КУПЛЮ «СТАРУЮ» ПИЩУ. ДОРОГО

Поделиться
В ежедневной суете мы порой забываем об истине: «Человек есть то, что он ест». В итоге содержимое на...

В ежедневной суете мы порой забываем об истине: «Человек есть то, что он ест». В итоге содержимое наших тарелок нередко можно сравнить с ящиком Пандоры: кто знает, чем «напичканы» необычайно яркие помидоры, вкусная картошечка, и что помимо мяса вошло в состав тех же сосисок?.. Многие доверчиво полагаются на производителей и контролирующие государственные структуры — дескать, им по долгу службы полагается об этом думать. Вместе с тем на нас, потребителях, тоже лежит ответственность за наш выбор на рынке, за правильное хранение и потребление пищевых продуктов.

Информировать — не рекламировать

Выбор потребителя начинается с этикеток и упаковок. Так будем же внимательны! Если информация на баночке с маслинами исчерпывается сведениями «Сделано в Испании» и «Это лучший продукт», сделать такую покупку будет верхом неосмотрительности. Если на упаковке вы не можете разобрать текст, написанный мелким бисером, да еще черным цветом на темно-синем фоне, знайте: вас не уважают. Некоторые изготовители жалуются, мол, на упаковках полагается размещать слишком много информации. Однако часто большую часть этикетки занимает рекламная картинка, а для информирования потребителя отведена совсем незначительная площадь.

Маркировка все чаще превращается в рекламу — к такому выводу пришли специалисты Украинской ассоциации потребителей и Института потребителя. А это недопустимо, так как нарушает право потребителя на доступную информацию. Ассортимент продукции на рынке велик. Если хотите, чтобы вас уважали как потребителя, не отдавайте предпочтение и деньги изготовителям, пренебрегающим вашим правом и достоинством. Ведь на самом деле мелкий шрифт — не мелочь, как может показаться некоторым. Многие производители мясной продукции, колбас и сосисок перешли на выпуск продукции по техническим условиям предприятия, отказавшись от ГОСТов. Вот почему потребители ищут и не находят «Докторскую» колбасу «как по два двадцать», «Детскую» — «как раньше» и так далее. Небезынтересно и то, что ознакомиться с техническими условиями на выпускаемую продукцию не представляется возможным: они — собственность производителя. Словом, с уважением к потребителю в нашей стране еще много проблем.

Не пейте пиво «генное»!..

Трансгенные или генетически модифицированные организмы (ГМО), о которых отечественный потребитель лет десять назад даже не подозревал, в отличие от своих «чистых» собратьев содержат чужой ген. К примеру, сою обогащают геном петуньи (это делает ее устойчивой к насекомым), картошку — геном почвенной бактерии (из-за этого ее стебли и листья сами вырабатывают пестициды, смертельные для колорадского жука). Генетики так увлеклись подобным скрещиванием, что попытались в помидор ввести ген рыбы, а в лосося — ген роста форели. Правда, помидор не стал морозоустойчивым, а лосось получился большой, но с мясом... зеленого цвета. Однако неудачи ученых не огорчили. Они создали кофе без кофеина, клубнику с пониженным содержанием сахара, супернасыщенный крахмалом картофель...

Результаты этой научной революции незаметно вышли за стены генно-инженерных лабораторий. В США, по некоторым оценкам, 60% пищи — генетически модифицировано. Ученым удалось видоизменить более 120 видов растений и несколько десятков видов животных и насекомых. Даже пиво может содержать ГМ-организмы. Многие разновидности дрожжевых культур были модифицированы для ускорения процесса ферментации при производстве пива и хлеба. Однако исследование ГМ-дрожжей, содержащих гены, ответственные за переработку глюкозы, показало: они аккумулируют мутагенное и высокотоксичное вещество метилглиоксал, и этот опасный побочный продукт жизнедеятельности дрожжей может оказаться в пищевых продуктах. Данный пример в очередной раз доказывает, что продукт, в производстве которого задействованы генетически модифицированные организмы (бактерии, дрожжевые культуры или растения), может претерпеть опасные изменения, в его составе могут появиться новые или уже известные токсины.

Аргументы сторонников ГМО основаны на дешевизне и высокой урожайности ГМ-продуктов, возможности накормить весь мир и преодолеть бедность и голод во многих странах. И в отношении безопасности ГМО их позиции достаточно оптимистичны. В то же время общественность многих стран проявляет серьезное беспокойство в отношении ГМ-продуктов как недостаточно изученных и представляющих опасность и риски для всех живых организмов. Экологи бьют тревогу, так как процессы переноса пыльцы ветром, птицами и насекомыми остановить нельзя. Медики также обеспокоены, в частности, аллергическими реакциями, спровоцированными пищевыми продуктами с неизвестными генами.

ГМО по-украински: кот в мешке

Безусловно, со временем на многие неразрешенные сегодня вопросы будут получены ответы. Но когда это произойдет, не знает никто. Отстаивая интересы потребителей в отношении ГМО, Украинская ассоциация потребителей и Институт потребителя определили своей главной задачей добиться законодательного закрепления маркировки продуктов, их содержащих. Такой подход реализован в Евросоюзе, где потребители имеют возможность видеть на этикетках обозначения типа «свободен от ГМО» либо указание процентного содержания ГМ-материала в продукте. Благодаря поддержке ученых, экологов, а также Федерации профсоюзов Украины, представителям УАП и Института потребителя удалось «донести голос потребителя» до депутатов Верховной Рады. Таким образом, с начала 2002 года обязательная маркировка продуктов, полученных с применением методов генной инженерии, предусмотрена Законом Украины «О защите прав потребителей» и Законом Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья». Но недолго потребители Украины праздновали победу. По сей день вы не найдете на упаковках отечественных продуктов информацию о содержании или отсутствии в них ГМО.

Между прочим, в сентябре 2002 года Украина присоединилась к Картахенскому протоколу о биобезопасности, в соответствии с которым осуществляется международный контроль над живыми измененными организмами — ЖИО. Именно такое название генетически модифицированных организмов ученые всего мира считают наиболее правильным. Картахенский протокол базируется на принципе использования предупреждающих мер по отношению к ЖИО. Следуя логике этого протокола, потребители Украины также готовы придерживаться принципа предосторожности в отношении ГМО (ЖИО), а, значит — выбирать пищевые продукты по своему усмотрению. Особенно с учетом чернобыльских последствий, состояния окружающей среды и здравоохранения в Украине, социальных факторов и т.п.

Многие украинские ученые придерживаются мнения о целесообразности использования европейского подхода при определении количественных показателей ГМ-компонентов в пищевых продуктах. Действующие же в ЕС правила по отношению к «новым» пищевым продуктам достаточно строги. Так, законодательство ЕС требует считать генетически модифицированным организмом такой, в котором содержится от 0,9% ГМ-компонентов и выше. Кстати, до 1 января 2004 года этот показатель составлял 1,0%. Как видим, имеет место тенденция ужесточения нормы.

Старый — значит качественный

Термин «новые продукты» широко распространен в Европе, где существует даже раздел законодательства по новым продуктам питания и новым пищевым ингредиентам. Законодательное регулирование включает многие аспекты, касающиеся новых пищевых продуктов, в частности, их маркировку.

Термин «старые» специалистами по отношению к пищевым продуктам не употребляется, но де-факто такие продукты существуют и переживают свое, если можно так выразиться, возрождение. Речь идет об органических продуктах (ОП). Это продукты, которые выращиваются без применения химикатов. Сегодня ОП уверенно продвигаются на потребительский рынок Европы, США, Канады и других стран. Спрос потребителей на «органику» неуклонно растет, и рынок отвечает увеличением предложения: ежегодно сектор ОП дает двадцатипятипроцентную прибавку в «весе». Кстати, сегодня фермеры используют в 30 раз больше пестицидов, чем они делали это в 1945 г., но несмотря на это, часть урожая, пожираемого вредителями, увеличилась на 20%. Из 28 наиболее используемых пестицидов, по меньшей мере 23 являются канцерогенами. Во всем мире сельским хозяйством ежегодно расходуется около 1,86 млрд. кг пестицидов. 60% всех гербицидов, 90% всех фунгицидов и 30% всех инсектицидов являются канцерогенами. Если бы обычная семья полностью перешла на потребление органических фруктов, овощей и круп, это позволило бы сократить на 5—6% загрязнение воды, на 9—12% загрязнение воздуха и на 24% — потребление воды…

Для оздоровления почвы практикующие «органические» методы ведения сельского хозяйства высевают специальные культуры, благоприятно влияющие на улучшение ее свойств. Как правило, для очищения и обогащения земли требуется не менее трех лет. Используется принцип соседства растений, когда рядом растущие культуры оказывают позитивное взаимное влияние, как бы заботятся друг о друге. Эффективен и другой метод — природного антагонизма, при котором происходит природная нейтрализация присущих двум соседним культурам насекомых: они попросту поедают друг друга. В органическом животноводстве не используются антибиотики и гормональные препараты, поскольку они несовместимы с производством здоровых продуктов. Современное органическое производство построено на сочетании традиционных, «дедовских» (в самом уважительном понимании этого слова) методов и современных технологий, позволяющих вести масштабный производственный процесс.

Бытует мнение, мол, цена на органические продукты очень высока. Но практика многих стран свидетельствует, что это не совсем так. В Европе, к примеру, разница в ценах довольно существенная, что объясняется фермерским характером производства. В странах, где используется корпоративный подход, разница в стоимости менее ощутима. В этом убеждает и опыт США, где промышленная основа ведения органического производства позволила практически уравнять в ценах органические и неорганические продукты. Органическое растениеводство и животноводство позволяют развивать производство биогумуса — удобрения, спрос на которое постоянно растет. Такой «бизнес в бизнесе» также может стать эффективным механизмом снижения стоимости органических продуктов. Востребованность ОП во многих странах мира открывает перспективу для экспорта, что также может стать существенной поддержкой производителю, в том числе в политике оптимальных цен на отечественном рынке.

ОП. На перспективу?

Каковы же перспективы Украины в развитии рынка органических (биологических) продуктов? Министерством аграрной политики Украины разработана Концепция развития органического сельского хозяйства, ведется разработка проекта закона об органических продуктах. В ряде регионов имеются хозяйства, ставшие на путь органического производства и вырабатывающие чистую продукцию. На данном этапе существенным осложняющим фактором для производителей является отсутствие в Украине системы сертификации органического производства. Это важно и для потребителей, которым необходимы гарантии «органичности» органических продуктов. Чем скорее появится и заработает отечественная система сертификации ОП, тем больше шансов у потребителей получить доступ к таким продуктам.

Часть украинской продукции, поставляемой на рынок частными производителями, надо полагать, может быть отнесена к органической. Но покупатели полагаются на волю случая, заверения продавцов и на свой потребительский выбор, опирающийся в основном на внешние признаки продуктов. Ведь овощи и фрукты большинство из нас приобретают на рынках, в том числе стихийных. Что касается мясных и молочных продуктов, то многие уже отказались от рискованных покупок и переориентировались на магазинную торговлю или официальные рынки, где осуществляется контроль продукции.

Безусловно, органические продукты гарантированного качества найдут своего покупателя и в Украине. Приверженность здоровому образу жизни расширяет круг людей, пересмотревших свои подходы к питанию, привычкам, а, значит, и покупкам.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме