Представьте ситуацию: звонит соседка и просит купить ей в ближайшем магазине туфли к новому сезону. Отказать невозможно - она вас часто выручает по-соседски. И отговорить не удается - вы ей про размер, фасон, цвет, высоту каблука, а она твердит, что это все неважно, какие принесете, такие она и будет носить. Вы бы взялись за такое поручение? Ну, ладно, то человек посторонний. А много ли жен доверят своим мужьям покупку обуви на тех же условиях: неважно какой фасон и цвет, что купишь, дорогой, тому и буду рада, главное – чтобы подешевле да покрепче, ведь мне в них лет пятнадцать топать…
Десять лет в заточении
Не спешите крутить пальцем у виска. Именно по такому принципу наше государство обеспечивает колясками инвалидов-спинальников.
- Для нас это не просто средство передвижения, это жизнь в полном смысле слова, - рассказывает Раиса ПАНАСЮК, председатель Винницкой областной общественной организации людей с ограниченными возможностями «Гармония». - Я более десяти лет пролежала в кровати и даже не подозревала, что за моим окном есть жизнь - интересная и такая разноцветная. Моей радости не было предела, когда получила свою первую коляску. Вы, наверное, понимаете, что означала для меня возможность самостоятельно передвигаться после стольких лет заточения. Но я маленького роста и в коляске просто «утонула» - не могла ею управлять. Обидно было до слез! Потом уже я узнала, что большинство отечественных колясок очень тяжелые, громоздкие, они не помещаются в наших малогабаритных квартирах. Мне повезло - выделили из гуманитарной помощи. Но все равно, чтобы она подошла мне, пришлось разобрать три разных коляски и собрать из них одну. Вы бы знали, как я ею дорожу! Если она сломается, я просто не выживу.
Получив возможность двигаться, Раиса из затворницы превратилась в активную образованную девушку, которая не только помогает друзьям по несчастью, но и проводит огромную работу, направленную на то, чтобы наши города и поселки были удобными для всех - и для тех, кто ходит, и для тех, кто передвигается на колясках.
С каждым годом в Украине увеличивается количество инвалидов-спинальников - во-первых, вследствие дорожно-транспортных происшествий, во-вторых - из-за аварий на производстве, где контроль за безопасностью труда практически сведен к нулю. Казалось бы, все это должно было стать поводом для серьезного анализа ситуации на государственном уровне, но, увы, сегодня, как и в годы развитого социализма, чиновники считают, что экономика должна быть экономной, при этом экономить норовят на самых незащищенных - на инвалидах.
- Если хотите узнать, какие средства передвижения предоставляются инвалидам-спинальникам, найдите в книге фотографию больного дедушки Ленина - он сидел точно в такой же коляске, какие предлагают нам сегодня, - с горечью говорит председатель Всеукраинского общественного объединения «Ассоциация инвалидов-спинальников Украины» Иван МАРУСЕВИЧ. - Декларируя заботу о нас, государство решает все вопросы исключительно так, как ему удобно и выгодно: заказали коляски, получили, раздали по спискам. Пора уже понять, что инвалиды-спинальники - не просто фамилии из утвержденного списка, они не потребители, а заказчики. Кто, как не сам инвалид, лучше знает, какая коляска ему нужна? Ее надо подбирать вместе с лечащим врачом - индивидуально! А нам каждый раз пытаются вручить кота в мешке, не понимая, что неправильно подобранная коляска может ухудшить состояние здоровья, спровоцировать обострение остеохондроза, усилить боли, травмировать и т. д. Чиновники заказывают, а инвалиды потом мучаются. В прошлом году впервые были закуплены коляски итальянского и испанского производства - они разошлись за неделю. Отечественные коляски из года в год числятся в остатках на складах именно потому, что их делают якобы для нас, но без нас.
Чем богаты?
Тендеры на коляски, как и все остальные торги в нашей стране, проводятся отнюдь не в интересах тех, на кого государство выделяет бюджетные деньги. На все жалобы инвалидов один ответ: производитель коляски выиграл тендер, а кто сказал, что есть коляски лучше этой? Действительно, никто не говорил, потому что доселе их никто не тестировал и не сравнивал. Такую инициативу проявил – и самое главное, реализовал – общий проект Евросоюза и ПРООН «Сообщество потребителей и общественные объединения» совместно с Центром независимых экспертиз «Тест». Собственно, программа состояла из нескольких исследований, одно из которых заключалось в тестировании инвалидных колясок. В нем непосредственное участие принимали сами инвалиды-спинальники. По словам инициаторов акции, были закуплены коляски разных производителей, которые подвергли лабораторным и практическим испытаниям. А чтобы поощрить добровольцев, было решено подарить им протестированные коляски. Представьте себе качество и надежность образцов, если вскоре после начала акции от некоторых из них инвалиды отказались.
- Мы решили протестировать самую доступную по цене категорию - коляски с ручным приводом, - рассказывает Валентин БЕЗРУКИЙ, руководитель Центра независимых экспертиз «Тест». - Из 10 образцов мы купили три отечественного производства: киевского завода «Артемсварка», запорожской фирмы «Искра» и Львовского казенного экспериментального предприятия средств передвижения и протезирования. Закупили и два образца немецкого производства - MEYRA и Ortopedia, два итальянского -Millenium и VASSILLI, испанского - Sunrise Medical, а также китайский FS 902 GC и тайваньский «аноним» (эта коляска вообще не имеет никаких опознавательных знаков, в том числе названия, номера модели и т. п.).
Инвалиды высказывали свое мнение о колясках как в целом, так и оценивали удобство отдельных элементов – спинки, сидения, подлокотников. Нарекания вызвали подлокотники китайского образца, поскольку были «пустотелыми», из-за чего одежда попадала на колеса, а на подлокотниках Millenium быстро порвалась обивка.
Особое внимание уделялось тому, может ли один человек разложить коляску и привести ее в рабочее состояние. По мнению инвалидов, затруднительно было складывать и раскладывать изделия MEYRA, «Искры» и Львовского предприятия средств передвижения - требовались усилия двоих человек. Неудачными оказались попытки подогнать предоставленные коляски под индивидуальные особенности тех людей, которые проводили испытания, - этим пунктом оказались недовольны все. Хотя производители уверяли, что некоторые элементы колясок можно отрегулировать под конкретного пользователя.
- Для инвалидных колясок очень важно удобство передвижения, маневрирования, торможения. Что показали испытания?
- Особых замечаний к передвижению в коляске вперед и назад не было, но при попытках самостоятельно преодолеть препятствия, а также при поворотах и разворотах были зарегистрированы многочисленные затруднения. Без замечаний сработали образцы «Артемсварки», VASSILLI и Sunrise Medical.
Весьма важный показатель ресурса, который мы проверяли на специальном стенде, - коляска с манекеном должна была пройти 40 тысяч циклов, что соответствует пробегу в 30 км.
Выдержали такую проверку Sunrise Medical, VASSILLI, «Искра», MEYRA, Millenium и Ortopedia. Львовская коляска не вынесла нагрузки - прорвалось сиденье в местах крепления ткани, к тому же после испытаний для складывания коляски уже потребовалось больше усилий. Образец «Артемсварки» более крепкий, но подвело колесо - лопнула камера. У китайской коляски задолго до конца испытаний полетел подшипник и деформировалась вилка колеса. А тайваньская безымянная коляска едва прошла треть испытаний, как у нее полетел подшипник опоры колеса и разболтались кронштейны крепления колеса. Кроме того, у азиатских образцов погнулись крепления на поворотных колесах, и они перестали поворачиваться вокруг своей оси. Интересно, что самый дорогой образец - это львовская коляска, стоимостью 4007 гривен, а самый дешевый - тайваньский, который стоит всего 1450 гривен.
Драма началась с коляски
Напомню читателям, что еженедельник «ЗН» в прошлом году неоднократно обращался к проблемам инвалидов-спинальников. Эта тема очень болезненная, особенно если учесть, что ежедневно колясочниками становятся 30–40 человек в расцвете лет, которые стали жертвами ДТП. Когда проходит шок, они должны приспособиться к новым условиям жизни. Бывает, инвалиды лишаются не только ног. У многих разрушаются семьи - не все спутники и спутницы выдерживают такие удары судьбы. Поэтому индивидуально подобранная коляска действительно становится синонимом жизни. Мы уже писали о том, как тендеры выигрывали дешевые китайские образцы, «одетые» в украинские документы. Знаете, почему так долго пришлось ждать результатов тестирования? В Украине их никто никогда не проводил в таком объеме. Поэтому «Тест» вынужден был и самостоятельно искать необходимую информацию, и обращаться к своим партнерам в Германию – в институт «Штифтунг Варентест». Он в свое время уже проводил такие испытания, поэтому согласился поделиться методиками и расчетами. Инициаторы исследований и общественные организации инвалидов-колясочников надеются, что результаты испытаний заинтересуют те службы, которые проводят тендеры и решают, какие коляски покупать за бюджетные деньги. До сих пор действовали по принципу: чем дешевле - тем лучше. Но для кого лучше, если недорогие образцы не дожили до конца испытаний?!
- Законодательством установлены требования по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре, свободного передвижения в населенных пунктах, - говорит Клавдия МАКСИМЕНКО, руководитель проекта «Сообщество потребителей и общественные объединения». - Но как выполняются эти требования? Проведение исследований мы вместе с общественными организациями решили начать с механических колясок для инвалидов, так как это затрагивает сегмент потребителей, нуждам которых общество редко уделяет внимание. Не скрою, мы также хотели дать в руки нашим партнерам методику и инструментарий, позволяющие помочь им отстаивать интересы на базе объективных данных, полученных в лабораториях.
Все исследования доступности инфраструктуры городов и поселков для людей в инвалидных колясках были проведены общественными и студенческими организациями на общественных началах. Хочу отметить очень активную работу студентов Киевского национального торгово-экономического университета, они изучали ситуацию в небольших городах Киевской области. Нам всем очень хочется помочь в первую очередь тем 5% населения Украины, которые нуждаются в колясках, чтобы они смогли в полной мере реализовать свои права.
Как показывает жизнь, реализовать право на свободное передвижение инвалиду-колясочнику очень сложно. Инфраструктура больших и малых населенных пунктов игнорирует людей с особыми потребностями. По словам тридцатилетнего Валерия К., приехавшего из Волынской области, многие его ровесники «заживо похоронены в четырех стенах», поскольку те коляски, которые им выдают, не выдерживают сельских дорог. Не намного лучше ситуация и в небольших городах, и в областных центрах.
- Медицинские учреждения создали видимость доступности - есть пандусы в поликлинику и на санпропускник, - написала
Н. Осауленко из г. Ромны Сумской области. - Но внутри все остается по-старому: инвалид-колясочник не имеет возможности пройти курс лечения даже в профильном отделении - в ортопедии, неврологии, не говоря уже о других.
Но это видят те, кто страдает от отсутствия элементарных приспособлений. А те, кому положено писать отчеты, не дрогнувшей рукой выводят правильные показатели. Едва ли не самый успешный отчет из Хмельницкого – в нем утверждается, что все медучреждения города оборудованы пандусами. Наверное, это правда. Да только попробуй въехать в городское управление здравоохранения, если вместо широкого пандуса - две приваренные полоски, а дверь открывается «на себя», так что ни въехать, ни выехать практически невозможно. Зато возле двери не забыли повесить картинку с изображением колясочника.
Но, к счастью, есть и хорошие примеры. Так, в Виннице успешно реализуют программу «Город, удобный для всех». Спасибо горсовету, который разработал реальную программу, разбил ее на 16 «шагов» и потихоньку двигается вперед. Здесь также составили полный реестр колясочников, 65% которых - дети и молодежь. В список объектов, которые обязались адаптировать, вошли не только больницы и аптеки, но и парки, средние школы. Р. Панасюк отмечает, что к ним в «Гармонию» постоянно обращаются те, кто занимается этой работой, - колясочники охотно выступают в роли экспертов. Зачем пандусы в школах - думается, праздный вопрос, в Европе он бы не возник. Потому что если здоровые школьники с детства привыкнут общаться со сверстниками, имеющими особые потребности, то навсегда усвоят, как и чем можно помочь таким людям. И тогда, проектируя дом, они обязательно подумают о пандусе и удобном лифте, а также позаботятся о том, чтобы в библиотеке, театре, ресторане была специально оборудована туалетная кабинка для инвалидов и чтобы банкоматы были установлены на той высоте, которая позволит колясочнику самостоятельно получить деньги.
Я понимаю, что раньше инвалиды-колясочники обходились без всего этого, а мы все вместе дружно делали вид, что все в порядке. Но если и дальше прятать голову в песок, черниговская трагедия может повториться. И не раз. Напомню, прошлым летом Александр М., афганец, который потерял здоровье на стройке в Чернобыле, был осужден нашим «самым гуманным судом в мире» на три года. А все началось с инвалидной коляски, которую он ждал 17 (!) лет. Наконец-то ее выдали, но она не подошла ему. Поменять отказались. Тогда Александр обратился в суд. Он уже не раз это делал, отстаивая свое право на лечение в санатории, а также на индивидуально подобранную коляску. Но вы же понимаете: у Фемиды - на глазах повязка, она же не видит, что этот человек может жить, только лежа на боку, скрючившись в три погибели, когда колени согнуты у самого подбородка. Одну почку из-за такого положения уже удалили. Он весит всего 40 кг при росте 180 см. А ему - бери стандартную, да спасибо не забудь сказать. Александр суд проиграл. И натворил дел - ранил из самодельного пистолета милиционера, напугал судью и ее помощницу. Приехали генералы из местной милиции и СБУ, затеяли антитеррористическую операцию, успешно ее провели. Очевидцы утверждают, что Александр ждал, что его застрелят. Но ему «повезло». (Страшно даже представить, каково ему на нарах.)
Думается, те, кто довел несчастного, поняли, какой грех совершили, - привезли домой именно такую коляску, которая ему была необходима. Понадобится ли она теперь Александру - большой вопрос. Спасти его может либо чудо, либо амнистия, что, впрочем, одно и то же. Очень хочется, чтобы государство повернулось лицом к этому человеку. Как и ко всем людям с особыми потребностями. Надеюсь, это обязательно произойдет. Но вот когда - опять-таки, вопрос: на презентации результатов тестирования колясок, а также исследования «Доступ инвалидов в колясках к субъектам социального значения» не было замечено ни одного представителя министерств, имеющих отношение к данной проблеме, - труда и социальной политики, здравоохранения, по вопросам семьи и молодежи…