Выездное заседание депутатской комиссии Кировоградского областного совета, проведенное недавно на базе детского лагеря «Бригантина» (Новоархангельский район Кировоградской области), было посвящено летнему оздоровлению детей. Читая справку о состоянии организации оздоровления детей и подростков в области, снова убеждаюсь: мы все еще никак не можем обойтись без откровенного вранья в сфере образования. Оказывается, в 2007 году мы за средства бюджетов разных уровней «оздоровили» 45171 ребенка (37,7% от общего количества детей)!!! Какие мы молодцы! Такого не могут позволить себе даже богатые страны. В 2008 году количество «оздоровленных» увеличится на 5%. Такой же процент увеличения планируется и на следующие годы, так что в недалеком будущем показатель «оздоровления» достигнет 100%, учитывая то, что количество детей школьного возраста стремительно сокращается (только за 2007 год — на 13,7 тыс., по состоянию на 1 апреля 2008 года их осталось всего 106 тысяч). Об этом свидетельствует и тот факт, что «планом ко двору» на 2008 год планируется оздоровить 45617 детей, то есть, с учетом демографического спада, 43% от общего количества.
Все выглядит просто супер, пока не начнешь анализировать реальные затраты на «оздоровление». Так, в г. Кировограде «кудесники» от образования каким-то чудом планируют провести «оздоровительную кампанию», выделив на 21 тысячу детей 7—16 лет только 47,7 тыс. грн. В перерасчете на одного ребенка это составляет всего-навсего две гривни с копейками. Нет, не на день — на все «оздоровление»!!! Даже если учесть, что в областном центре планируют оздоровить только 1751 ребенка (8,4% от общего количества детей), все равно выходит смехотворная сумма на оздоровление одного ребенка —
27 грн. 24 коп. Дешево и сердито. Сегодня стоимость питания одного ребенка в школах-интернатах — 20 грн. в день, так что реально можно «оздоровляться» за средства городского бюджета только один день. В г. Александрия на «оздоровление» одного ученика приходится почти 10 грн.!
Из 568 (!) оздоровительных учреждений в области только девять — загородные и стационарные. Остальные 537 «открываются» на базе школ. Так что абсолютное большинство детей, как всегда, будет «оздоровляться на асфальте». Им придется снова, как правило, в добровольно-принудительном порядке, еще несколько недель посещать родную школу, которая, ввиду отсутствия средств, вряд ли сможет предложить ученикам что-нибудь интереснее, нежели покраска парт или уборка двора. С детьми будут работать их учителя, которым придется еще раз пройти медосмотр (зачастую они вынуждены делать это за собственные деньги). Анекдотичность ситуации с повторным медицинским осмотром связана с тем, что школа теперь уже не школа — она якобы становится «оздоровительным учреждением».
Имитация оздоровления на базе школы происходит в условиях, когда там одновременно принимают выпускные экзамены и делают текущий ремонт (до конца июня директор обязан отчитаться о его завершении). Так что детям, путающимся под ногами выпускников, еще и краску приходится нюхать...
Можно ли на базе школы организовать если не оздоровление, то хотя бы содержательный досуг и дополнительное образование учеников в каникулярное время?
Конечно, можно. Как директор гимназии им. Тараса Шевченко г. Кировограда я организовывал работу англоязычного лагеря «Фанфары». На период его работы к нам приезжали американцы из Корпуса Мира и вместе с нашими учителями английского языка создавали на три недели в центре Кировограда Америку в миниатюре. Несколько раз пробовал решить вопрос с организацией этого лагеря на базе одной из сельских школ Кировоградского района. Но, к сожалению, не нашел желающих морочить себе голову. Как не находится сейчас желающих организовать хотя бы по одному такому междушкольному лагерю (с круглосуточным пребыванием детей) в каждом районе области.
Нужно ли, чтобы дети еще и в июне посещали школу или внешкольное учебное заведение?
Нужно — прежде всего потому, что у нас один из самых коротких в мире учебных годов, и наши дети, по сравнению со своими сверстниками из других европейских стран, ежегодно теряют месяц обучения. Конечно, в июне следует сосредоточиться на дополнительном образовании по выбору самих учеников (наладить работу объединений по интересам, проводить тематические смены для одаренных детей и т.п.).
В условиях, когда существующая некогда инфраструктура пионерских лагерей разрушена, нам следует ставить перед собой реальные цели.
Государство может позволить себе профинансировать настоящее ежегодное оздоровление только детей-сирот и детей-инвалидов. Это тоже нужно делать без фанатизма, ведь у нас есть трижды оздоровленные дети (в три смены) школ-интернатов. Конечно, это очень удобно для педагогических коллективов этих школ. Удобно и для обеспечения красивой статистики оздоровления, ведь одного и того же ребенка считают три раза. Не всегда удобно только для самого ребенка, которому на третьем месяце пребывания в лагере все надоедает...
Помимо вышеуказанных категорий детей, государство может позволить себе профинансировать настоящее оздоровление раз в несколько лет только детей-чернобыльцев и детей из многодетных семей.
Желательно, чтобы и талантливые, одаренные дети могли рассчитывать на частичное финансирование летних программ из местных бюджетов. Конечно, к этой категории следует относить не более 3—4% от общего количества детей. Мы же в Кировоградской области причислили к талантливым и одаренным 12,4% детей. В 2008 году невозможно обеспечить качественного и содержательного запланированного оздоровления 11907 (91,2% от общего количества) этих детей. Поэтому нужно определить реальную цифру (она будет в четыре раза меньше заявленной) и подумать, сколько из примерно трех тысяч — реального количества талантливых и одаренных — мы действительно сможем оздоровить в этом году (хорошо, если хотя бы 25%). Если хотя бы 750 таких детей (на самом деле, а не на бумаге!) смогут в летнее время укрепить свое здоровье и получить новый импульс для интеллектуального развития, это будет огромным прогрессом.
Традиционно полностью или частично финансируются летние программы для спортсменов. На этом, к сожалению, учитывая нынешние объемы финансирования образования, придется поставить точку. Следует честно сказать, что оздоровление всех остальных детей целиком и полностью перекладывается на плечи их родителей. Как и происходит на самом деле в любой стране мира.
Общеобразовательные же школы должны позаботиться об организации внеурочной и внеклассной активности учеников в каникулярное время. Им вполне по силам это сделать, и не обязательно только в июне. Большинство школ так и делают.
О необходимости наполнить понятие «летнее оздоровление» реальным содержанием я как депутат областного совета трех созывов говорю уже добрый десяток лет, и все напрасно. По-видимому, должно появиться адекватное видение этой проблемы у тех, кто доводит регионам «план ко двору». Только тогда сможем избавиться от всеукраинской профанации самой идеи оздоровления детей и циничной фальсификации показателей «оздоровления».