Лирическое отступление
Юбилейные статьи напоминают нечто среднее между автобиографией и некрологом. И для того, чтобы быть дальше от последнего, стоит самому написать о себе. Ведь, во-первых, я, как и каждый, убежден, что неплохо знаю себя; во-вторых, в юбилейных статьях обычно чрезмерно хвалят, преувеличивают, а это вызывает ощущение душевного дискомфорта. Итак, я открываю жанр «юбилейного самообслуживания».
Время стремительно несется, и чем старше становишься, тем острее воспринимаешь вихрь уходящего времени; понимаешь, что для тебя это категория уже не относительная, а абсолютная. Когда А.Эйнштейна попросили очень популярно объяснить сложнейшую теорию относительности, то он сказал: «Ничего нет проще. Смотрите, как стремительно проносится жизнь и как медленно тянется время до обеда». И все же есть средство если не повернуть время вспять, то во всяком случае ощутить его протяженность. Это, во-первых, интересные люди, дела, эмоции; во-вторых, память и воспоминания; в-третьих, мысли о будущем, желания и стремления, которые с возрастом становятся все более значительными и менее досягаемыми.
Существует т.н. закон Рибо - пожилые люди часто забывают недавнее, но отчетливо вспоминают давнее, прошлое, пережитое. Не зря мемуары пишутся в возрасте, когда уже много пережито и многое вспоминается. Быть может, природа специально сделала так, что в конечном итоге нельзя уйти от себя, нельзя забыться и каждый рано или поздно предстанет перед судом своей собственной памяти. Пережитое напоминает тебе, когда кажется, что ты от него удаляешься. Для меня это была война. Почти как в популярном киносценарии. 21 июня 1941 год. Выпускной вечер в школе, а в ночь с 21 на 22 июня я выезжаю из Житомира в Киев поступать в Медицинский институт. Шесть часов утра, поезд двигается с места, провожающий отец на платформе, к нему кто-то подходит (как я потом узнал, ему сообщили о начале войны), и он бежит к вагону, прощальный, а как оказалось потом, зовущий взмах руки, бомбежка в Пост-Волынском под Киевом, и для меня началась новая самостоятельная жизнь. Затем студент, армия, фронт, в конце войны снова окончание Военно-медицинской академии. Тогда каждый день был мучителен всем происходящим, опасный и голодный, а сейчас в памяти - это светлое чистое - единство духа, веры, стремлений, сплошная идеализация, незапятнанная в большинстве случаев материальными устремлениями. Какой трагический парадокс - люди, не боящиеся ежеминутной смерти, готовые расстаться с жизнью, затем, после войны, в делах, обществе стали бояться всего, как будто бы неволя слаще свободы. Почему уже потом, в мирное время, даже уже после кошмаров Сталина каждый из нас не стал Сахаровым? Ведь то, что говорили диссиденты в 60-х, кажется нежным воркованием, невинными намеками в сравнении с тем, что говорится сегодня на странице каждой газеты, в каждой телепередаче. А. Чаадаев писал: «Нельзя любить Родину с закрытыми глазами». Надо было уметь видеть, а не просто верить. Ведь истинная вера не терпит вопроса «почему?». Очевидно, формировавшиеся не десятилетиями, а столетиями ментальность, полная зависимость каждого от строя; боязнь не только за себя, но и за близких; вера в неизменность, могущество строя - это не забитость, не рабская психология, не отсутствие интереса к обществу, а замкнутость и вера. Ведь то, что делало поколение во время войны, после войны, действительно было героизмом. Народ в массе своей не знал вкуса, сладости истинной свободы. Часто наше поколение упрекают за ностальгию. Это не грусть по старым порядкам. Это неизбежное обращение к своей молодости. Когда в день Победы идет шествие ветеранов, а им в большинстве своем больше 70 лет, закройте глаза и представьте себе красивых, радостных юношей и девушек. Этого нельзя забыть. Ведь это они своими руками сделали то, чем пока еще, в основном, пользуется общество, а государство бездумно распродает. В Украине около 11 млн. пенсионеров. Со свободой, о которой и мечтать невозможно было, они обрели новую жизнь, но почему надо быть свободным и нищим? Ведь только у анархистов был лозунг «Дух разрушающий - есть дух созидающий».
Случайность или закономерность? Быть или не быть? Каждый мог и не быть. Рождение - великое таинство и основное событие в жизни. Родителей себе не выбирают. Мне повезло. Я родился в семье с одной удивительной особенностью - неиссякаемой, возведенной в культ тягой к труду и образованию. Город Житомир - район еврейской черты оседлости. «Черта оседлости» - это гетто , изобретенное российским царизмом. Очень небогатые родители моих родителей, не очень уж образованные, упорно добивались одного - дети должны учиться и лучше быть врачами. Эта тяга осталась в следующих поколениях, хотя в послевоенные годы это тоже было нелегко. Так появилась семья с несколькими десятками врачей, профессорами, в основном, клиницистами. Этот интересный феномен - то ли сила естественного отбора в человеческом понимании, то ли закон обратного действия, то ли неистребимое стремление к запретному, невозможному. У меня это сопротивление реализовывалось в яростном творчестве. Так, книгу, потом удостоенную премией А.А.Богомольца, я сел писать, когда узнал, что ВАК не утвердил меня в звании профессора; другую книгу, изданную потом немецкой Академией наук, я сел писать после того, как утром меня выбрали член-корреспондентом академии, а вечером по указанию ЦК партии вновь собрали отделение, чтобы провалить меня, - уникальный случай в истории академии.
Нас было четверо. Смерть всегда несправедлива. Если бы духовность, доброта, талант останавливали ее. Это было как будто вчера. Прошло почти три года, как ушла из жизни соавтор моей жизни и любимая. Раиса Фролькис была талантливым человеком, крупным биохимиком, профессором. Смерть разъединяет, но не разлучает. Думаю, что благодаря творческой обстановке дома, не только научной (я мечтал в юности стать дирижером, хотя знал, что буду врачом. Раиса поступала в театральный институт), обе дочери стали исследователями, уже известными в научном мире.
Творчество
и научная школа
Научное творчество - процесс не только рассудочный, но и эмоциональный. Увлечение и вдохновение, помноженное на знание, необходимы в науке. Когда думаешь, работаешь, пишешь, то кажется, что прикасаешься, делаешь, открываешь. Проходит время, и трезвость, и холодный разум, и взгляд на себя со стороны все ставят на свои места. Ни в одной области человеческого творчества, как в науке, не бывает так важно делать впервые. Повторение - бич науки; тратить силы, средства, деньги необходимо только на несделанное. Для этого необходимо знать. Раньше говорили, что открыть новый факт или выдвинуть новую теорию бывает легче, чем убедиться в том, что это никто не сделал до тебя. Современная информатика изменила эту ситуацию. В науке нельзя открыть впервые в стране, в Европе, все должно быть впервые в мире. В литературе, поэзии, живописи можно не торопиться обнародовать то, что сделано, ибо там все неповторимо. Д. Шостакович написал Тринадцатую симфонию. Одна ее часть была на слова Е.Евтушенко «Бабий яр». Я слышал, как он рассказывал, что министру культуры тех времен К.И.Фурцевой это показалось не созвучно времени и господствующей идеологии. Она предложила Д.Шостаковичу выбросить эту часть, иначе симфония не будет исполняться. Д.Шостакович отказался, ибо знал: пусть и не сейчас, пусть через годы, но она не устареет, она будет звучать. В науке нельзя работать в стол. Сделанное и не опубликованное будет сделано другим. Идеи витают в воздухе и приходят в голову сразу нескольким исследователям, ибо наука - плод закономерного развития человеческого мышления. Лауреат Нобелевской премии академик Л.Ландау, зная, что по проблеме сверхтекучести параллельно с ним работает группа немецких ученых, поспешил опубликовать принципиально важные выводы в газете «Правда».
Если собрать сто композиторов вместе, они не создадут «Лунной сонаты», если собрать сто художников, они не нарисуют «Моны Лизы». Научное творчество тоже индивидуально. Конкретная идея рождается в голове конкретного ученого, но для ее реализации требуется коллектив, а если идея, задача значительна, формируется научная школа. Руководитель научной школы больше напоминает кино-, а не театрального режиссера. Он стремится на основе отдельных фактов, наблюдений, кадров создать целостное представление. У него нет пьесы, а есть только наметки, сценарий, который в ходе работы все время меняется. Говорят, что я создал самую крупную в мире научную школу по геронтологии. Свыше 100 диссертаций и более 40 из них докторские. Среди моих учеников академики, профессора, руководители институтов, крупных коллективов. Я горжусь тем, что почти две трети руководителей отделов и лабораторий института геронтологии АМН Украины - мои ученики. Это академики и профессора О.В.Коркушко, В.В.Безруков, Л.Н.Богацкая, Н.С.Верхратский, Ю.Г.Григоров, Е.Н.Горбань, Ю.К.Дупленко, О.К.Кульчицкий, Т.Ю.Квитницкая-Рыжова, С.М.Кузнецова, А.Я.Литошенко, Х.К.Мурадян, В.В.Поворознюк. Научная школа, как саморегулирующаяся система с прямыми и обратными связями между учениками и учителем, которые в одинаковой степени важны. Интересно, что в человеческом плане нет соответствия между тем, что ты дал ученику, и его отношением к этому в будущем - это как бы «закон морально-научного несоответствия». Я не правлю работ учеников на бумаге, а пользуюсь диктофоном. Ведь легче продиктовать, чем долго и нудно писать. Есть ученики, которым я по наивности своей, а может, по какой-то творческой лихости продиктовывал большущие разделы их диссертаций. Оказалось, что некоторые из них потом редко появлялись у меня и т.п. Думаю, что это подсознательный комплекс неполноценности. После того как они стали докторами наук, профессорами, им неприятны, пусть и подсознательно, воспоминания о всем этом. Это единицы, а в большинстве я не знаю еще, кто кому должен быть более благодарен. Говорят, что с возрастом раньше всего угасает чувство благодарности. Это не так. Без них я ничего не смог бы сделать и безмерно рад, что они поверили мне, поверили избранному мною пути в науке, а порой и отношению к жизненным ценностям. Кто-то из молекулярных биологов сказал, что гены передаются не только по наследству, но и своим ученикам.
Никто не может объяснить, почему в голове возникает мелодия или поэтическая строка. В науке новая идея опирается на знание, умение, интуицию, и неизвестно, что важнее. Есть энциклопедически знающие ученые, творчески довольно беспомощные. Надо уметь видеть и знать то, что надо знать. Именно это рождает Павловых, Мечниковых, Богомольцев. Выдающийся физиолог А.А.Утомский открыл важнейшую закономерность деятельности мозга - доминанту. Доминанта - господствующий очаг в мозгу, притягивающий как бы на себя информацию, приходящую в другие отделы мозга. Доминанта лежит в основе творчества, желаний, любви и своего взгляда на жизнь, приводит к страстности, к упорству, к удовлетворению, не терпящих безразличия и равнодушия. Как важно, чтобы общество воспитывало в человеке духовную доминанту, доминанту добра и сладости свободы. Доминанту непрекращающихся желаний, определяющих качество жизни.
Качество жизни
Как-то лауреат Нобелевской премии, создатель химической физики, академик Н.Н.Семенов рассказал мне следующую историю. Во время сессии Академии наук он беседовал с другим лауреатом Нобелевской премии, крупнейшим физиком, академиком П.Л.Капицей. К ним подошел известный физиолог и темпераментно начал рассказывать об электрических явлениях в клетке. Когда он отошел, Н.Н.Семенов сказал П.Л.Капице: «Он думает, что знает, что такое электрический ток». На что П.Л.Капица ответил: «Более того, он думает, что мы знаем, что такое электрический ток». Этот разговор можно было бы перенести и на определение термина «здоровье». Как будто все ясно, но трудно сформулировать. Здоровье - это не просто отсутствие болезней. Все признают существование различий во множестве болезней человека. Когда же говорят о здоровье, то используют одно понятие - «норма». Это неверно, ибо здоровье, как высшая форма приспособления, имеет широкий диапазон. Вот почему правы были китайцы, говоря «здоровье здоровых». Действительно, можно быть здоровым в разной степени.
Здоровье - это гармония и высокий уровень физического, духовного и социального. Всемирная организация здравоохранения выдвинула лозунг «Здоровье для всех». В соответствии с этой программой, принятой в 1977 г., задача правительств состоит в достижении к 2000 г. всеми «жителями» Земли такого уровня здоровья, который позволит им жить продуктивно в социальном и экономическом плане». 2000 год на пороге, а прогнозы не сбываются; не сбываются не только в конкретном плане, но даже в мировоззренческом. Сейчас в Украине растет смертность, падает рождаемость, снижается продолжительность жизни, увеличивается число неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, инфаркт миокарда, инсульты, рак), растет число инфекционных заболеваний (туберкулез, сифилис, СПИД, гепатиты и др.), нарастает наркомания, алкоголизм, деформируются черты нашей цивилизации, исчезают многие духовные ценности, растет материальное неравенство в обществе. Всегда наиболее убедительны цифры. Они должны быть на столе у каждого государственного деятеля. Вот только некоторые из них. С 1990 по 1996 годы смертность в Украине увеличилась на 25,5% (с 12,5% до 15,5%). Сравните: в странах Африки она составляла в среднем 13,7%, в Европе 7,5%, в Азии 8,4%. Снижение уровня рождаемости и рост смертности в Украине приводят к возрастающей убыли населения. В 1996 г. прирост населения у нас в стране стал отрицательной величиной и стал равен - 6,5%, среди сельского населения - 8,5%. В целом по странам мира он положителен: в Африке +28,2%, в Америке + 14,6%, в Азии + 16,8%, в Европе + 9,4% (%, промиле - одна тысячная). У нас отрицательный прирост населения может стать национальной трагедией.
Многие годы у нас был моден лозунг «Здоровье народа - богатство страны». Обычное выражение старой идеологии: народ для государства, хотя верно обратное - государство для народа. Необходима государственная стратегия жизни, стратегия здоровья, выражающаяся положением «здоровье народа как критерий управления страной». Цель государства - сделать максимально для роста качества жизни, здоровья своих граждан. Все политические партии декларируют бесспорные положения типа «мир народам», «здоровье нации» и т.д. Однако при этом не предлагается экономических и нравственных основ для реализации этих лозунгов. Здоровье населения на 45-55% определяется образом жизни, питанием; на 17-20% внешней средой, в частности условиями труда, материально-бытовыми факторами, экологией, на 15-20% наследственностью, на 8-10% - зависит от здравоохранения. Из этого необходимо исходить при определении стратегии здоровья. Чем выше доля национального дохода на душу населения в стране, чем гуманистичнее его распределение (человек, медицина, наука, культура), тем выше уровень здоровья населения, тем больше продолжительность его жизни. Затраты на систему медицинской помощи на душу населения в год в США в 200 раз, в Канаде и Германии в 75 раз больше, чем в Украине.
В США в 1990 г. выдвинута национальная программа «Здоровье народа 2000». В ней совершенно правильно выделяются 3 подхода к улучшению здоровья: 1) health promotion - обеспечение здоровья; 2) health protection - защита здоровья; 3) preventive services - профилактические медицинские службы.
И вместе с тем, сохранение здоровья - задача раньше всего личная. Необходима система обучения физическому и духовному здоровью, ведь о здоровье человек обычно задумывается, когда оно утрачено. Обучение - это пропаганда, убеждение человека в необходимости высокого качества жизни. У нас в стране мы утеряли в этом плане то, что имели, - тысячи групп здоровья, миллионы здоровых, думающих о здоровье. Рыночные отношения не должны быть приложимы к этой части жизни человека. В систему здоровья входит: 1) принцип сбалансированного питания, калорийнонедостаточная качественно полноценная диета с низким содержанием жиров и холестерина, с достаточным количеством витаминов, сорбентов; 2) принцип умеренной физической активности с несколькими тренировками в неделю. Чрезмерные нагрузки уже в исходном состоянии могут исчерпывать резервы, к примеру, биосинтеза белка, необходимые в дальнейших сложных жизненных ситуациях; 3) духовность, высокая мораль, жизненный оптимизм определяют не только психическое здоровье, но через нейрогуморальные механизмы влияют на высокий уровень биологических процессов в организме; 4) умение управлять собой и справляться со стрессами, вызывающими порой катастрофические изменения в организме; 5) профилактика курения, наркомании, алкоголизма. Итак, сочетание широкого диапазона приспособительных биологических возможностей организма с высокой духовностью, способностью получать удовлетворение от жизни и определяет качество жизни. Для этого не нужно богатства, но все это невозможно в нищете. Еще издревле говорили, что нищета - это главная человеческая болезнь.
Количество жизни
Диалектики издревле учили, что количество переходит в качество. В жизни есть другая закономерность: качество жизни переходит в ее количество. Критерии состояния здоровья обычно статичны. Вместе с тем важен индивидуальный прогноз, важно предвидеть характер будущих изменений здоровья, предвидеть возможность наступления болезней и создать индивидуальную профилактическую систему. Вот почему так важно определение биологического возраста человека. Современные методы его определения еще не приносят удовлетворения, но скоро будет не так. Включение в систему определения биологического возраста показателей изменения состояния клеток, молекулярных сдвигов позволит проследить будущее конкретного человека, темп и тип его старения. В конце концов, основная задача - перевести ускоренное старение в замедленное. Замедленный темп старения - это достижение долголетия не за счет удлинения периода старческой дряхлости, а за счет полноценной жизни. Гете в 82 года работал над «Фаустом», Верди в 80 лет создал одну из своих лучших опер «Фальстаф». Тициан в 90 лет пишет шедевр «Оплакивание Христа». Павлов в 85-летнем возрасте выполнил ряд замечательных работ по высшей нервной деятельности, а Бернард Шоу в 90 лет писал блистательные статьи. Самое главное в любом возрасте - уметь искать и радоваться, жить и стремиться. У каждого жанра есть свои законы. А.П.Чехов писал, что если в первом акте пьесы на стене висит ружье, то в третьем оно должно выстрелить. В науке, так же, как и в детективных романах, бывает наоборот - сначала узнаем, что произошло, а затем уже - как это произошло. Всегда писали и пишут, что все зависит от темпа старения. С позиции нового понимания, выдвинутого нами, речь идет не только о темпе старения, но и о надежности процессов антистарения. Следовательно, в этом и состоит новая стратегия в продлении жизни - тренировка, активация процессов антистарения. Ученые как геологи - полезное для здоровья человека они добывают на большой глубине. Вот почему так важно знание фундаментальных механизмов старения и антистарения - молекулярных, клеточных, системных.
И все же старение сложного организма - это не просто сумма старения его клеток. Организм стареет как сложная система, ведущее значение в которой имеет нервная и гуморальная регуляция. Это делает обоснованным представление о существовании биологических часов, определяющих темп старения, выраженность процессов старения. Ведь если есть биологические часы, то можно в конце концов найти их, научиться управлять ими и замедлить ход биологического времени, увеличить сроки жизни. Такими биологическими часами может быть структура мозга, называющаяся гипоталамус. Гипоталамус регулирует выделение гормонов; по нервным и гормональным путям регулирует состояние внутренних органов; здесь находятся центры, определяющие эмоции человека; с участием гипоталамуса связаны важнейшие приспособительные реакции организма, гипоталамус формирует стресс-реакции; с изменением его функции связано развитие климакса, возникновение ряда заболеваний. В гипоталамусе 32 пары ядер. В нашем коллективе было показано, что с возрастом функция их изменяется неодинаково и даже разнонаправленно. В результате этого возникает нарушение его деятельности. Мы давно обратили внимание на то, что изменения, происходящие при старении, во многом сходны с состоянием, возникающим при стрессе у молодых людей. Отсюда и утверждение, что при старении возникает стресс-возраст-синдром. Именно он определяет особенности приспособления организма при старении, а в определенных ситуациях и развитие ряда заболеваний.
Геронтология почти нашла гены старения, белки старения, нервные механизмы, способствующие развитию старения. Однако если есть и процесс антистарения, то должны быть и механизмы, в том числе и нервные, способствующие его стимуляции, увеличению продолжительности жизни, - как бы «центр антистарения». Не знаю, нашли ли мы его, но во всяком случае вместе с Ю.Е.Рушкевичем и Т.А.Дубилей много сделали, чтобы прийти к этому. В гипоталамусе есть центр, вызывающий положительные эмоциональные реакции и те сдвиги в гормональной сфере, в деятельности внутренних органов, в обмене веществ, которые с ними связаны. При старении этот центр существенно изменяется. Мы решили выяснить, как изменится продолжительность жизни старых крыс, если периодически стимулировать это ядро слабым электрическим током. Удалось: длительное раздражение этого центра приводило к увеличению сроков жизни, к росту продолжительности жизни. Известно, что молекулярные механизмы старения связаны с изменением работы генов, синтеза белка. Оказалось, что раздражение гипоталамуса у старых крыс «омолаживает» молекулярные изменения. Итак, центр антистарения? Не знаю. Во всяком случае стала реальной возможность целенаправленным изменением деятельности центров в мозгу повлиять на темп старения. Это в эксперименте, а на человеке? Конечно, возможно, ибо современная техника это позволяет. Десятками лет при определенных нарушениях ритма сердца больные носят кардиостимулятор. При таком заболевании нервной системы, как паркинсонизм, в ряде стран используют введение в пораженную структуру электродов и больной в период обострения может через них активировать ее. Если учесть возможность использования сенсоров, микропроцессоров, бесконтактного раздражения, то перспектива центральной регуляции процессов антистарения становится очень заманчивой и доступной.
И, вместе с тем, все это не заменяет естественных возможностей активации процессов антистарения через центральные механизмы. Ленивый мозг стареет быстрее. Многоцентровые исследования в США и Англии показали, что качество здоровья, продолжительность жизни во многом определяются общей культурой, напряженностью интеллектуальной деятельности. Люди, чаще посещающие театры, выставки, много читающие, имеющие интеллектуальных друзей, умных мужей и жен, и живут дольше. Очень важно (это показано на больших популяциях), что эта закономерность просматривается у людей разных профессий, связанных как с умственной, так и физической деятельностью. Культура, нравственность и мораль - принадлежность не профессиональная, а общечеловеческая. Более того, сейчас понятны конкретные физиологические механизмы, реализующие эту связь: интеллект ? оптимизм?? качество и количество здоровья.
Необходимо изменение отношения к старости, изменение акцентов в обществе. Когда-то, да и сейчас, на Востоке возраст обеспечивал человеку особое положение: его престиж и авторитет были очень высоки. Беспощадные социальные изменения, происходящие в нашем обществе, гораздо больше ощутимы пожилыми и старыми людьми, остро ощущающими невнимание, одиночество, нарастающую нищету. Наверное, важно для всех и для тех, кто еще постареет, изменить внутреннее отношение к старости, осознать ее смысл, чтобы в наши дни она стала венцом жизни, мудрым, почетным, окруженным заботой. Организация Объединенных Наций объявила 1999 год - Годом пожилого человека. Особенно это важно для Украины, где 22,9% людей - люди пенсионного возраста.
Кому тяжелее: актеру театра или киноактеру. Конечно, тяжело им обоим, но киноактер может повторить, сделать несколько дублей и выбрать из них наиболее удачный. У театрального актера, когда он вышел на сцену, возврата уже нет. Люди, как театральные актеры - все набело, все неповторимо и все безвозвратно. Чем старше становишься, тем больше сознаешь это. Время - главное богатство, которым обладает человек. Его нельзя накопить, его необходимо только разумно тратить. Биологическое время, сроки жизни можно изменить, удлинить за счет смысла и качества жизни. Ценность времени с возрастом увеличивается в геометрической прогрессии, и последнее мгновение становится вечностью.
О если б в вечности одно мгновенье
Из жизни можно мне вернуть,
Я б выбрал миг любви и вдохновенья.
И с ним готов в бессрочный путь.
Редакция еженедельника «Зеркало недели» горячо поздравляет известного ученого Владимира Вениаминовича Фролькиса, нашего неизменного читателя и автора, с 75-летием!