«ЗЕЛЕНЫЙ» БИЗНЕС

7 октября, 1999, 00:00 Распечатать

Еще совсем недавно считалось общепризнанным, что можно либо заботиться об охране окружающей среды, либо стремиться к максимализации прибыли...

Еще совсем недавно считалось общепризнанным, что можно либо заботиться об охране окружающей среды, либо стремиться к максимализации прибыли. От совсем уж драконовского отношения к природе производителей сплошь и рядом удерживали лишь суровые штрафные санкции и продуманная система налогообложения. Однако за последние годы ведущие аналитики пришли к выводу, что инвестиции в природоохранные и природосберегающие технологии постепенно превращаются в самый выгодный способ капиталовложения.

Самый примитивный пример - повышение прибыли за счет более рационального использования природного сырья и энергоносителей. В частности, Novo Nordisk, датская биотехнологическая компания, специализирующаяся на производстве инсулина и лечении диабета, с 1990 по 1995 год увеличила свою прибыль на 10 процентов лишь благодаря тому, что на 48 процентов сократила расходы электроэнергии. При этом акции этой компании в цене возросли значительно сильнее, так как общее представление о деятельности компании специалисты теперь составляют и с учетом экологических показателей. И опять же не только из идейных соображений. Мартин Уиттейкер, ведущий аналитик канадской консалтинговой фирмы, утверждает, что хорошие экологические показатели производственной деятельности любой фирмы указывает на грамотное руководство всей ее деятельностью. А в настоящее время именно этот показатель способен в максимальной степени гарантировать получение высокой и стабильной прибыли. Поэтому фондовые показатели компаний, уделяющих значительное внимание вопросам охраны окружающей среды, во многом превосходят стандартные индексы фондовой активности.

С другой стороны, сами по себе «зеленые» технологии уже сейчас демонстрируют свою экономическую привлекательность. Японская компания Kyocera начала разрабатывать технологии использования солнечной энергии еще в 1975 году. Тогда большинством потребителей это воспринималось лишь в качестве развлекательной экзотики. Зато сейчас поликристаллические кремниевые элементы для солнечных батарей производства этой фирмы широко используются от Перу до Пакистана, от частных домов до космических спутников. Особенно выгодно их применение оказалось на стройплощадках, удаленных от постоянных источников электроснабжения. А фирма тем временем разрабатывает и другие природосберегающие технологии. Принтеры Ecosys на протяжении всей своей долгой и полезной жизни обходятся без замены картриджей и к тому же могут печатать на бумаге, полученной из вторсырья. Цифровые фотокамеры этой фирмы избавляют окружающую среду от химического загрязнения в процессе изготовления и обработки фотопленки. Остальные наработки компания пока еще держит в секрете, однако интерес к ее продукции очень высокий.

Не менее успешной оказалась деятельность еще одного оригинала в мире бизнеса - компании Interface, которой удалось привлечь к себе всеобщее внимание и вдобавок один миллиард долларов чистой прибыли благодаря идее сдавать в лизинг … ковры. Принимая назад от своих клиентов «остатки прежней роскоши», компания подвергает их вторичной переработке, полностью исключая при этом образование отходов.

И все же ключевым моментом в «озеленении» бизнеса специалисты считают тот факт, что даже такие «акулы» бизнеса, как Royal Dutch/Shell Group и BP Amoco связывают свое будущее с освоением новых, возобновимых источников энергии. В частности, размеры инвестиций этих компаний в разработку технологий использования ветра и солнечной энергии растут наиболее быстрыми темпами.

Большую роль в переоценке бизнес-ценностей сыграли страховые компании. Правда, не от высокой сознательности, а исключительно по необходимости. Чтобы понять их логику, достаточно вспомнить тот факт, что 20 процентов всех потерь, в результате которых одна из крупнейших страховых корпораций мира Lloyds оказалась на коленях, были связаны с ущербом, нанесенным окружающей среде. Теперь страховые агенты следят за соблюдением всех природоохранных стандартов своих подопечных компаний с не меньшей бдительностью, чем за состоянием своего собственного счета в банке.

Не меньшую активность в этом отношении проявляют и аудиторские фирмы. В частности, «киты» международного аудита Pricewaterhouse-Coopers и KPMG с недавнего времени начали предлагать своим клиентам консультации по вопросам организации природоохранных мероприятий. Более того, Pricewaterhouse-Coopers совместно с EcoSecurities Ltd. открыла дочернюю компанию по оказанию услуг в целях предотвращения глобального потепления. Основное внимание в данном случае будет сфокусировано на предупреждении увеличения накладных расходов в связи с необходимостью снижения выброса углекислоты и других газов, ответственных за создание парникового эффекта.

Как подчеркивает Николас Паркер, эксперт по вопросам природоохранных технологий, большинство докладов о состоянии окружающей среды написаны языком, непонятным для большинства предпринимателей, так как не содержат анализа коммерческих рисков и возможностей извлечения прибыли. Поэтому наиболее актуальная задача заключается сейчас даже не в том, чтобы акцентировать внимание на необходимости бережного отношения к окружающей среде, а анализировать любые проблемы экологии с точки зрения предпринимательства.

По материалам

International Herald Tribune

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно