Как добавить человечности в медицину

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Как добавить человечности в медицину © depositphotos / gpointstudio
Когда врач и пациент партнеры

«Знаю, что это безответственно и совсем не по-взрослому, но я редко обращаюсь к врачам. Независимо от того, кто это будет: стоматолог, окулист, гинеколог или невролог. Пока не припечет, не иду. Я получила спинальную травму в ДТП. Я просто хочу чувствовать себя обычным человеком, а не «деточкой не колясочке», — это из истории моей коллеги Натальи.

Почти ежедневно я работаю с конфликтами между пациентом и врачом, ищу ответы на вопросы, как изменить отношение врача к пациенту и наоборот; как научить этих людей слышать друг друга; как разорвать замкнутый круг недоверия и отчаяния. 

Мы часто не доходим до врачей, потому что не хотим натыкаться на унижение и отсутствие базового уважения к себе, на сарказм и манипуляции. Именно из-за позднего обращения мы теряем много жизней, ведь на поздних стадиях болезни нередко врачи не могут помочь. Так что я верю, что доза человечности и эмпатии во врачебных кабинетах и коридорах в прямом смысле будет спасать жизнь. 

Я осознаю, что путь к партнерским отношениям между медицинскими работниками и пациентами долог и тернист, ведь он потребует изменения поведения обеих сторон. Но верю, что мы сможем создать пространство для отношений, где найдется место для эмоциональных потребностей, где уважают разность, а люди слышат друг друга. 

История Наталии не только о жизни человека в коляске. Она о любом из нас. 

«К каждому визиту к врачу я готовлюсь заранее. В моей голове куча запланированных вопросов: «что сказать?», «какие слова подобрать?», «готова ли я сегодня видеть растерянного врача?». На самом деле я хочу быть уверена, что в медицинском учреждении сотрудники будут ко мне приветливы, и я получу помощь. И мне не придется вместе с помощью телу еще долго залечивать душевные травмы от всего услышанного и пережитого.

Отсутствие такта и эмпатии бьет больнее, чем отсутствие доступа в туалет. Я обязательно услышу от врачей, медсестер и санитарок слова сочувствия по поводу моей нелегкой судьбы инвалида, услышу о героизме моего мужа, который до сих пор не оставил меня: «Что, так и не можешь ножкой шевелить?» Меня называют «деточкой на колясочке» и говорят: «Бог мой, как ты живешь?» Я хочу, чтобы меня избавили от необходимости выслушивать весь этот поток сознания. Чтобы обо мне говорили «человек с инвалидностью», а не «инвалид». Чтобы люди, которые работают в больнице, могли отделить хамство от эмпатии, собственные суждения от вежливых фраз, тактичность от беспардонности.

Прием у невролога. Врач лишь раз на меня посмотрела. Дальше в течение всего осмотра она прятала глаза, смотрела куда угодно, только не на меня. Говорила с медсестрой, с моим мужем, но не со мной. Я чувствовала себя человеком с глубокой умственной отсталостью. А когда к этому же врачу я обратилась, чтобы получить справку для «Укрзалізниці», она умудрилась переписать на клочок бумаги А6 почти весь медицинский вывод о моей травме и всех сопутствующих заболеваниях. К тому времени я сама еще не осознала и не приняла все пункты списка, не то чтобы делиться этой информацией со всем миром и «Укрзалізницей». И врач эта возмутилась, когда мы попросили ее переписать и упомянуть лишь то, что я не могу ходить и вынуждена пользоваться коляской. Я хочу, чтобы такие мелочи стали важными. Чтобы мне смотрели в глаза. И еще хочу, чтобы разговаривали со мной, потому что я — человек.

Прием у гинеколога. Обычно врач задаст типичные (но не все!) вопросы и запишет ответы. Когда узнает о сыне, почему-то обязательно вздохнет с облегчением и скажет: «Как хорошо, что есть ребенок». Даст понять, что тебе даже не следует думать о детях, а потом с удовольствием и демонстративным облегчением попрощается, так и не осмотрев. Негде осматривать. Ведь оборудование для пациенток с травмами спинного мозга не предусмотрено. Мы приглашаем моего мужа. Он высаживает меня на то проклятое кресло. Потому что другого нет. Я хочу, чтобы было удобно и мне, и врачу, и чтобы мы не просили ни у кого помощи. 

Из-за бюрократических требований мне приходится по несколько недель регулярно лежать в госпитале. На этот период в госпиталь я ложусь вместе с мужем. Потому что, несмотря на ненормативный пандус при входе и широкие двери без порогов у палаты, я не всюду доберусь самостоятельно. Но доступность не самая большая проблема. 

Раньше я плакала, потом сердилась и грубо отвечала, теперь это все меня либо веселит, либо раздражает. Но я точно знаю, что заслуживаю большего уважения. Я заслуживаю человечного отношения и капли эмпатии. Потому что я — человек». 

Так что надо изменить, чтобы у Наталии и всех нас не было негативного травматичного опыта в стенах больниц и в конкретных случаях общения с врачами, медсестрами и другими медицинскими работниками? 

Во-первых, вспомнить, что человек — больше, чем его диагноз. Пациент — больше, чем его тело. Врач — больше, чем его профессия. 

Во-вторых, популяризировать и ввести человеко-центрированный подход в медицинской системе Украины. В разных источниках название этого подхода различается — человек- и пациент-центрированный или -ориентированный подход, биопсихомедицинская модель, подход, ориентированный на отношения. 

Но, независимо от названия, содержание не меняется: человечность, сопереживание, эмпатия и сочувствие — вот основные столпы в общении врача и пациента. Со всеми оттенками, отражающими разнообразие человеческих характеров, настроений и чувств, они непременно должны быть в отношениях между врачом и пациентом. 

Речь идет не только об изменении поведения врачей и всех медработников. Пациентам придется брать больше ответственности за решения в отношении своего здоровья, а врачам — делиться ею с пациентами. Обеим сторонам нужно больше слушать и больше уважать друг друга. А главное — работать над умением коммуницировать.

Моя вера произрастает из почвы реальных изменений. В 2021 году два медицинских учреждения высшего образования в Черновцах и Ровно запустили преподавательский курс «Человечность и эмпатия в здравоохранении» для будущих врачей и медсестер. Это стало реальностью благодаря общей работе 15 преподавателей медицинских вузов в рамках украино-швейцарского проекта «Развитие медицинского образования». 

Этот курс — наша инвестиция в новую реальность, где пациент и врач — партнеры. Вместе борются с болезнями, спасают жизнь и создают здоровье. А не тратят силы на борьбу друг с другом…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме