Лекарства от кризиса

26 мая, 20:26 Распечатать Выпуск №20, 26 мая-1 июня

Украинский фармрынок демонстрирует рост и стремление к развитию. Мировые тренды предоставляют отечественным компаниям редкий шанс для совершения рывка в бизнесе

Пока украинская экономика только выходит из спада, фармацевтическая отрасль словно находится на другой планете. Рынок растет, растут и прибыли основных игроков. Более того: растут инвестиции в развитие. В планах – расширение производства, слияния и поглощения, партнерство с мировыми гигантами.

И эти планы вполне реалистичны: нынешние мировые тренды весьма благоприятны для стран с развивающимися фармрынками. Если украинские фармацевты сумеют воспользоваться этими трендами, в ближайшие годы отрасль будет переживать бум.

Вперед и вверх

За 2017 год объем продаж фармпродукции в Украине вырос на 20% – до 70 млрд. грн. В натуральном выражении тоже зафиксирован рост – на 7%, до 1,224 млрд. упаковок. Порадовали и финансовые результаты крупнейших игроков. Чистая прибыль компании "Фармак" составила 839 млн. грн., фармацевтическая фирма "Дарница" получила 342 млн. грн. прибыли, "Киевмедпрепарат" и "Галичфарм", входящие в состав корпорации Arterium – 38,7 и 38,5 млн. грн соответственно.

На достигнутом компании явно останавливаться не собираются. "Фармак" готовится к открытию опытного участка и лаборатории по производству биофармацевтических субстанций. Борщаговский химфармзавод (БХФЗ) намерен инвестировать в расширение производства 176 млн грн.. "Дарница" ежегодно инвестирует в развитие 10% валового дохода, и в настоящее время разрабатывает 50 новых препаратов, которые выйдут на рынок в течение трех лет.

Но главное – отечественные фармацевты активно выходят за пределы Украины. Так, руководство "Фармака" заявило о намерении приобрести одно из предприятий в Восточной Европе. Или даже несколько предприятий, если сделка уложится в бюджет 50-100 млн евро. "Наращивать присутствие на европейском рынке — стратегическая цель компании", - объяснила глава наблюдательного совета "Фармака" Филя Жебровская.

Фармацевтическая фирма "Дарница" идет другим путем. По словам гендиректора компании Светланы Диденко, в ближайшие полгода "Дарница" сосредоточится на поиске зарубежных партнеров для совместных проектов.

"Нас интересует стратегическое сотрудничество в сфере разработки и внедрения в Украине новых, современных и высокоэффективных лекарственных препаратов", – сказала Диденко в интервью изданию mind.ua. Кроме этого, "Дарница" не исключает своего участия в сделках M&A и на украинском рынке.

БХФЗ, в свою очередь, первым среди украинских производителей зарегистрировал собственную субстанцию в Евросоюзе. В этом году предприятие отгрузит первую крупную партию экстракта белладонны, из которого в Португалии будут производить лекарственные препараты.

 

Свое дороже

Вместе с тем, украинские фармацевты признают: выход на европейский рынок для них – сложный процесс. И не только из-за затянутой бюрократической процедуры аудита и подготовки досье. "Гораздо труднее сломать отношение к Украине как стране третьего мира. К сожалению, это чувствуется", – объяснил коммерческий директор БХФЗ Евгений Сова в интервью изданию delo.ua.

Сейчас Украина с объемом годового экспорта $  180 млн. занимает 61-ю строчку в мировом рейтинге экспортеров фармпродукции. В десятке основных направлений продаж – бывшие республики СССР за исключением разве что Вьетнама. Первое место среди импортеров украинских лекарств с большим отрывом занимает Узбекистан, а единственный представитель Евросоюза, Латвия, находится на 10-й позиции со скромным объемом импорта $  3,7 млн.

Основной рост украинской фармации пока будет происходить за счет внутреннего рынка, потенциал которого огромен.

Во-первых, несмотря на обилие аптек в Украине, население все еще тратит очень мало денег на лекарства. Средний украинец покупает препаратов на $  62 в год, тогда как канадец – на $  587, а британец – на $  501. Даже у бывших соседей по СССР эти показатели выше: в Эстонии – $  244, в Беларуси – $  101.

Во-вторых, Украина импортирует лекарств на $  1,6 млрд. в год, и значительная часть этого потока может быть заменена отечественными препаратами. Украинские лекарства чаще всего дешевле импортных аналогов в 4-16 раз, но пациент о них мало знают.

При успешном ходе медреформы повысится доверие украинцев к отечественной медицине, и, как следствие, вырастут продажи рецептурных препаратов. В переводе на простой язык, если пациент будет обращаться к врачу, а не просить напрямую в аптеке "что-нибудь от головы", это отнимет часть рынка у дорогих зарубежных препаратов, раскрученных с помощью агрессивной телерекламы.

В-третьих, значительный потенциал для роста имеют госпитальные закупки. Сейчас они занимают лишь 13% в общем объеме продаж лекарственных средств в Украине. Но вскоре ситуация должна измениться.

Медреформа повысит государственные расходы на здравоохранение до 5% ВВП, тогда как ранее из бюджета на эти нужды выделяли не больше 4%. Кроме того, в 2017 году стартовала программа реимбурсации некоторых аптечных препаратов. В текущем году на компенсацию стоимости лекарств выделят 1 млрд. грн.

 

Вторая жизнь

Главный критерий, по которому украинский потребитель может сделать выбор в пользу отечественного препарата – цена. И здесь украинским фармацевтам поможет глобальный тренд, который называется patent cliff, патентный обрыв. В последние годы один за другим заканчиваются сроки действия патентов на препараты, разработанные лидерами мировой фарминдустрии.

Речь идет о так называемых "блокбастерах" с объемами продаж более $  1 млрд. в год. Среди них – противоопухолевое средство Rituxan от F. Hoffmann-La-Roche, препарат для стимулирования роста лейкоцитов Neulasta от Amgen Inc., противоэпилептическое средство Lyrica от Pfizer.

Patent cliff открывает возможности для производства генериков – авторизированных копий оригинальных препаратов. Это – уникальный шанс для стран с развивающимися фармацевтическими рынками, в том числе и для Украины. Генерики существенно дешевле оригиналов, что крайне важно для украинских потребителей.

Кроме того, правительства многих стран сейчас стремятся оптимизировать государственные расходы на здравоохранение, поэтому будут обращать больше внимания на дешевые генерики при бюджетных закупках. Компания PwC в своем прогнозе до 2020 года видит именно генерики основным драйвером роста фармацевтических продаж.

Разработка и регистрация генерика занимает гораздо меньше времени, чем создание оригинального препарата. А партнерство украинских фармацевтов с зарубежными компаниями позволит еще больше сократить эти процедуры – на это, к примеру, рассчитывает "Дарница".

Для украинской фармацевтики наступает время роста. Уже сейчас по показателю средней зарплаты эта отрасль уступает только авиации, а капитальные инвестиции в отечественную фарму за последние 7 лет выросли на 18% при среднем показателе для других отраслей – 13%. В 2018 году 115 украинских производителей фармпродукции с большой вероятностью покажут еще лучшие результаты. А громкие новости с рынка, скорее всего, начнут поступать уже этим летом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно