Старому двигателю — новую жизнь

18 апреля, 2008, 13:22 Распечатать Выпуск №15, 18 апреля-25 апреля

Не секрет, что загрязнение окружающей среды двигателями внутреннего сгорания (ДВС) — одна из самых больных тем не только автопроизводителей, но и всего мирового сообщества в целом...

Не секрет, что загрязнение окружающей среды двигателями внутреннего сгорания (ДВС) — одна из самых больных тем не только автопроизводителей, но и всего мирового сообщества в целом. Однако если, к примеру, в Европе с этим бедствием борются уже давно и упорно путем принятия соответствующих законов и жесткого контроля за их выполнением, то мы проигрываем эту битву.

В мировой практике в первую очередь принимаются законы, жестко регламентирующие количество вредных выбросов, обязывающие конструкторов ДВС совершенствовать свои разработки. Лидерами среди экологически чистых машин являются гибридные модели не только с электромотором, но и совмещенные — газобензиновые. Что касается уже работающих машин, то проблема загрязнения окружающей среды токсичными выбросами все более обостряется. Причем особенно актуальна она для таких стран, как Украина. Это связано с тем, что более 80% машинного парка изношено. Ввозимые авто тоже не отличаются новизной, пополняется парк машин с классическим ДВС или дизелями. По мере износа двигателя эти машины в ближайшее время станут причиной еще большего загрязнения.

Можно ли дать вторую жизнь мотору, а значит, продлить жизнь машины и, по возможности, не навредить здоровью людей? Наверное, именно такая проблема стояла десять лет назад перед доцентом кафедры теплоэнергетики Криворожского технического университета, кандидатом технических наук Виктором Суртаевым.

«Нетрадиционность подхода заключается в том, что делается попытка заставить двигатель внутреннего сгорания классической конструкции работать как очистное сооружение и при этом не вмешиваться ни в один агрегат автомобиля и не изменять традиционное топливо», — говорит Виктор Суртаев.

Статья профессора Базаро­ва «Привод двигателя ДВС» (1937 г.), в которой описывалось приме­нение впрыскивания воды в виде пара, натолкнула Виктора Михайловича на мысль о применении подобной технологии и в своем агрегате. Что же представляет собой активизатор горения — нейтрализатор выхлопных газов, как называет его сам изобретатель? Прибор состоит из трех основных частей — барботера с адсорбирующей мембраной для очистки картерных газов, емкости для жидкости нейтрализатора или воды питьевого качества с насосом и блока автоматического управления подачи жидкости-нейтрализатора в барботер. Добавим, что все детали дешевы и легки в изготовлении. Что же дает применение нейтрализатора? В первую очередь, это улучшение процессов сжигания топливной смеси в системах с классической (контактной) системой зажигания. Для чего целесообразно установить электронную систему зажигания с октан-корректором, панель управления от которого необходимо разместить в салоне машины.

Каковы результаты применения некаталитического высокотемпературного нейтрализатора? Вот пример проверки, проведенной отделом аналитического контроля Криворожской региональной экологической инспекции Минэкоресурсов Украины и при участии начальника ГАИ Криворожского горуправления МВД от 23 января 2003 г.

На испытания был представлен автомобиль «Опель Омега А» 1988 г. выпуска с рабочим объемом двигателя 1,8 л, оборудованный нейтрализатором выхлопных газов. Машина была заправлена бензином марки АИ-92 вместо 98РОН (супер) по инструкции автомобиля.

Выводы комиссии таковы: при включении нейтрализатора количество СО уменьшилось на 50%, СН на — 40%. Фактически, двигатель «Омеги», будучи по первичным показателям Евро-1, после применения нейтрализатора стал выдавать Евро-3! Нужно заметить, что это испытания 2003-го, а сам агрегат был впервые поставлен на машину более десяти лет назад.

Первым автомобилем, на котором Виктор Суртаев применил свой агрегат, был «Москвич-2140». «На этом стареньком «Москвиче» как-то ехали в Крым, — рассказывает Виктор Михайлович. — И вот, плетемся потихоньку, дорога горная, не разгонишься. Впереди пост ГАИ. Ну, кого им останавливать? Конечно, меня, мол, машина старая, дымит — а вы знаете, на въезде в Крым стоят такие себе экологи в форме. Гаишники, может, в надежде поживиться, делают замеры на СО и пр. Замер показал: выхлоп двигателя по загрязнению ниже, чем для нового «Москвича». Видели бы вы их лица…» — закончил свой рассказ изобретатель.

Естественно, прежде чем подать патентную заявку на изобретение, Виктор Суртаев опробовал свой агрегат в разных условиях и на разных типах машин. За эти годы катализатор прокатывался на «ВАЗ», и «ЗАЗ». В машины заливался бензин различных марок. К субъективным оценкам этих испытаний можно отнести следующее: возрастала приемистость двигателя, увеличивался крутящий момент, при визуальном осмотре отмечалось снижение загрязнения деталей клапанного механизма, цилиндропоршневой группы и карбюратора. В дальнейшем, по результатам проводимых замеров, выброс бенз/а/пирена и сажи уменьшался на 90%! Таким образом, по своим экологическим показателям старый двигатель приобретал новую жизнь.

Применение этой технологии дает многое. Рыночная стоимость агрегата составляет около 50 у.е. Устройство можно устанавливать на грузовики и автобусы. Оно не требует переделки основных узлов и агрегатов двигателя. По словам Виктора Михайловича, при использовании агрегата в масштабах Кривого Рога токсические выбросы от работы авто уменьшились бы на 50%!

Казалось бы, вот и решение проблемы, но... Все обращения Виктора Суртаева в государственные органы на сегодняшний день не дали результатов, а предполагаемые в свое время производственные испытания совместно с «АвтоЗАЗ-Дэу» зависли из-за, как говорили на заводе, нехватки средств. То есть пока нет никакой практической заинтересованности в изобретении ни у государства, ни у производителей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно