Европейский стандарт качества: от выпечки плюшек до получения справки

20 января, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 2, 20 января-27 января 2006г.
Отправить
Отправить

В ресторане как-то дед Скушал комплексный обед. И теперь не платит дед Ни за газ, и ни за свет. Попул...

В ресторане как-то дед

Скушал комплексный обед.

И теперь не платит дед

Ни за газ, и ни за свет.

Популярная частушка 50-х, увековеченная в любимом советском фильме, актуальна и до сих пор — несмотря на статус рыночной экономики с ее конкуренцией и борьбой за потребителя. Единственная разница: сегодня травятся не комплексными обедами, а чаще всего блюдами, приготовленными на кухнях различных супермаркетов, — салатиками, паштетиками, фаршированной рыбкой, пирожками.

На втором месте — молочные продукты, которые производятся в промышленных цехах молокозаводов. Несмотря на, казалось бы, совершенно разные способы производства, объединяет их одно — слабая система контроля качества и безопасности продукции, отсутствие четких стандартов производства. Ну, не любит наш человек делать все строго по инструкции — предпочитает «на глазок».

Начинается все, кстати, с домашнего хозяйства. Помнится, еще лет десять назад, когда на наш рынок массово хлынул импорт, представитель компании, выпускающей популярные моющие средства, сетовал на украинского потребителя. «Наша хозяйка, закладывая белье в стирку, взвесит его и четко по инструкции отмерит количество стирального порошка, отбеливателя и кондиционера. Ваша же наливает и насыпает в зависимости от настроения, после чего возмущается: то белье плохо отстиралось, то вовсе испортилось».

Менталитет-с! Но если плохо постиранное дома белье, в крайнем случае, выльется в незапланированную покупку, то покупка блюда, приготовленного без соблюдения строгих стандартов качества и безопасности, для кого-то действительно может стать фатальной. Впрочем, проблема качества пищевых продуктов остро стоит не только в Украине.

— Ежегодно сотни тысяч людей во всем мире заболевают в результате пищевых отравлений, — замечает директор Севастопольского научно-производственного центра стандартизации, метрологии и сертификации Олег Конник. — Поэтому безопасность пищевых продуктов беспокоит, наверное, каждого жителя планеты. Сегодня доказано, что наиболее эффективным способом управления и контроля безопасности пищевых продуктов является система на базе концепции «Анализ опасных факторов и критических точек контроля». То есть в начале специалисты определяют возможные факторы риска химического, физического и биологического происхождения, а затем при производстве внимание концентрируется именно на этих критических этапах, проводя их анализ и контроль. Выполнение требований этой системы в отдельных странах — обязанность государственных органов, в некоторых признают аудит, проведенный третьей стороной. С вхождением в ВТО, а в перспективе и ЕС, украинские предприятия ожидает острая конкуренция, так как рынок станет открытым, и на нем неизбежно будут работать иностранные компании. Для многих из них соблюдение международных стандартов качества и безопасности стало нормой, в то время как на большинстве украинских предприятий они еще мало изучены.

С 1 января 2006 года внедрение системы безопасности на базе концепции «Анализ опасных факторов и критических точек контроля», согласно Регламенту (ЕС) №852/2004 Европарламента и Совета Европы «О гигиене пищевых продуктов», станет обязательным на предприятиях пищевой промышленности. В то же время в Украине всего лишь восемь предприятий внедрили и сертифицировали систему в собственном производстве.

Получается, у нас вообще нет качественных товаров в европейском понимании? Что касается пищевых продуктов, это чаще всего так. Нередко зарубежные инвесторы отказываются вкладывать деньги в украинские предприятия пищевой промышленности именно потому, что в их понимании качественных продуктов у нас нет. Отношение наших «пищевиков» к проблеме наиболее ярко выражено в рекламе творожка, выпускаемого одним из отечественных гигантов.

Если помните, там импортный творожок, выпущенный по всем стандартам, противопоставляют нашему — вкусному и «живому». То есть либо по стандарту, либо вкусно. При этом никто, конечно же, не упоминает, какое количество, скажем, гнилостных бактерий может содержать молочный продукт, выпущенный без строгого соблюдения стандартов качества и безопасности — оставаясь при этом достаточно вкусным.

Конечно, некоторые отечественные предприятия, в том числе и пищевой промышленности, уже переходят на европейские стандарты производства. Но речь в таком случае идет не столько о контроле содержания опасных веществ в продукте, сколько о системе менеджмента, организации производства — создании таких условий, при которых выпустить некачественный продукт сложно. На товарах, выпущенных такими предприятиями, можно даже разглядеть современный знак качества — надпись «ISO 9001» в рамочке «качество гарантировано».

— Многие наши экспортеры, — комментирует главный специалист департамента стратегического планирования и международного сотрудничества Госпотребстандарта Украины Игорь Лехманик, — при выходе на международный рынок столкнулись с тем, что при заключении внешнеэкономических контрактов партнеры интересуются у них наличием сертифицированной системы управления в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000. Ее наличие — косвенное свидетельство того, что руководство осознает необходимость выпуска качественной продукции и отвечает за свои действия. Следует подчеркнуть, что решение о внедрении системы управления качеством принимает исключительно руководство предприятия.

— Как правило, наши предприятия имеют отечественные сертификаты. Чем они отличаются от западных?

— Национальный стандарт ДСТУ ISO 9001-2001 гармонизирован с международным ISO 9001:2000. Поэтому для работы лишь на внутреннем рынке большинство предприятий действительно внедряет и сертифицирует систему управления качеством в соответствии с национальным стандартом. При этом, если у предприятия возникает вопрос о признании на внешнем рынке собственной системы, проблем с ее ресертификацией на соответствие международному стандарту не возникает.

— И много у нас таких сознательных руководителей предприятий?

— Не очень. В этом плане нам далеко до Европы. В государственном реестре «УкрСЕПРО» насчитывается 866 действующих сертификатов на системы управления качеством в соответствии с национальным стандартом плюс порядка 450 сертификатов на соответствие международному, выданных представительствами иностранных компаний — Бюро Веритас, TUV NORD UKRAINE и другими. В целом по Украине порядка 1,3 тыс. сертифицированных систем управления качеством.

— Не так уж мало.

— Но при этом нельзя проводить параллель между системой и всем заводом или фабрикой. На предприятии может быть сертифицировано две-три системы на каждый отдельный производственный цикл. Скажем, на одном заводе могут быть отдельно системы на выпуск соков и отдельно — на выпуск вин. То есть почти тысяча триста сертификатов на системы не означает, что в стране такое же количество предприятий, работающих по евростандартам. Более того, у предприятия может быть два сертификата: на соответствие национальному стандарту и международному.

— Международный сертификат — своеобразный пропуск на мировой рынок?

— Не только. По оценкам международных регистраторов, наличие внедренной системы управления качеством на предприятии приблизительно на 10% увеличивает его стоимость, позволяет оптимизировать работу с поставщиками материалов и комплектующих, сделать товар более конкурентоспособным, максимально удовлетворять запросы и требования потребителя. Инвестор более охотно вкладывает средства в производство, на котором внедрена система управления качеством. Ну и все зависит от партнеров, которые, как я уже говорил, одним из условий для своих поставщиков нередко выставляют наличие у них системы управления качеством. Причем, на Западе принято потребителя также считать партнером.

— Получается целая цепочка…

— …Позволяющая исключить критические точки, внештатные ситуации, которые могут возникнуть на любом производстве.

— Вы говорите, внедрение систем управления качеством — личный выбор руководства предприятия. Но есть опасения, что без внедрения этих систем при вхождении в ВТО вся наша пищевая промышленность просто «ляжет».

— Пример — Польша, в которой рухнул сельскохозяйственный сектор, так как существовавшие там внутриэкономические условия хозяйствования не дотягивали до европейского уровня, а потому не были готовы к работе в новых условиях. В Европе потребитель в первую очередь ставит условия производителям, что заставляет их не только соответствовать международным стандартам, но и разрабатывать свои собственные.

— ВТО, если верить прогнозам, не за горами…

— Уже разработан проект закона о стимулировании предприятий и учреждений к созданию систем управления. В нем, в частности, предусматривается, что предприятию, решившему внедрить такую систему, будет предоставляться финансовая помощь в виде удешевления целевых кредитных ресурсов на разработку, внедрение и сертификацию систем в соответствии с требованиями международных и национальных стандартов. Также предусмотрена необходимая информационная поддержка: бывает, потратив деньги и время на разработку системы — на это уходит от 35 до 500 тысяч гривен и от полутора до трех лет, — на этапе ее сертификации обнаруживается, что разработанный продукт не имеет ничего общего с признанной системой.

— Вы сказали, что стимулировать предполагается не только предприятия, но и учреждения.

— У стандартов есть и иные сферы применения, например, административные услуги. В августе 2005 года рабочая группа по политике в области стандартизации и сотрудничества по вопросам нормативного регулирования Европейской экономической комиссии ООН разработала рекомендации о внедрении и использовании в сфере государственного управления международных стандартов по системам управления качеством ISO 9001:2000. В данном случае стандарт рассматривается применительно к услугам государственных органов управления. В Украине уже есть первые примеры сертификации систем управления качеством муниципальных услуг в мэриях городов Бердянск и Комсомольск. В ноябре сертификат соответствия национальному стандарту собственной системы управления качеством получило Главное управление государственной службы Украины.

— Эдакий знак качества работы чиновников?

— Скорее, качественно новый уровень предоставления административных услуг потребителям. Когда механизм получения какой-либо информации или документа (той же справки в собесе) прозрачен и четко прописан, то исчезает возможность для злоупотребления и коррупции, повышается уровень доверия граждан. На Западе есть примеры внедрения таких систем управления качеством в детских садиках, яслях (например, в Венгрии), учебных заведениях.

— Нам, наверное, больше нужны такие системы в медицинских учреждениях, где за каждое движение нужно либо платить…

— Сфера применения и построения систем достаточно обширна. В США, например, не является новинкой система управления качеством в полицейских участках.

— Для качественной «обработки» клиента?

— Вы напрасно иронизируете. Система дисциплинирует как саму организацию в целом, так и каждого отдельного исполнителя. Когда четко выписано, что, в каких случаях, и в какой последовательности нужно делать, это намного упрощает и делает максимально открытой процедуру управления любой организацией и предприятием. А следствием грамотно построенной политики управления становится качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

* * *

На Западе уже давным-давно поняли, что выпускать некачественный товар не выгодно, более того, накладно. У нас же, наоборот, потребитель предпочитает побольше и подешевле. Не потому ли так популярны стихийные рынки, где продукты продают прямо с пола люди, имеющие часто весьма отдаленные представления о личной гигиене и сдававшие анализы на наличие инфекций еще в далеком детстве? Так было и в прежние времена: недаром санврачи настоятельно советовали не покупать с рук леденцы на палочке или вареную кукурузу. К слову, отдыхая в Крыму, я как-то услышала откровения торговки кукурузой, которая в целях экономии варила сей злак в чане, где прежде вываривалось грязное белье. И каждый день приходила с большим наваром — «пшонка» пользовалась успехом! А вы говорите «системы управления качеством»…

Сегодня в мире сертифицировано более 670 тысяч систем управления качеством, соответствующих международному стандарту ISO 9001:2001. Мировые лидеры здесь — Китай, Италия, Великобритания, Япония, Испания, США, Франция и Германия. В Европе больше всего таких систем в Чешской Республике — 10,8 тыс., Венгрии — 10,2 тыс., Польше — 5,7 тыс. и Румынии — 5,2. Сертифицировано также более 90 тысяч систем экологического управления. Лидерство по внедрению и здесь, с некоторыми изменениями в очередности, удерживают те же страны.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК