«Страница, глаголемая
прохладный вертоград,
избранная от многих
мудрецов о различных
врачевских вещах,
ко здравию человеческому
пристоящих»
Кто лечил князя Владимира?
И за тысячу лет не забылось имя врача, отвечавшего в Х веке за состояние здоровья князя Владимира Киевского. Звали лечца - Иван Смера-половчанин.
«Врачи» - звучит хорошо,
а «лечцы» - лучше!
Одним из наиболее ранних исторических источников, в котором упоминается о существовании врачей в Киевской Руси, является Церковный устав Владимира Святославича, написанный в 996 году. В Церковном уставе имеются указания о существовании больниц при монастырях и упоминаются «лечцы», то есть врачи.
Вы не забыли уплатить лечцу за его труд?
В «Изборниках Святослава» 1073 и 1076 годов даны указания о гигиеническом значении постов и воздержания. «Изборник» был составлен из самых различных источников в Х веке для болгарского царя Симеона и переписан в 1073 году для черниговского князя Святослава Ярославича. будучи своеобразной энциклопедией своего времени, составленной в календарном порядке, «Изборник» приводит под рядом дат некоторые медико-гигиенические советы.
В этой части «Изборник Святослава» является самым первым по времени дошедшим до нас памятником медицинской литературы Киевской Руси. В нем указывается на вред пьянства и объедения и, наряду с рекомендациями об уходе за неимущими больными, говорится о врачах: «аще лечец прилучится», привести его к больному и уплатить за его труд. В древнем памятнике законоположений Древней Руси - «Русской Правде», относящемся к XI веку, также имеются указания об оплате труда врача за лечение ран.
А святой и блаженный агапит врачевал бесплатно
В «патерике Киевского Печерского монастыря» говорится о врачах-монахах. В главе 8 - «О житии святого преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», а в главе 27 - «О святом и блаженном Агапите, безмездном враче».
Хотите быть здоровым - ищите женщину
В летописях говорится и о многих женщинах, занимавшихся врачеванием: повивальных бабках, костоправках и других представительницах прекрасного пола во врачебной профессии.
Внучка Владимира Мономаха - ученый медик, фельдшер и акушерка, а по совместительству - жена византийского императора Алексея Комнена
В 1902 году ученый Хр.Лопарев обнаружил во Флоренции в библиотеке Лоренцо Медичи рукопись под названием «Алимма» - «Мазь». Это сочинение было написано на греческом языке в 30-х годах ХІІ столетия княжной Добродеей - внучкой Владимира Мономаха, дочерью великого князя Мстислава Владимировича, затем получившей имя Евпраксия (после крещения) и Зоя (после выхода замуж за византийского императора Алексея Комнена). В этом сочинении, представляющем большой интерес для знакомства с уровнем врачебных знаний эпохи Киевской Руси, приводятся сведения по акушерству, гинекологии, детским болезням, диететике. Отдельные главы этого сочинения - «О благорастворении воздухов», «О бане», «О действии пищевых средств» имеют непосредственное отношение к вопросам гигиены. В книге разбираются вопросы о влиянии различных времен года, движения и покоя, пищи, питья и сна на состояние организма, приводятся сведения о потоотделении и мочеотделении, о значении бани, даются советы беременным, описывается, как вести себя кормилице, как ухаживать за младенцем и прочее.
Все пищевые продукты разбираются с точки зрения их «теплых» и «холодных» свойств. Подробно рассматривается влияние на организм растительных масел, различных сортов мяса, молока, приправ к кушаньям, прилагаются рецепты от «паршивости головы», как сделать зубы белыми. И, наконец, приводятся сведения о болезнях сердца и желудка.
Фотокопия рукописи Евпраксии хранится в отделе истории медицины Института имени Н.Семашко Академии медицинских наук России.
Славилась и наша
архихирургия
В летописях встречаются указания не только на методы лечения внутренних болезней, но и на способы хирургического вмешательства. Так, например, в истории болезни Святослава Ярославича (ХІ век) имеются указания о разрезе опухоли - «резание желви». Из летописей можно почерпнуть сведения и о лечении черепно-мозговых повреждений в эпоху Киевской Руси.
Врач должен всегда находиться в «недужном храме»
Монастырские обители, строившиеся в большом количестве в период феодальных междоусобиц и татарского нашествия, организовывали свою жизнь по особому уставу, с которого делалось большое количество списков для разных монастырей, причем применительно к местным условиям в них вводились некоторые изменения. В большинстве монастырей этого устава придерживались до середины четырнадцатого века. Затем он был вытеснен уставом под названием «око церковное».
В уставах имеются главы, в которых говорится об устройстве монастырских больниц и богадетелен. Указывается, что для оказания скорейшей помощи больному врач должен находиться всегда при монастыре, а врачом является или живущий в монастыре монах, или светский человек, но всегда там пребывающий. Этот врач должен указывать, какие лекарства нужно постоянно иметь и хранить в монастыре. На него возлагались обязанности лечить не только живущих в монастыре, но и приходящих молящихся, которых следует помещать, в случае нужды, в «созданем недужном храме». Настоятелю же монастыря приписывалось частое посещение больных в «недужном храме». А в главе «О мытье» говорится, что врач назначает больному, когда и сколько раз нужно мыться в бане.
Врачи, не принимайте подарки от больных!
Население Киевской Руси имело уже ясное представление о заразительности эпидемических болезней. В летописях имеются указания, что врачи должны остерегаться принимать подарки от больных или пользоваться вещами умерших «черной смертью»: «аще бо кто что у кого возьмет, в тот же час неисцельно умираху».
Во Львове в 1407 году из крана текла родниковая вода
Известно, что санитарное благоустройство городов Киевской Руси находилось на высоком уровне. Строительство первых водопроводов в городах Украины относится к XV столетию. Уже в 1407 году во Львове была проведена при помощи гончарных труб родниковая вода. В ряде актов Львовского магистрата, относящихся к тому времени, упоминается о специалистах водопроводного дела.
Знай наших!
Первый русский врач - Степан Кириллов - был удостоен докторского диплома в Галле в 1627 году за диссертацию «О природном и простейшем средстве при подагрических болях».
первый врач - белорус Георгий Скорина из Полоцка - получил степень доктора медицины в Падуанском университете в 1512 году.
А врач из Украины - Георгий Дрогобычский родом из города Дрогобыча - получил степень доктора медицины в Болонском университете, где затем был профессором, еще в 1481 - 1483 годах. В Риме Георгий Дрогобычский издал в 1483 году свой научный труд «прогностическое суждение». Единственный известный в наши дни экземпляр этой книги хранится в библиотеке богословского факультета Тюбингенского университета в Германии.
Врачество есть хитрость
Многие из рукописей представляют переводы или изложения сочинений Гиппократа и Галена. Одним из самых ранних произведений подобного рода следует считать относящееся к первой четверти XV века медицинское сочинение под названием «Галинова на Иппократа», представляющее собой краткое изложение учения Аристотеля о четырех жидкостях человеческого тела: «крови, слизи, желчи и черной желчи», являющихся носителями основных свойств - тепла, холода, сухости и влажности. Когда эти стихии «стоят во всем равенстве», тогда человек здоров. Если же эти стихии «умаляются или умножаются» или же «отступают от своих мест» и приходят в «необычные места», наступает болезнь.
В этом сочинении на вопрос «что есть врач?» имеется интересный ответ: «Врач есть естеству служитель и в болезнях подвижник... Врачество есть хитрость, мера здравствующих и исцелительство болящим».
«І чужому навчалися й свого не цуралися»
Известные киевские ученые XVII века Епифаний Славинецкий и Арсений Становский перевели ряд книг, имевших отношение к медицинской науке. В 1658 году Епифанием Славинецким впервые была переведена знаменитая анатомия Везалия, озаглавленная «Врачевская анатомия от книги описанные Андреем Весалием Брукселенским».
Примечание. Прохладный вертоград - тенистый сад целительных растений.