть!

А твоя сейчас задача -

На кладбище не попасть!

Леонид Филатов

Страсти и пылу или, выражаясь модерно и постмодерно, пассионарности и драйву западной культуре сегодня отчаянно не хватает.

Ныне невозможно завоевать женщину (ее внимание) без того, чтобы не быть обвиненным в харассменте, а красивый обычай умыкания невесты, при котором невеста сама мечтает, чтобы ее украли (бессмертные слова товарища Джабраила), выродился в трамповское Grab her by the pussy.

Ситуация не нова. Аналогичная деградация ясно прослеживается в античной истории.

Первыми жителями Рима был люд самого низкого и, если верить Титу Ливию, темного происхождения. Под защиту римских стен сбегались жаждущие перемен - со всей округи, от всех народов, свободные и рабы без разбору. Ромул принимал всех. Типа - что, в Юпитера веруешь? - Верую! - Ну, ступай же, в который сам знаешь курень…

Чего не хватает в братстве, организованном подобным образом, - так это женского полу. Разосланные Ромулом сваты вернулись от окрестных народов с набором гарбузов. Ни один благородный отец не хотел отдавать свою Присеньку за ромуловых розбишак. "То пан Шпак, на усю губу пан, а ви хто? Мундєр та рейтузи".

Снести такое оскорбление римляне не могли, "и дело явно клонилось к насилию", - свидетельствует Тит Ливий. Ромул объявляет о проведении торжественных игр в честь Нептуна Конного и приглашает всех соседей на презентацию нового города. Любопытствующие пришли с женами и детьми - в том числе и женского полу. "Их гостеприимно приглашали в дома, и они, рассмотрев расположение города, стены, многочисленные здания, удивлялись, как быстро выросло римское государство". Ну а потом случилось всем известное похищение сабинянок: "по данному знаку римские юноши бросились похищать девиц. Большею частью хватали без разбора, какая кому попадется".

Похищение сабинянок, Джамболонья, 1583 г.
Похищение сабинянок, Джамболонья, 1583 г.

Менее известна примиряющая роль похитителей. Негодующим и отчаявшимся полонянкам Ромул, лично каждой в отдельности, объяснял объективные причины, толкнувшие римлян на харассмент. Клялся, что не в рабство умыкнули девиц, но забрали в семью законного брака, где они разделят с их мужьями и гражданство, и дом, и имущество, и что всего дороже роду людскому - детей. Потенциальные мужья старались смягчить гнев избранниц, оправдывая свой поступок любовью и страстью, "а на женскую природу это действует всего сильнее", - авторитетно замечает римский автор.

Разъяснительная работа вкупе со страстными любовными признаниями дала положительный результат - похищенные совсем уже было согласились с римскими аргументами, но тут их оскорбленные отцы пришли с оружием в руках восстанавливать статус кво.

Рим спасли женщины (это уже потом гуси). В критический для битвы момент римлянки (вчера еще сабинянки) бросились меж воинов: "Если вы стыдитесь свойства между собой, если брачный союз вам претит, на нас обратите свой гнев: мы - причина войны, причина ран и гибели наших мужей и отцов; лучше умрем, чем останемся жить без одних иль других, вдовами или сиротами. Растроганы были не только воины, но и вожди; все вдруг смолкло и замерло". Вчерашние враги помирились и соединились в едином государстве. Рим удвоился, и самое свое имя "квириты" римляне получили от названия сабинского города (Курам). А именами отважных и верных женщин назвали римские курии, на которые поделен был народ римский.

Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, Жак Луи Давид 1799 г.
Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, Жак Луи Давид 1799 г.

Так было в героические времена. Во времена пыла и страсти, пассионарности и драйва. А так стало во времена упадка и гибели великой империи: "Законы Константина касательно наказания тех, кто провинился в изнасиловании женщины, доказывают слишком мало снисходительности к одной из самых увлекательных слабостей человеческой натуры, так как под признаки этого преступления подводилось не только грубое насилие, но и любезное ухаживание. Счастливого любовника наказывали смертью и, как будто находя, что за такое страшное преступление недостаточно простой смертной казни, его или жгли живого, или отдавали на растерзание диким зверям в амфитеатре. Заявление девушки, что она была увезена с ее собственного согласия, вместо того чтобы спасти ее возлюбленного, подвергало и ее одной с ним участи. Обязанности публичного обвинения возлагались на родителей виновной или несчастной девушки; если же над ними брали верх чувства, внушаемые самой природой, и они или скрывали преступное деяние, или восстанавливали честь семьи бракосочетанием, их самих наказывали ссылкой и отобранием их имений в казну. Возбуждение судебного преследования не было ограничено никаким числом лет, а результаты приговора простирались на невинных детей, родившихся от такой незаконной связи" (Эдвард Гиббон. "История упадка и крушения Римской империи").

Sapienti sat.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК