На заре своего существования человеческая цивилизация открыла алкоголь, скорее, для своего блага, а не вреда. И лишь используя его нерационально, люди столкнулись с массой проблем, связанных с употреблением спиртных напитков. Взглянув на тысячелетнюю историю отношений человека с «зеленым змием», можно сказать, что вся она состоит из войн и перемирий или, если угодно, из конфликтов — то затухающих, то вновь разгорающихся. Ущерб, причиняемый спиртным, заставлял человечество вырабатывать различные приемы борьбы: от полного запрещения до строго регламентированной продажи крепких напитков. Но такие меры практически всегда разбивались о твердый грунт традиций и не находили поддержки у населения. Достаточно лишь вспомнить «сухой закон», действовавший в 30-е годы в Америке, или антиалкогольную кампанию середины 80-х в СССР.
Где-то с 60-х годов уходящего века правительства многих индустриально развитых стран, не желая уподобляться сервантесовскому герою в его борьбе с мельницами, выработали комплексный подход в отношении алкоголя, основывающийся на регулировании его потребления и снижении неблаговидных последствий. То есть о полном запрещении уже никто не помышляет.
В странах Европы и Северной Америки алкогольная политика основывается на нескольких постулатах, в кооперировании которых и заключается ее суть. Все они относятся к различным областям деятельности: экономика, медицина, социальная сфера. Попробуем взглянуть на эти составляющие алкогольной политики более детально.
А как у них?
В области экономического регулирования производства и реализации потенциально опасного товара практикуются два подхода: государственная монополия и лицензирование деятельности. Первая способствует максимализации прибыли государства за счет недопущения возможности получения сверхприбыли частным сектором и тотального контроля над рынком продукции. Но в то же время государственная монополия приводит к сокращению ассортимента (соответственно, и реализации), а потому не может быть приемлема для стран с развитой рыночной экономикой, хотя все еще традиционно существует в Скандинавии. Постиндустриальное общество предпочитает, в основной своей массе, регулирование посредством выдачи лицензий. Единственный проблемный момент лицензирования — необходимость жесткого контроля со стороны государства за субъектами предпринимательской деятельности, дабы предостеречь их от злоупотреблений, связанных с неуплатой налогов и «теневым» выпуском продукции. Кстати, подобные проблемы существуют и в странах со стабильной экономикой — значительная прибыль от контрафактного спиртного является соблазном для многих предпринимателей. Например, Дания безуспешно борется с фальсифицированной водкой, произведенной на фермах из контрабандного немецкого спирта, а Великобритания страдает от нелегально завезенного через Ла-Манш французского спиртного.
Исследования, проведенные в Великобритании, показали: увеличение цены алкогольной продукции на 10% приводит к пятипроцентному сокращению спроса и возрастанию прибыли от продаж на 8%. Тем не менее значительный рост цен имеет и негативные последствия: затоваривание и убытки, увеличение количества контрафактного алкоголя. Поэтому ценовое регулирование на Западе осуществляется только после детальных социологических и экономических исследований.
В отличие от Украины, где регулирование посредством налогов является, по сути, основным элементом алкогольной политики, в индустриально развитых странах они могут влиять на потребление лишь опосредованно. Доказано, что чем выше доход, который в свою очередь зависит от налога, и уровень благосостояния граждан, тем больше они пьют. С целью прямого влияния на уровень потребления спиртных напитков используются различные методы, регулирующие доступность алкоголя. Нужно отметить, что с точки зрения общественного здравоохранения «сухой закон» не может рассматриваться как нонсенс. Во время его действия в Америке уровень алкогольных проблем и смертности от цирроза печени (основного «индикатора» злоупотребления) снизился в два раза. Нечто похожее отмечалось и во времена антиалкогольной кампании в СССР.
Второй метод, ограничивающий доступность, — рационирование, или система Братта, получившая свое название от имени шведского врача. Он предложил ввести книжки рационального потребления, по которым отпускалось спиртное. Согласно нормам, каждый гражданин старше 20 лет мог приобрести от одного до четырех литров крепких напитков в зависимости от семейного или социального статуса. Система просуществовала в Швеции с 1920-го по 1955 год, и после ее упразднения уровень преступности увеличился на 8%, а заболеваемость циррозом печени — в 4 раза.
Доступность спиртного: плюсы и минусы
Мировой опыт свидетельствует: чем богаче выбор, тем меньше употребляется крепких спиртных напитков и, соответственно, снижается риск негативных последствий.
Плотность расположения точек продажи также сказывается на потреблении алкоголя. То же можно сказать и о времени. Доказано, что вечером и ночью спиртное приобретается чаще и риск неблаговидных последствий резко возрастает.
Наиболее важным из всех средств регулирования есть наличие возрастных ограничений. Во всех индустриально развитых странах возраст легального приобретения горячительных напитков законодательно ограничен и колеблется от 16 до 21 года. Максимальное ограничение характерно для стран бывшего СССР и США, минимальное практикуется в Испании, Италии, Австрии и Швейцарии. В остальных странах спиртное разрешено приобретать с 18 лет.
Существуют и другие методы, влияющие на доступность алкоголя, о которых в нашей стране большинство людей даже не слышало. Так, прагматичные политики на Западе давно поняли, что наиболее эффективно с профилактикой справляются те, кто ближе всего находится к покупателю: продавцы и обслуживающий персонал увеселительных заведений. Поэтому для них был разработан комплекс стимулирующих, равно как и запрещающих, мер, способствующих безопасной торговле спиртным. Каждый продавец или официант несет ответственность за негативные последствия опьянения клиента и старается не допускать этого.
Обязательной составляющей алкогольной политики любой цивилизованной страны являются медико-реабилитационные стратегии: профилактика, первичная медицинская помощь и лечение алкоголиков. Важное место отводится так называемым интервенциям — вмешательству с целью помощи алкоголезависимым, членам их семей, окружающим и обществу. К сожалению, последние весьма дорогостоящи. Но если учесть, что ущерб, причиняемый алкоголем, оценивается в 3% от ВВП, то станет ясно, почему многие страны считают целесообразным выделять на это деньги.
Регулирование через маркетинг
Наиболее известной мерой регулирования через маркетинг является коммерческая реклама, цель которой — увеличение объема продаж. Проблема в том, что реклама старается подчеркнуть выгоды товара, зачастую не акцентируя внимание на его вредных свойствах. Традиционно маркетинг алкоголя базируется на собственно рекламных акциях и спонсорстве. Последнее основывается на привлечении внимания к определенной марке за счет организации и материальной поддержки массовых мероприятий: чемпионатов, праздников, фестивалей и пр. Исследования показали, что реклама спиртного в газетах, на радио и на уличных стендах, как и спонсорство, заметно не влияет на спрос. Тем не менее большинство уважающих себя изданий, а также оргкомитеты различных соревнований в последнее время стараются избегать сотрудничества с компаниями, производящими алкогольные напитки, — по причине общественного мнения. Хотя у рекламы спиртного есть и позитивы — прибыль государства от налогов, информация о наличии слабоалкогольных напитков, помощь в выборе наиболее приемлемого вида спиртного. В то же время доказано: телевизионная реклама алкоголя способствует увеличению продаж и потребления, особенно в молодежной среде. Это послужило весомым аргументом для ее запрета в СМИ большинства стран.
В развитых странах большое значение имеет информирование о возможных негативных последствиях употребления алкоголя. Это не только надписи на этикетках бутылок, но и просветительские проекты в учебных учреждениях, в СМИ. К тому же в последнее время получили широкое распространение информационно-образовательные программы, по месту проживания и работы, охватывающие все население.
Нежелание попасть в тупик из-за неумелого обращения с алкоголем подвело Запад к тому, что там алкогольной политикой занимаются не только государственные структуры, но и частные организации. За последнее время создано огромное количество институтов, появилась даже новая специальность — «алкоголист».
«Особый» путь Украины
За последние три года в Украине значительно активизировалось экономическое регулирование в сфере производства и реализации «крепкой» продукции. Еще бы, отрасль, на 4—5% наполняющая бюджет, заслуживает должного внимания. Но ценовая и налоговая политика в нашей стране применяются лишь как фискальные инструменты для наполнения прибыльной части госбюджета и прямо не связаны с нуждами общественного здравоохранения. Повышение цен на крепкие напитки, которое имело место последнее время, возможно, опосредованно влияло на спрос. Но мировой опыт свидетельствует, что падение спроса не всегда приводит к уменьшению потребления — зачастую рост цен стимулирует контрабанду и самогоноварение. И ситуация в Украине всецело это подтверждает. По оценкам экспертов, в последние годы 60—70% рынка приходится на контрафактный алкоголь. Нынешняя стабилизация количества больных алкоголизмом скорее ситуативна и никак не является результатом стратегии достижения общественного блага. Отсутствие же оной приводит к росту общей смертности (6% смертей людей до 75 лет), заболеваемости (гипертония, онкология, циррозы, психические расстройства и т. д.), количества ДТП, насилия и социальной напряженности, увеличению экономических расходов государства.
На данный момент в Украине реально существуют всего несколько никак не связаных между собой составляющих алкогольной политики, причем некоторые из них возникли спонтанно. Так, в результате лицензирования и популяризации слабоалкогольной продукции расширился ее ассортимент, а это способствует уменьшению потребления крепких спиртных напитков. Реально действует запрет на телевизионную рекламу алкоголя. Но в то же время некоторые производители удачно его обходят, рекламируя собственную марку, которая в сознании обывателя ассоциируется с напитком. Запрещена у нас и продажа спиртного лицам моложе 21 года, но кто придерживается этих норм в повседневной жизни? Образовательно-информационные кампании в СМИ если и практикуются, то очень редко, а профилактическая работа в учебных заведениях давно канула в Лету. Надписи о вреде алкоголя на этикетках ни в коей мере не приносят желаемого профилактического эффекта. Действия на местном уровне пока представлены лишь одним пилотным проектом Международной организации труда. К тому же в Украине практически нет специалистов в области алкогольной политики. Поэтому забота по решению проблем, связанных с чрезмерным потреблением спиртного, ложится на плечи профессионалов от медицины — врачей-наркологов. И им многое удается сделать. Так, на сегодняшний день в нашей стране уже более двух лет действует постановление Кабмина, регламентирующее запрет определенных видов деятельности и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Существует приказ Мин-здрава Украины о лечении водителей-алкоголиков. Вместе с новыми формами лечения и реабилитации, активно внедряемыми нынче, они способны принести желаемый эффект. Сегодня по инициативе врачей разработана концепция государственной алкогольной политики.
К сожалению, в Украине еще нет «отправной точки» — органа, который бы координировал действия в алкогольной политике: от экономики до реабилитации. Существенной проблемой является и то, что у нас, как и пятнадцать, и сто, и триста лет назад, предпочитают бороться со злоупотреблениями, а не регулировать потребление алкоголя. А это всегда обходится значительно дороже.
Украина стремится стать полноправным членом европейского сообщества. А задание 17 политики ВОЗ в Европе гласит: «К 2005 году во всех странах должно быть значительно сокращено потребление таких опасных веществ, как алкоголь и табак».