Украинцы не знают, какие услуги бесплатны, а больницы не выполняют контракты – Ковтонюк о реформе НСЗУ

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Украинцы не знают, какие услуги бесплатны, а больницы не выполняют контракты – Ковтонюк о реформе НСЗУ © Украинский центр здравоохранения - UHC/facebook
НСЗУ не сформулировала четкий перечень услуг и потеряла контроль качества.

Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) за время своего существования прошла долгий путь – от стартапа до центрального элемента системы финансирования медицинских услуг. Однако, несмотря на достижения, перед институтом стоит ряд вызовов, которые остаются нерешенными. Об этом рассказал соучредитель Украинского центра здравоохранения Павел Ковтонюк в интервью редактору отдела социум ZN.UA Алле Котляр «Семь лет НСЗУ: ​​почему украинцы до сих пор платят за «безвозмездное»

Что не удалось?

По мнению Ковтонюка, сегодня можно говорить о двух ключевых проблемах:

Неопределенность медицинских услуг

До сих пор не смогла четко сформулировать какие именно услуги она закупает. Пациенты не понимают, на что имеют право, а больницы, что должны предоставлять. Это создает хаос на уровне ожиданий и реального оказания медицинской помощи.

Бессистемные контракты

Вместо выборочного подхода к учреждениям здравоохранения, НСЗУ заключила договоры практически со всеми изъявившими желания больницами. Даже с теми, кто не способен обеспечить качественные услуги. В результате возникла парадоксальная ситуация: забрать контракт сложно, а заставить больницу работать качественно — еще сложнее.

Утраченный рост

После стремительного старта НСЗУ, как институт, по словам Ковтонюка, фактически "застряла" в развитии и начала ослабевать. Она так и не выросла до своей полной стратегической роли. Сегодня организация борется не за прогресс, а за базовую способность выполнять свои функции.

Хотя институт формально сохранился, его стратегическая миссия — быть закупщиком в интересах пациентов, а не просто распределителем средств — находится под угрозой. И за это, по словам эксперта, идет борьба уже семь лет.

Главные задачи на будущее

Ключевые слабые места — это :

  • нечеткие спецификации медицинских услуг. Часто прописанные требования просто невыполнимы.
  • недостаточный контроль за исполнением договоров. Мониторинг слаб или отсутствует.
  • нереалистичные ожидания. Контракты заключаются с больницами, которые изначально не могут предоставить задекларированные услуги.

Как результат, пациенты не получают то, что им обещали, а система реагирует только тогда, когда в СМИ появляются резонансные истории, как недавний случай в Виннице, где ветерану не предоставили услугу бесплатно.

Выживание – первоочередная цель

На фоне войны и пониженного финансирования главная задача НСЗУ — просто выжить. Ковтонюк отмечает, что финансирование учреждения в 2025 году даже меньше, чем было в 2018-м, на старте реформы. При этом объем работы только возрос. Не хватает и людей, и ресурсов.

"В таких условиях реалистическая задача - держаться. А уже с новым политическим циклом придется бороться за новое дыхание: финансовое, кадровое и нормативное усиление", - подытожил эксперт.

НСЗУ введено в 2018 году в рамках медицинской реформы. Ее основная функция - закупка медицинских услуг у больниц и оплата за них в соответствии с принципом "деньги идут за пациентом".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме