На днях состоялось первое заседание Национального совета по вопросам охраны здоровья населения — нового консультативно-совещательного органа при президенте Украины. Основная его задача, как несложно догадаться, — активно участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере здравоохранения. Однако буквально сразу после появления в мае нынешнего года президентского указа о его формировании начали раздаваться голоса, что создается лишь новая бюрократическая структура, неспособная сколько-нибудь серьезно влиять на правительственные решения, а из-за своего достаточно ограниченного по количеству состава и предлагать оптимальные варианты этих решений.
Насколько справедливы эти заявления и какой видится работа вновь созданного органа, мы решили поинтересоваться у самих членов Национального совета.
— Я вижу несколько направлений работы Нацсовета, — говорит его председатель министр здравоохранения Украины Юрий ПОЛЯЧЕНКО. — Это аналитическая работа, рекомендационная и организационно-координирующая. Все три составляющие между собой тесно связаны. Основой работы должен стать системный анализ деятельности всего здравоохранения, в том числе и будущей — я имею в виду проекты национальных и государственных программ, подготовленные к принятию. Затем, на основе анализа, будут готовиться предложения относительно перспектив и направлений развития отрасли, а также усовершенствования системы управления ею: речь идет о рассмотрении проектов законов и других нормативно-правовых актов по вопросам здравоохранения.
В плане рекомендационной составляющей совет будет разрабатывать и вносить президенту Украины предложения относительно эффективной реализации мероприятий, направленных на борьбу с социально опасными болезнями, развития отечественной фармацевтической промышленности, привлечения благотворительных и общественных организаций, меценатов и спонсоров к решению актуальных проблем здравоохранения.
Относительно же организационно-координирующего направления, то здесь на совет возложены обязанности по согласованию действий органов государственной власти, общественных организаций, предприятий и учреждений по вопросам развития охраны здоровья. То есть совет станет именно тем институтом, где вырабатывается согласованная позиция и, соответственно, общая политика всей системы здравоохранения. Появление Нацсовета можно рассматривать и как еще один шаг к созданию единого медицинского пространства. Ведь сегодня система здравоохранения довольно разрознена: 13 процентов средств, выделяемых из бюджета на медицину, забирают 14 ведомств.
Безусловно, я не прогнозирую легкого решения вопроса и полного взаимопонимания между всеми заинтересованными лицами. Есть определенный конфликт интересов, противоположные точки зрения на те или иные вопросы развития отрасли и отдельных ее направлений. Но именно в этих, ключевых для нашей медицины вопросах, всем членам совета нужно будет отбросить личные амбиции, интересы и работать в едином направлении.
— Часто для решения вопроса не хватает не столько толерантности, сколько политической воли. К примеру, одним из камней преткновения между министерствами является финансирование медицины.Национальный совет будет исключительно консультативно-совещательным органом или все-таки будет реально влиять на принятие государственных решений в области здравоохранения?
— Это межведомственная структура, которая объединяет органы не только исполнительной власти, но и законодательной, а также неправительственные организации, финансовые. Разумеется, решения совета являются консультативными, но, с точки зрения политического аспекта, мы планируем, что они будут весомыми и определяющими по ряду позиций, в том числе и по финансированию. Я думаю, что найти оптимальное решение нам будет проще, потому что главой комитета совета по финансированию отрасли избран заместитель министра финансов Владимир Матвийчук — грамотный и квалифицированный специалист в этой области. Вместе нам легче разработать и новые подходы к решению этой проблемы, в частности в виде подготовки изменений к бюджетному кодексу (необходимо, чтобы деньги шли за пациентом), межбюджетным трансферам, к расчетам по местным бюджетам (нужно разделить функции государственного и местных бюджетов) и ряд других. Мы рассчитываем, что механизм влияния на другие органы центральной исполнительной власти будет осуществляться как раз через Национальный совет.
— Много нареканий было высказано в адрес состава совета. Одно из них — среди его членов нет специалистов в области организации здравоохранения.
— Как раз таких специалистов у нас достаточно. В совете будет работать экспертная группа (ее возглавил ректор Национального медицинского университета им. А.Богомольца Виталий Москаленко), которая непосредственно займется вопросами организации медицинского обслуживания населения. Кроме того, состав экспертных групп не будет фиксированным, их руководители смогут привлекать к работе нужных специалистов, причем не только из числа членов Нацсовета, но также из министерств, ведомств, общественных организаций и научных институтов. У совета есть все необходимые инструменты, способные полностью обеспечить выполнение поставленных перед ним задач. Это право получать необходимую информацию из любых организаций и учреждений, а также создавать для решения отдельных вопросов временные экспертные группы, к работе в которых будут привлекаться наиболее грамотные и квалифицированные в своей области специалисты.
С оптимистичной оценкой перспектив работы нового общественного института согласны и другие члены Национального совета.
Сергей КОМИССАРЕНКО, заместитель председателя совета, директор Института биохимии им. Палладина НАН Украины:
— Формирование Национального совета по вопросам охраны здоровья — один из шагов по пути создания консультативно-совещательной системы принятия решений. Планируется, что новый орган сможет координировать работу различных министерств и ведомств при выработке решений в области медицины, помогать президенту, правительству и парламентским комитетам в реализации наиболее важных программ национальной системы охраны здоровья. Мы создали семь экспертных групп: по формированию политики в сфере здоровья; нормативно-правовому обеспечению системы здравоохранения; формированию здорового образа жизни; участию общественности в развитии системы здравоохранения; финансированию отрасли; науке, образованию и кадровым ресурсам, а также по организации медицинского обслуживания населения. Они не стабильны в том смысле, что если будут появляться новые проблемы, возникнет необходимость адаптировать систему к новым условиям, то будут реформироваться и экспертные группы. Кроме того, для решения конкретных задач они будут усиливаться отдельными рабочими группами.
Создание такого института очень важно и еще по одной причине. Наше законодательство, к сожалению, не позволяет МЗ в полной мере контролировать то, что делается на местах: по закону о местном самоуправлении, главных врачей, главных специалистов назначают местные власти. Поэтому МЗ не может только своими силами обеспечить выполнение высоких стандартов на всей территории страны. Национальный же совет, имеющий возможность привлечь к решению той или иной задачи в том числе и представителей местных властей, главных врачей и специалистов различных регионов, с такой проблемой справиться сможет.
Андрей ГУК, директор проекта международной технической помощи «Определение политики по вопросам здоровья», внештатный советник министра здравоохранения:
— Перспективы у Нацсовета очень серьезные. Это орган, который может стать как бы над системой здравоохранения: по своему характеру он консультативно-совещательный, но, вместе с тем, его решения обязательны к рассмотрению всеми органами исполнительной власти. То есть это высший совет, который рассматривает не только систему оказания медицинских услуг, но систему здравоохранения в целом. Довольно часто решением вопроса занимаются два-три министерства и каждое из них имеет свою позицию, нередко, исключающую другие. На уровне же экспертной группы или комиссии Нацсовета можно обсудить любой вопрос, разработать несколько альтернативных решений и вынести их на обсуждение правительства. При этом экспертные группы, которые займутся конкретными вопросами, будут незаангажированными, межсекторальными и смогут решать проблемы комплексно, что весьма важно при рассмотрении таких глобальных проблем, как политика в области здравоохранения.
Владимир ЖОВТЯК, глава координационного совета Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ/СПИД:
— Есть достаточно веские основания полагать, что с созданием Нацсовета общественные организации получат реальный шанс влиять на принятие решений в области здравоохранения, поскольку будут самым непосредственным образом участвовать в его работе. Более того, одну из экспертных групп, которая так и называется «Участие общественности в развитии системы здравоохранения», возглавит представитель общественности — директор программы «От больницы до больницы» Международного фонда «Украина-3000» Вера Павлюк. Мы надеемся, что совет станет рупором, который сможет донести до правительства мнение общественности, органом, способным обобщить и эффективно использовать накопленный нами опыт.
Николай ПРОДАНЧУК, директор Института экогигиены и токсикологии им. Л.Медведя:
— Такого типа институты в развитых странах существуют давно — либо при органе власти, либо являются общественной организацией. Создание Нацсовета — хорошая инициатива власти, в частности, президента, призванная организовать общество для выражения своих интересов, в данном случае, в сфере охраны здоровья, и является современным, адекватным демократичным атрибутом гражданского общества. Через такой совет общество должно, в первую очередь, ставить вопросы, которые его волнуют: доступность медицинской помощи на разных ее уровнях, проблемы медицинского образования, безопасность среды обитания и многое другое. Все эти проблемы должны быть грамотно сформулированы и представлены органам исполнительной и законодательной власти, поэтому совет создан из высококвалифицированных специалистов, способных очертить проблему, выявить ее причину и предложить возможные пути ее решения.
Игорь ГЕРИЧ, начальник Главного управления здравоохранения Львовской областной государственной администрации:
— Разбалансированная вертикаль управления отраслью, закон о местном самоуправлении, раздельный Бюджетный кодекс невероятно усложняют решение очень многих вопросов, непосредственно относящихся к компетенции Министерства здравоохранения. Созданный орган ликвидирует этот разрыв между узковедомственным министерством и общегосударственными структурами, консолидирует усилия общества для принятия стратегических и локальных решений по финансированию, реформированию и администрированию системы охраны здоровья. Кроме того, у широкой общественности появится реальная возможность корректировать значительную часть решений, вносить свои предложения, которые в высших эшелонах власти в обычных условиях не могут быть услышаны, а тем более, учтены при разработке тех или иных документов. Именно по этой причине нередко появлялись законодательные акты, правильные политически, но практически не выполнимые на практике.
Василий ЛАЗОРИШИНЕЦ, заместитель директора Института сердечно-сосудистой хирургии им. Н.Амосова АМН Украины:
— Очень важно, что появилась возможность решать конкретные задачи на самом высоком уровне. К примеру, вопросы, вынесенные на повестку дня следующего заседания Нацсовета, которое состоится в присутствии президента, касаются насущных проблем нашего здравоохранения: бюджета отрасли и 49-й статьи Конституции, провозглашающей право граждан на бесплатную медицинскую помощь. Мы не можем всех лечить бесплатно, выделяя при этом 3,8 процента ВВП на здравоохранение. Это обман людей, которые верят Конституции. Если и гарантировать бесплатное медицинское обслуживание, то лишь определенных групп людей: скажем, детей до 18 лет, пенсионеров, инвалидов и других незащищенных слоев населения — за всех работающих же пусть платят предприятия, как это делается практически во всем мире. Передовые страны выделяют на медицину намного большие суммы — 8—13 процентов от ВВП. А в декларации ВОЗ записано, что страна, направляющая на нужды здравоохранения меньше пяти процентов ВВП, обречена на вымирание. Собственно, это и происходит сейчас в Украине. Если мы будем собираться и обсуждать эти проблемы на уровне президента, то у страны, наконец, появится шанс.