Учиться, учиться и учиться… долго жить

26 января, 2007, 00:00 Распечатать Выпуск № 3, 26 января-2 февраля 2007г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Джеймс Смит, аналитик экономики здравоохранения RAND Corporation, может перечислить немало факторов, вли...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Джеймс Смит, аналитик экономики здравоохранения RAND Corporation, может перечислить немало факторов, влияющих на продолжительность жизни: пол, расовая принадлежность, наследственность, материальное положение, семейное благополучие, экология, образ жизни и даже посещаемость церкви. Тем не менее всех их в отдельности, а, возможно, и в совокупности перевешивает… продолжительность обучения. Эту точку зрения полностью поддерживает Ричард Хоудс, директор Американского института старения. Более того, по мере развития общества последний фактор приобретает все более решающее значение. А вот обладание достаточным для получения дорогостоящих медицинских услуг количеством денег и наличие медицинской страховки показывают все меньшую степень корреляции с продолжительностью жизни.

По мнению этих экспертов, вопрос медицинского обслуживания в американском обществе излишне заполитизирован. Более того, его финансирование не укладывается в рамки экономической целесообразности: чем больше выделяется денег, тем меньше растет продолжительность жизни и тем больше средств требуют выделять большинство политиков. Хотя еще в 1969 году оставшиеся малоизвестными экономисты утверждали: вкладывая деньги в развитие системы образования, можно гораздо эффективнее повысить продолжительность жизни (и при этом существенно улучшить ее качество), чем финансируя систему здравоохранения.

В 1999 году Адриана Лера-Мюни, аспирантка Колумбийского университета, решила перепроверить эту идею. Более того, она поставила перед собой цель исключить неоднозначность уже полученных результатов. Иными словами, убедиться, что большая продолжительность жизни тех, кто дольше ходил в школу, не связана с начальным уровнем состояния здоровья (больные дети более склонны бросать школу) и с материальным положением (для бедных детей такая вероятность также существенно выше). Возможность такого «чистого» эксперимента исследовательница усмотрела в статистике столетней давности, когда продолжительность обязательного образования в различных штатах Америки увеличивалась с шести лет до семи (в разные годы, что также способствовало чистоте эксперимента). Проделав колоссальную архивную работу и сравнив количество смертей тех, кто «выскочил» из школы до введения лишнего года и после, Адриана выяснила, что для поколения 35-летних американцев того времени пребывание в школе на год дольше означало увеличение продолжительности жизни на полтора года. Ведь за этот год у них значительно повысились шансы научиться лучше планировать свою дальнейшую жизнь и приобрести устойчивость против вредных привычек.

Большинство дальнейших исследований подтвердили правильность этой гипотезы. Хотя некоторые факты и не вписываются в общую благостную картину. Так, например, женщины сейчас более активно наращивают продолжительность своего образования, чем мужчины, тем не менее, их отрыв в продолжительности жизни сокращается не менее стремительно.

Как соотносятся с этой теорией результаты другого исследования, сказать сложно. Британские ученые Метью Раблен и Эндрю Освальд решили сопоставить продолжительность жизни тех, кто выдвигался на Нобелевскую премию и получил ее, и тех, кто выдвигался, но не был ее удостоен. С 1901 по 1950 годы были отслежены все номинанты мужского пола, умершие своей смертью. В результате набралось 135 лауреатов и 389 так и оставшихся номинантами. Затем их «отфильтровали» по многим другим факторам, уже упоминавшимся выше, и в результате получили «нобелевский бонус» в два с лишним года.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК