Прообраз лазерного оружия в «Гиперболоиде инженера Гарина» Алексея Толстого… Термин «робот», введенный Карелом Чапеком… Горизонты трансплантологии, встающие в «Голове профессора Доуэля» Александра Беляева… Кругосветные экскурсы подводных лодок, когда их еще не было и в помине, предсказанные Жюлем Верном… Свою книгу «Путь к нооэтике», изданную недавно Одесским медицинским университетом (2008 г.), Валерий Запорожан начинает с этих примеров. Предположения не оказались ошибочными. Но двадцатый век, сделавший фантастику научной явью среди лишь вчера даже не гипотетических позиций, породил и оборотную сторону рывка цивилизации — беспрецедентное загрязнение окружающей среды, преимущественно за счет химического прессинга, генетические поломки на этом фоне, эпидемию стрессов.
Собственно такие противоречия — прогнозируемое явление. Не случайно академик В.Вернадский в противовес стихийному развитию человечества выдвинул положение, что лишь следование мысли о преобразовании биосферы, обычно «оболочки» цивилизации, в ноосферу — сферу разума — введет человечество в необходимое безопасное русло. Приводя в контексте своих рассуждений слова В.Вернадского «Первопричина кризиса — известный конфликт материального и духовного в человеке», В.Запорожан резонно развивает положение о ноосфере логическим постулатом о том, что только новая градация суммы достаточно прогрессивных этических формул — биоэтики в нооэтику, этическое опережение и сопровождение подхода к жизни как к функционированию в ноосфере одушевит и эту воображаемую и вместе с тем совершенно реальную всеобъемлющую субстанцию бытия в наступившем третьем тысячелетии.
Почему именно врач, ученый-медик в этой неординарной книге выдвигает, в сущности, контуры нового этического учения и даже, пожалуй, неведомой ранее этики? Видимо, тут есть, по крайней мере, две причины. Обе они в определенной мере обрисованы в предисловии к книге, автором которого является Казимир Имелинский, президент Международной академии А.Швейцера. Академик АМН Украины Валерий Запорожан, клиницист в области репродуктивной медицины, для решения сложных проблем своей специальности инициировал интеграцию в нее ряда современных эндоскопических малоинвазивных технологий, включая и лазерные. Затем последовали молекулярно-генетические и клеточные технологии. Это абсолютно реальный пролог современной генетической медицины. Новации ученого не остались вещью в себе еще и потому, что уже около 15 лет возглавляя известный медицинский университет, он своим энтузиазмом и образованностью генерировал и импульсы у своих коллег в плане этического осмысления новых явлений.
Так, за вводной главой «Человечество и его проблемы» следуют главы «Человек и окружающая среда» о человеке в космосе и океане, а также в мире урбанизации. В разделе «Человек и болезнь» автор касается ряда приоритетных медицинских проблем — кардиологии, онкологических и инфекционных аспектах нынешних реалий. Глубокого анализа заслуживает содержание главы «Генетическая медицина», где автор в образном стиле научной публицистики излагает такие подразделы, как «Стволовая клетка: панацея или авантюризм?», «Дети из пробирки», «Трансгенные продукты». А завершает труд глава «Гармония жизни», опять-таки с уточняющими линиями — от основ долголетия до трактовки красоты как фактора, но иногда и антифактора, здоровья.
Говоря о сущности и значимости здоровья, он акцентирует внимание на социальном благополучии, под которым подразумевается «возможность найти свое место в социуме и получить признание». А также на интеграции социального, физиологического и духовного. В этом контексте интерес представляет авторская трактовка роли ущербной духовности общества как фактора риска заболеваемости и смертности. Понимание такой роли в наше скептическое время (подобное словосочетание, не утратившее смысл и ныне, принадлежит Николаю Пирогову) особенно значимо и диктует необходимость учитывать указанное обстоятельство в разработке мер первичной профилактики. Согласно нооэтике мир должен быть духовным, гармоничным и мы обязаны об этом заботиться. Ущербность духовности — фактор для здоровья и общества крайне негативный.
Надо сказать, что около 300 страниц книги — чрезвычайно насыщенный и в плане научной информации в чем-то уникальный текст, ибо источники во многом первичны. Издание заслуживает внимательного прочтения, поэтому наша цель — попытаться прежде всего выделить доминантные акценты. Итак, остановимся на некоторых из основных положений. По мнению автора, главное требование нооэтики заключается в том, чтобы гуманистические цели «преобладали над научно-исследовательскими, коммерческими, необдуманно потребительскими». При этом инструментом нооэтики должны быть ограничительные мероприятия. Что касается формирования нового отношения к природе, чувства персональной и социальной ответственности за состояние био- и ноосферы, то гуманное отношение (мы бы добавили — гуманистическое) к природе должно на практике «приобрести такое же моральное значение, как и отношение человека к человеку». В этом смысле автор разделяет мнение известного ученого-генетика Н.Бочкова о том, что генетика должна стать философией современной медицины. А следовательно, в немалой степени и жизни. При этом он указывает, что технологии ХХІ века — генетика, нанотехнологии, робототехника — во много раз опаснее химического и биологического оружия, созданного в прошлом веке. И добро, и зло, и страх, и средства против страха — все это результат интеллектуальной деятельности человека. Очевидно, что грядет альтернативная цивилизация. Нооэтика подразумевает, что человечество ускорит движение от мира вещей в мир духовных ценностей.
Что же нас ждет? Автор, например, пишет, что строящийся гидрополис в Персидском заливе с основным корпусом на глубине 20 метров под водой и подводной территорией в 260 га — символ одного из прорывов в будущее. Но он напоминает о лечении воздухом и солнцем, о потенциале грязелечения, ссылаясь на некоторые каноны тибетской и китайской медицины. Таким образом, новое, в плане утверждения нооэтики, это в чем-то и запыленное флером цивилизации старое.
Завершает свой труд В.Запорожан таким интересным наблюдением: «В силу своей профессии мне хотелось бы отметить особую красоту женщины в период беременности. На протяжении веков беременным женщинам надлежало стесняться своего положения. К счастью, ситуация изменилась. В последнее время поднялся статус беременной, беременность для женщины стала радостью и гордостью, которой хочется поделиться с миром. Это самое прекрасное состояние женщины, которая реализует свое божественное предначертание».
На наш взгляд, эта неординарная книга, которую можно определить и как лекарство против страха, представляет собой своеобразный учебник или руководство, написанное в новом стиле, и не только для будущих врачей.