Школьнику — аттестат здоровья

17 августа, 2012, 14:13 Распечатать Выпуск №28, 17 августа-22 августа

В реальной среде обитания человека, особенно в технополисах, он не может быть здоровым, если не будет уделять внимание экологической безопасности.

© ZN.UA

На днях СМИ облетела неутешительная информация: Украина заняла 99-е место среди 145 стран в рейтинге здоровья населения. (Рейтинг подготовлен известным информационным агентством Bloomberg.) Позиции Украины в этом рейтинге только немного лучше по сравнению с Мозамбиком, Чадом и Конго. Главными критериями были определены: продолжительность жизни, детская заболеваемость и смертность, распространение вредных привычек, экологическая ситуация.

К 1 января 2012 года численность населения Украины составляла 45,6 млн. По данным Госкомстата, в этот период уровень рождаемости в стране составлял 11 на 1000 населения, а уровень смертности достиг 14,5. Для сравнения: в странах ЕС показатель смертности — 6,3 (на 1000). По показателю смертности населения Украина опередила не только страны ЕС, но и практически все страны бывшего СССР. 

Наша страна занимает 150-е место из 193 стран мира по показателю средней продолжительности жизни. Прогнозируемая продолжительность жизни в Украине составляет 69 лет, в ЕС — 74. Ожидаемая средняя продолжительность здоровой жизни у нас 59,2 года, в странах ЕС — 67. 

Каждый десятый украинец не доживает до 35 лет, а каждый четвертый — до 60. Как утверждает председатель комитета ВР по вопросам здравоохранения Т.Бахтеева, «смертность мужчин трудоспособного возраста превышает аналогичный показатель даже в странах, где национальный продукт в 4,6 раза ниже, чем в нашей стране».

К этим печальным цифрам следует добавить, что смертность украинской молодежи втрое превышает соответствующий показатель в европейских странах, а, в частности, смертность от алкоголя — в 16 раз! Кстати, не лучше показатели со смертностью молодежи и в России. По информации СМИ, в прошлом году в РФ была создана специальная структура, изучающая причины высокого уровня смертности среди молодежи. 

Далее мы представляем свое видение причин такого положения со здоровьем детей и молодежи и обозначаем конкретные шаги, которые, на наш взгляд, необходимо предпринять для улучшения ситуации.

«Природа больна человеком». А человек?

Неутешительная ситуация со здоровьем людей в Украине, особенно детей и молодежи, существенно ухудшилась после экологической катастрофы 1986 года. Так каковы основные негативные влияния окружающей среды на наше здоровье?

Это — загрязненные воздух, вода, земля, пищевые продукты (красители, стабилизаторы, ароматизаторы и т.п. делают их вредными для здоровья), техногенные электромагнитные поля (компьютеры, сотовая связь, Интернет и т.п.), разные информационные поля окружающей среды человека. 

 Кроме того, в последнее время появились основания говорить о влиянии Интернета на здоровье человека (имеется в виду негативное влияние на социально-психологическую атмосферу общества, сознание человека). Бесспорно, для развития информационного, профессионального пространства личности Интернет является положительным явлением, но для развития духовности, культуры, экологии сознания это достижение цивилизации таит опасность.

Дело в том, что от рождения мозг человека отвечает, собственно, за все, что связано с его жизнью и, в частности, с развитием его духовности и сознания. Согласно данным науки, работает всего около 7% мозга человека, а что же остальное? Какова роль мозга? Природа дала нам мозг для того, чтобы в течение жизни мы развивали свои интеллектуальные способности, что, в свою очередь, ведет к постоянному развитию и расширению наших врожденных способностей на так называемом полевом, информационном, а не только физическом уровне. Еще в начале ХХ века В.Вернадский подчеркивал: «человек — квантовая система: это физическое тело и полевая структура», и только в неразрывном единстве этих двух начал человек существует как сложная биоэнергоинформационная система, для которой характерно наличие биополевых структур, а именно: подсознание, сознание и сверхсознание. А какова же роль каждой из них в жизни человека, от чего они зависят, а главное, какие негативные влияния на них имеют современные информационные технологии, в частности и Интернет? Все эти вопросы сегодня практически не изучены.

В реальной среде обитания человека, особенно в технополисах, он не может быть здоровым, если не будет уделять внимание экологической безопасности. 

К сожалению, то, что человек пытался быть покорителем природы, а не жить в гармонии с ней, и привело нас к тому, что сегодня «природа больна человеком». В ХХІ веке должна произойти ломка в общественном сознании в сторону формирования нового экологического мышления. Это должен быть век новой эры развития цивилизации. 

Время для эколого-профилактической медицины 

Для защиты человека от негативных влияний экологических факторов необходимо, с одной стороны, иметь простые и информативные методики тестирования влияния таких факторов, а с другой — доступные и максимально эффективные методики так называемой экологической реабилитации, или эндоэкологической профилактики. Самое сложное то, что все надлежащие меры необходимо принимать контролированно, постоянно, ежедневно.

К сожалению, при нынешней системе медицины реализовать это невозможно. Потому что главная задача медицины — помочь человеку, когда у него уже есть конкретное заболевание, проявляющееся на физическом уровне. На предупредительной стадии медицина пока не может массово обеспечить методику для выявления прежде всего тех экологических влияний окружающей среды, которые негативно сказываются на функциональном состоянии здоровья человека. Не в состоянии это сделать и семейная медицина. Потому что сегодня на базе имеющейся структуры учреждений здравоохранения внедрить профилактическую медицину практически невозможно. 

Специалисты Украинского института экологии человека, который уже более 20 лет занимается экологическими проблемами здоровья детей в условиях так называемого организованного детства (детские сады, школы), вместе с работниками сферы образования и медиками разработали простые и надежные, информативные и доступные методики определения функционального здоровья детей, получение аттестата здоровья (или экологического паспорта здоровья).

Внедрение постоянного мониторинга здоровья детей в системе образования, по нашему мнению, может быть основой внедрения профилактической медицины через систему образования в стране. 

Именно для организма ребенка, который активно формируется и развивается, влияние окружающей среды на его здоровье является определяющим по сравнению с уже сформированным организмом взрослого человека. 

Кроме окружающей среды, на здоровье ребенка существенно влияет социальная экология: состав семьи, жизненные условия, привычки родителей, социальная гигиена и т.п. Отрицательно сказываются на здоровье ребенка низкое качество продуктов питания, стрессы. Все, что происходит в обществе, прямо или опосредованно влияет на здоровье детей. Можно утверждать, что состояние здоровья ребенка является объективным, естественным биологическим индикатором экологического благополучия общества. 

Наука быть здоровыми

Основная проблема определения здоровья ребенка заключается в том, что речь идет об определении так называемого функционального здоровья практически здорового ребенка, когда в организме еще нет явной патологии (за исключением врожденных пороков здоровья), а влияние окружающей среды на загрязнение внутренней среды организма сказывается прежде всего на функциональном состоянии основных органов и систем организма. 

Экологическая диагностика состояния здоровья ребенка должна проводиться путем применения новых методик. В основу такого мониторинга здоровья ребенка положен метод акупунктурной биогальванодиагностики, разработанный профессором В.Макацем. В его основе — измерение биогальванического тока, который возникает при прикладывании двух разных металлических электродов (цинк-серебро) к репрезентативным биологически активным точкам организма и замыкании их на измерительный прибор. 

На основе данных гальванического тока (всего 24 значения) определяется экологический паспорт здоровья: общий уровень здоровья, степень влияния экологии среды на уровень здоровья, степень функциональной активности к физиологической норме 12 органов и систем организма (легкие, кровеносная система, сердце, тонкий и толстый кишечник, лимфатическая система, поджелудочная железа, печень, почки, мочевой, желчный пузырь, желудок), состояние функциональной активности вегетативной нервной системы и щитовидной железы. Такая методика диагностики позволяет определить на очень ранней стадии — до клинических проявлений — влияние разных факторов окружающей среды на организм ребенка, что через некоторое время может привести к появлению заболевания. 

Многолетний опыт нашего института подтверждает: только с помощью постоянного мониторинга здоровья детей и простых методик эндоэкологической профилактики можно сохранить здоровье подрастающего поколения. Речь идет прежде всего об употреблении качественной питьевой воды и ряда естественных продуктов растительного происхождения для детоксикации детского организма, укрепления его защитных функций. 

В завершение отметим, что такая система мониторинга здоровья и постоянной профилактики уже свыше десяти лет работает во многих дошкольных заведениях и школах Киевской области, в экологически загрязненных зонах (последствия Чернобыльской катастрофы). Сегодня показатель здоровья детей стойко держится на цифре 50—60%, а то и выше, тогда как в среднем относительно здоровых среди детей дошкольного и школьного возраста в Украине в 2—2,5 раза меньше. 

Опыт работы Института экологии человека с работниками образования поддержало МОНМС Украины и рекомендовало для внедрения во всех регионах страны как один из простых и эффективных методов экологической безопасности здоровья детей. В сущности, эта методика может служить основой для внедрения профилактической системы сохранения здоровья, по крайней мере, для детей и молодежи.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно