НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА

26 октября, 2001, 00:00 Распечатать

Автомобиль с отказавшими тормозами мчится на толпу людей, неся им неминуемую смерть и увечья. Остановить его нельзя, можно только развернуть в сторону, где стоит один человек...

Автомобиль с отказавшими тормозами мчится на толпу людей, неся им неминуемую смерть и увечья. Остановить его нельзя, можно только развернуть в сторону, где стоит один человек. В ситуации, неоднократно моделировавшейся в различных психологических экспериментах, большинство испытуемых недрогнувшей рукой крутили руль автомобиля, обрекая на смерть ни в чем не повинного человека. При этом, если та же самая задача несколько видоизменялась и появлялась возможность остановить этот автомобиль, толкнув под его колеса того же самого человека, количество способных сделать такой выбор резко сокращалось. Казалось бы, ситуация аналогичная: возможность пожертвовать жизнью одного человека ради того, чтобы спасти жизни многих людей. Однако, как оказалось, первый и второй варианты выхода из нее предполагают участие совершенно различных участков головного мозга.

В статье, которая появилась в журнале Science в сентябре этого года, утверждается, что в первом случае, когда речь идет о нажатии на кнопку или же о повороте руля, активизируются области мозга, ответственные лишь за память. А вот во втором случае отмечается слишком сильное возбуждение тех областей, которые отвечают за эмоции, в результате чего подавляется деятельность нейронов в центре памяти. Исследование проводил принстонский аспирант-философ Джошуа Грин, предлагая двум группам по девять человек решать 60 моральных дилемм в то время, как специальные приборы регистрировали перераспределение кровотока между различными отделами головного мозга. О том, какой национальности и какого вероисповедания были испытуемые, в статье не говорится, однако именно эти вопросы взволновали научную общественность в связи с терактами в Америке. Ведь не исключено, что активизировать эмоциональные центры у людей различных культур могут совершенно разные обстоятельства. По крайней мере, отношение к проблеме абортов и эвтаназии в разных странах показывает, как сильно отличаются представления людей о добре и зле. По всей видимости, исследования, посвященные нейрофизиологии этики и морали, в ближайшее время будут продолжены.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно