Как правило, это мужчины лет сорока в строгих костюмах серого или темно-синего цвета. На лацканах пиджаков — большой круглый значок с алым сердечком и надписью: «Я люблю гербалайф».
Стоя у мощной пирамиды из жестяных банок, одетые с иголочки ораторы пытаются привлечь к себе внимание людей. Некто Франк, например, сообщает, что с тех пор, как он начал принимать гербалайф, у него «фантастически хорошее самочувствие». «Я стал необыкновенно бодрым и активным», — уверяет он. Восторженные аплодисменты прерывают его признания. Сквозь ряды стульев протискиваются другие поклонники гербалайфа со значками на лацканах пиджаков, дабы поведать собравшимся о достоинствах рекламируемой продукции.
На скупом языке торгового реестра гербалайф характеризуется как продукт, который должен «способствовать здоровому питанию, основывающемуся на осознании потребностей организма», иначе говоря, как одно из многих диетических средств. Но энергичные менеджеры фирмы «Гербалайф интернэшнл» преподносят его чуть ли не как чудодейственный препарат.
Продажа гербалайфа, представляющего собой смесь трав, витаминов и балластных веществ, организуется по методу «многоступенчатого маркетинга». Клиенты, приобретающие его в виде таблеток и порошков, могут одновременно выступать в качестве консультантов по сбыту, а те, у кого торговля идет особенно бойко, имеют шансы стать «организаторами» продажи. Покупатели, которые берут одновременно больше 80 упаковок, сразу возводятся в ранг «организатора». С каждой пачки гербалайфа по отпускной цене 180 марок они получают 50-процентную прибыль.
Эксперты химической контрольной службы земли Северный Рейн-Вестфалия еще в 1991 году пришли к выводу, что во многих случаях продукция фирмы «Гербалайф» не соответствует требованиям закона. Эта служба квалифицировала некоторые из препаратов компании как лекарственные вещества, не подлежащие сбыту без разрешения федерального министерства здравоохранения. Фирма реагировала на предъявленные претензии и дала указание своим сотрудникам докладывать о случаях «нечестной практики сбыта, допускаемой отдельными консультантами».
Однако некоторые торговцы и не помышляют о том, чтоб выполнять полученную директиву. Они продолжают внушать аудитории, будто гербалайф увеличивает продолжительность жизни «путем предупреждения болезней, особенно гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний, инфарктов миокарда, инсультов, рака и т.п.».
Между тем организации потребителей и Немецкое общество питания выступают с предостережениями против увлечения гербалайфом. По их утверждениям, препараты с таким названием не только пробуждают ложные надежды, но и продаются по явно завышенной цене. Аксель Пройс, руководитель химической контрольной службы земли Северный Рейн-Вестфалия, заявляет: «Все компоненты гербалайфа вместе взятые можно приобрести в любой аптеке меньше чем за 20 марок».
А у Ральфа Муха, руководителя дюссельдорфской группы по борьбе с психологическим террором, методы, с помощью которых рекламируется гербалайф, вызывают ассоциации с девизом американца Рона Хаббарда: «Делай деньги. Делай больше денег. Делай так, чтобы другие люди делали деньги».
Умерший в 1986 году Хаббард был основателем сайентологической секты — организации, которая, по заключению министров внутренних дел германских земель, «под прикрытием религиозного сообщества, соединяет в себе элементы экономической преступности и психологического террора с хозяйственной деятельностью и сектантской навязчивостью».
Эберхард Клайнман, председатель штутгартского объединения информации по вопросам образования, утверждает, что некоторые из клиентов фирмы «Гербалайф» получали по почте «Дианетику» — трактат Хаббарда. По данным отдела внутренней службы Гамбурга, один из ведущих сайентологов этого города рассылал приглашения на семинары по изучению достоинств гербалайфа.