ФАРМАЦЕВТИКА УКРАИНЫ: ТРУДНЫЙ ПУТЬ К РЫНКУ

7 июня, 1996, 00:00 Распечатать

Время бить в набат: в условиях нынешнего экономического и экологического кризиса, в результате ре...

Время бить в набат: в условиях нынешнего экономического и экологического кризиса, в результате резкого снижения уровня жизни и ухудшения качества жизни большинства украинского населения катастрофически ухудшается здоровье граждан Украины. Подтверждение этому - и возрастание на 13 процентов уровня детской смертности в государстве, и превышение смертности над рождаемостью, и эпидемия туберкулеза, и увеличение количества инфекционных заболеваний. Все это делает область здравоохранения одной из приоритетных сфер государственной экономической политики. И, как считают эксперты и медики, первоочередную роль в данной сфере играет фармацевтическая и микробиологическая промышленность.

В приснопамятную советскую эпоху Украина занимала одно из ведущих мест в фармацевтике стран-участниц СЭВ, хотя уровень технического обеспечения производства и качество производимых лекарств оставляли желать лучшего... С тех пор слишком многое изменилось, чтобы вздыхать по прошлому. Больше нет ни СЭВ, ни СССР, ни финансовой «подпитки» государства - законы развития фармацевтики диктует зарождающийся рынок. Бросим взгляд на рынок лекарств, который ныне есть в Украине.

В соответствии с нормами, принятыми Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), государство с населением более 50 млн. человек для нормального функционирования системы здравоохранения должно иметь на фармацевтическом рынке как минимум 3000 наименований медицинских препаратов и самостоятельно обеспечивать потребности национальной медицины необходимыми медикаментами и лекарствами, а также обеспечить своих граждан вакцинами для лечения наиболее распространенных инфекционных болезней (туберкулез, дифтерия, гепатит) отечественного производства. Украине на сегодня далеко до этих стандартов, о чем свидетельствует статистика Госкомитета по медицинской и микробиологической промышленности (конец 1995 г. - начало 1996 г.): отечественная фармацевтика производит около 760 наименований продукции, из них около 80% лекарств изготовлено на основе импортного сырья. Это удовлетворяет потребности медицинского рынка лишь на 22% и принуждает закупать медикаменты за рубежом, тратя на это до 0 млн. из государственного бюджета. По мнению сотрудников ВОЗ, ни одна из европейских стран не имеет такой критической зависимости от импорта лекарственных препаратов. Техническая изношенность производств фармацевтической, медицинской и микробиологической промышленности составляет в общей сложности 80%. Поэтому и обращаются сейчас директора крупных фармацевтических предприятий Украины и к правительству, и к финансистам, и к зарубежным потенциальным спонсорам и партнерам с просьбами помочь в техническом переоснащении и модернизации заводов, производящих необходимые лекарства. И в этом плане в последние год-полтора специалисты отмечают определенный прогресс: успешно проходит внедрение современных технологий на таких предприятиях, как «Киевмедпрепарат», «Днипрофарм», «Биофарма».

А вообще, украинская фармацевтика сегодня - это 22 предприятия, которые производят более 1000 наименований препаратов. И - большое количество западных фармацевтических фирм, которые успешно осваивают рынок лекарственных препаратов Украины.

Некоторые фирмы начали производство своих запатентованных препаратов на украинских заводах, используя наши технологические линии, рабочую силу и западные технологии и сырье (примеры: канадская корпорация Pharmascience, немецкие компании Merk, Bayern и др.). По данным Госмедбиопрома, в одном только Киеве зарегистрировано более сотни представительств западных фармацевтических фирм, успешно реализующих свою продукцию. И, по мнению председателя комитета Ю.Спиженко, «это - закон и особенность современного рынка, и победить тут можно только ценой и качеством». Западные же фармацевты считают, что в Украине всегда найдется покупатель и на их продукцию. Они готовы развивать производство лекарственных препаратов на украинских предприятиях, таким образом способствуя решению определенных социальных (рабочие места) и технических (модернизация производства) проблем отрасли. Директор операций в странах Восточной Европы канадской корпорации Pharmascience Пол Мелехов уверен, что «Украина - уникальное по своим инвестиционным возможностям государство, здесь можно и нужно работать. Вот только законодательство не всегда позволяет работать нормально».

Декретом Президента Украины Л.Кучмы на руководителей и специалистов Госкомитета по медицинской и микробиологической промышленности возложена разработка программы, которая способствовала бы выведению отечественной фармацевтической промышленности из кризиса и позволяла бы нормально, на равных с отечественными компаниями, функционировать западным фармацевтическим фирмам на украинском рынке. Комитет уже разработал Национальную программу развития медицинской и микробиологической промышленности на период до 2000 г. В соответствии с этим документом Украина не отрицает необходимости закупок определенных групп лекарств за рубежом, но должна ориентироваться на насыщение рынка медикаментами и лекарствами отечественного производства. Одним из важнейших заданий является техническая реконструкция существующей производственной базы и строительство новых мощностей (а за последние 20 лет на украинской территории не построено ни одного фармацевтического завода), внедрение научных разработок (медицинская научная база, по мнению специалистов, находится «в упадочном состоянии» и требует финансовых дотаций со стороны государства), создание собственной сырьевой базы. Это, в свою очередь, требует использования существующих фармацевтических мощностей и перепрофилирования некоторых химических производств, на которых возможно налаживание выпуска лекарственных препаратов и витаминов с использованием химического синтеза и т.п.

По мнению экспертов, однако, усовершенствование технологий и модернизация производств - это только половина дела: необходим также и новый подход к сбыту медикаментов. Как принято в экономически развитых государствах, Украине необходима разработка цепочки «производитель - продавец (дистрибьютор) - покупатель»; при этом дистрибьютором-продавцом может выступать и Госмедбиопром, и аптечные и медицинские учреждения. Кстати, комитет планирует открыть сеть своих аптек уже осенью нынешнего года, продавая через них лекарства и медикаменты, приобретенные непосредственно у производителей. Но вернемся к статистике: по состоянию на первый квартал 1996 г., в звене распространения (продажи) лекарств и медикаментов частный сектор (коммерческие структуры) занимает не больше 36,5% от общего объема.

Рыночные условия фармацевтического «бытия», как считают и украинские, и западные специалисты, уже сейчас дают положительные результаты. Так, по состоянию на прошлый год рентабельность фармацевтики составила 65%. На начало нынешнего года по сравнению с 1994-м возросло обеспечение украинского населения важнейшими группами лекарств: кардиологического назначения - на 117%; противоопухолевыми средствами - на почти 180%. Освоено производство 47 наименований лекарственных препаратов из фармацевтическо-терапевтических групп (из них 34 препарата производятся на украинских фармацевтических предприятиях впервые). Это - статистика Госкомитета по медицинской и микробиологической промышленности.

Фармацевты положительно восприняли идею Госкомбиопрома о патентовании медицинского препарата, разработанного и изготавливаемого тем или иным отечественным либо зарубежным предприятием (лабораторией, НИИ и т.п.). «Комитетчики» предлагают регистрацию каждого нового для украинского фармацевтического рынка препарата в виде фармакопейной статьи, т.е. государственного документа, фиксирующего требования к качеству данного препарата на территории Украины. «Это принято во всем мире, и наличие таких документов поднимет престиж украинской фармацевтики», - утверждают специалисты ВОЗ.

Делегация ВОЗ, побывавшая в Киеве в дни 10-летия чернобыльской катастрофы, отметила стремление украинских фармацевтов увеличить количество и улучшить качество выпускаемых медицинских препаратов, и пообещала способствовать поступлению в Украину фармацевтических «Know-How», технологий и исследовательских разработок. ВОЗ также считает, что в Украине необходимо развивать отечественную научно-исследовательскую базу, которая зарекомендовала себя как уникальный интеллектуальный потенциал для развития любой промышленной отрасли, а не только медицины и фармацевтики.

А еще и специалисты ВОЗ, и представители западных фирм советуют украинским коллегам брать с них пример в деле рекламы медицинской продукции. Необходимо использовать рыночные исследования, видео- и аудиорекламу, чтобы «протолкнуть» препарат на фармацевтический рынок Украины. Пока что западным фирмам это удается достаточно легко. А украинским производителям лекарств следует помнить один из основных рыночных законов: в рекламу должно и нужно вкладывать значительные суммы денег. Именно реклама, как установили специалисты ВОЗ, помогает той или иной лекарственной продукции внедриться на рынок. И, наверное, недаром представители западных маркетинговых и рекламных компаний, изучающие фармацевтический рынок Украины, пришли к выводу, что не так уж плохо обстоят дела на рынке производства и распространения лекарств и медикаментов на украинской территории - просто нужно информировать потенциальных покупателей о наличии тех или иных препаратов отечественного либо западного производства. И делать это вовремя. То же требование (или пожелание?) - к создателям Национальной программы развития медицинской и микробиологической промышленности: информируйте население, господа! И программа будет запущена быстрей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно