ОБЕСТОЧЕННАЯ НАУКА

3 августа, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №29, 3 августа-10 августа

Начинается процесс формирования Государственного бюджета на следующий год. Прежде всего следует ...

Начинается процесс формирования Государственного бюджета на следующий год. Прежде всего следует отметить, что принцип распределения средств на финансирование научных исследований в бюджете предыдущих лет и объемы фактического финансирования не отвечают задачам научно-технического развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Украины, месту и роли его в выходе из кризисного состояния всей экономики государства, в решении экономических, социальных и экологических проблем.

 

Если до 1996 года только Минэнерго (до присоединения Госкоматома) имело в своем распоряжении для решения научных проблем области 23 млн. грн. (что эквивалентно 12 млн. долларов США), то в текущем году общие расходы на науку по Минтопэнерго, куда входят ядерная и электроэнергетика, угольная промышленность и нефтегазовый комплекс, запланированы в размере 8,085 млн. грн. (что эквивалентно 1,47 млн. долларов США).

На сегодня полностью утрачены темпы научных исследований, которые установились в 1991—95 годах. Не финансируются начатые разработки, не внедряются в производство созданные образцы новых технологий и новейшей техники, углубляется процесс деградации научных организаций, до сих пор сохранявших ведущие позиции в фундаментальной и прикладной энергетической науке, технике, проектировании. Без научного сопровождения и внедрения современных технологий катастрофически снизился технический уровень эксплуатации оборудования, которое давно исчерпало расчетный ресурс и требует современного научно обоснованного подхода к продолжению его эксплуатации. Низкий уровень технико-экономических показателей оснащения, высокие внутриотраслевые энергорасходы на производство и транспорт электрической и тепловой энергии приводят к таким потерям топливно-энергетических ресурсов, которые никоим образом не оправдывают экономии государственных средств за счет ликвидации государственной поддержки отраслевой науки. Кроме того, ТЭК полностью лишен возможности опираться на науку в решении вопросов реструктуризации, реорганизации, создания энергорынка, усовершенствования системы управления, внедрения новых форм собственности и т. д.

Если сложившаяся ситуация не изменится в следующем году, то это будет равнозначно невыполнению всех главных перспективных программ Украины. Общий запрос на бюджетное финансирование науки по Минтопэнерго на 2002 год составляет 83 млн. 400 тыс. грн. Поданные предложения учитывают требования подписанных Украиной международных соглашений и государственных программных документов.

Тем не менее на сегодня доведенные Минтопэнерго предельные нормы расходов Госбюджета Украины на 2002 г. из раздела «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» составляют 7675,0 тыс. грн., что в 10,9 раза меньше бюджетного запроса Минтопэнерго и ниже уровня текущего года (см. табл.).

Непонятно, какими документами и приоритетами руководствовались авторы проекта Госбюджета-2002, обрекая отраслевую науку топливно-энергетического комплекса на медленное умирание от безденежья? И почему в бюджетном распределении средств на науку 2001 года Минтопэнерго занимает девятое место (8085,0 тыс. грн.) — на уровне Госуправления делами (10668,4 тыс. грн.) и Минюста (5005,2 тыс. грн.). Нельзя постичь причин столь жесткой дискриминации Минтопэнерго, которое формирует около четверти отечественного ВВП и при этом не в состоянии содержать свою отраслевую науку и решать вопросы своего развития.

На наш взгляд, в планировании затрат на науку при формировании бюджета на 2002 год необходимо заложить квотирование средств между главными распорядителями. Если говорить о базовых отраслях, одной из которых и является топливно-энергетический комплекс, то при определении квоты надлежит учесть такие факторы: доля отрасли в ВВП страны; доля ТЭК в поступлениях средств в бюджет; глобальное влияние отрасли на все сферы деятельности общества и условия жизни каждого человека.

Принцип квотирования не нов и не сложен в применении. Эта система общепризнана в мировой практике. Задачей министерства должно быть рациональное использование выделенных средств, решение самых актуальных общеотраслевых, межотраслевых и государственных проблем, направленных на перспективу энергообеспечения государства, создание условий его энергетической и экономической независимости.

В основу проекта плана научных и научно-технических работ положены приоритетные направления и задачи, которые содержатся в Национальной энергетической программе Украины на период до 2010 года.

Выделение на отраслевую науку достаточных средств будет содействовать лишь началу возрождения инновационной модели развития базовых отраслей топливно-энергетического комплекса и восстановлению надлежащего статуса отраслевых научных организаций, как это провозглашено в программных документах государственного уровня с учетом стратегического значения энергетики в возрождении и развитии всех отраслей экономики, обеспечении энергетической и экономической независимости Украины. Лишенная надлежащего финансирования, наука топливно-энергетического комплекса просто погибнет, а затем и сам ТЭК будет обречен на быструю деградацию.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно