Зубр журналистики — для акул пера

1 июля, 2005, 00:00 Распечатать

«Если вы не умеете писать, здесь вас никто этому не научит, — обычно говорят преподаватели профильных дисциплин студентам-первокурсникам факультетов журналистики...

«Если вы не умеете писать, здесь вас никто этому не научит, — обычно говорят преподаватели профильных дисциплин студентам-первокурсникам факультетов журналистики. — Но пять лет будут учить, как это нужно делать».

«Зеленых» первокурсников это парадоксальное заявление зачастую шокирует: а для чего же они на этот факультет поступали, если не научиться писать? Профессура же небезосновательно считает, что настоящим журналистом человека делает искра Божья, а теоретические знания только помогают ей ярче разгореться.

Но журналистика — это чаще всего не столько творчество, сколько ремесло. И, как в каждом ремесле, в ней существуют правила и требования, которых необходимо придерживаться, чтобы выдать профессиональный продукт. Делать это и учат на факультетах журналистики. Особенно, если они располагают хорошими преподавателями и учебниками.

О том, какой преподаватель Владимир Здоровега, профессор Львовского национального университета имени Ивана Франко, свидетельствуют не столько его многочисленные награды, звания, почтенный возраст и огромный опыт преподавательской работы, сколько отношение к нему украинских журналистов: и тех, кто имел счастье быть его студентом, и всех остальных тоже. Поскольку все остальные тоже учились у него. Вернее — по его учебникам. Поэтому и сейчас в любой журналистской среде в Украине отношение к Владимиру Иосифовичу более чем почтительное. Оно особое. Потому что объединяет непроходящее уважение студентов к ученому и преподавателю и искреннее восхищение им как коллегой. То есть — его журналистским пером, которое до сегодняшнего дня не погрязло в сухой теории, а осталось острым и современным — что называется, на острие проблем, на пульсе жизни. Его публикации, касающиеся разнообразных сторон нынешнего бытия и обязательно — отношения к ним журналистики, непременно вызывают интерес и в журналистских кругах и среди широкого круга читателей.

Такие же — на удивление актуальные и вместе с тем глубокие и научно взвешенные — его книги. Учебник «Теорія і методика журналістської творчості» (Львів: «ПАІС», 2004) — очередное подтверждение этого тезиса. Ведь созданный по форме как учебное пособие по сути он является объемным и глубоким научным анализом современной отечественной журналистики. Во всяком случае, ни в одном другом научном исследовании мне не встречался такой широкий диапазон примеров, сопоставлений, сравнений. Причем анализируются как столичные масс-медиа, так и провинциальные, то есть львовские (если, конечно, львовские средства массовой информации можно назвать провинциальными — ведь там работают лучшие выпускники факультета журналистики ЛНУ, стремящиеся не отрываться от города своей студенческой юности, они по профессиональному уровню не только не уступают, но очень часто составляют достойную конкуренцию столичным медиа). Да, собственно, и те, и другие распространяются по всей стране, поэтому с полным правом могут называться общенациональными. Но, конечно же, они отличаются местной спецификой и колоритом.

Анализ современных печатных изданий, теле- и радиопередач становится густым и плотным фоном, тем срезом для глубоких наблюдений и исследований профессора Здоровеги, из которого и рождаются научные обобщения, выводы, прослеживается развитие тенденций и наличие перспектив на различных направлениях украинской журналистики. Автор изучает явление, чрезвычайно чувствительное ко времени, к национальному характеру, темпераменту, общественным температурам — природу литературного труда в средствах массовой информации. В.Здоровега старается уловить, зафиксировать и, простите за натурализм, препарировать такую сложную для определения (потому что она нематериальная, невидимая, не ощутима через прикосновение, и все же — существует) вещь, как журналистское мастерство, — важнейшую составляющую профессионализма работников СМИ.

Более того: как настоящий теоретик журналистики и одновременно специалист-практик, он пробует, и небезуспешно, вложить эту сложную субстанцию в прокрустово ложе научных дефиниций и журналистского ремесла. То есть определяет основные этапы подготовки к созданию продукта журналистского труда: написание материала для газеты или журнала, подготовки радио- или телепередачи. В исследовании нашлось место для освещения главных потоков и методики сбора информации. Не только начинающий журналист, но и опытный профессионал отыщет в пособии практические советы, как аргументировать и отстаивать свою позицию, как вести полемику в средствах массовой информации. Это особенно необходимо сейчас, когда украинская журналистика начинает учиться жить в условиях пусть пока относительной, но все же — свободы; и существует угроза, как всегда, у одних — со всех сторон «надкусить» эту свободу, у других — злоупотребить ею.

«Теория и методика журналистского творчества» Здоровеги — едва ли не первый в постсоветских странах учебник, цель которого — проанализировать труд в СМИ с точки зрения требований демократического общества и демократической журналистики. Свобода слова — краеугольный камень журналистского творчества в таком обществе, с которого начинается фундамент гражданских свобод и прав человека. Но эта свобода — обоюдоострое оружие. И потому она предусматривает как готовность общества жить цивилизованно, то есть по законам, так и высокую правовую и социальную ответственность журналистов, владеющих этим оружием. Отсюда и возникает стремление журналистского зубра Здоровеги предостеречь своих значительно менее опытных коллег от неоправданной эйфории, вседозволенности, злоупотребления мощью своего оружия — слова, нередко одурманивающего молодые головы, и научить их, что сила слова исключительно в его доказательности и убедительности. Ведь только честное исполнение функции объективного информатора общества превращает журналистику в самостоятельный общественный институт, слугу общества, а не прислугу власти.

У этого издания есть еще несколько особых характеристик, отличающих его от других подобных учебных пособий. Привлекают внимание исследования, до сих пор почти не встречающиеся в научной литературе, несмотря на их актуальность и значимость для информационной сферы. В частности — феномен интересного в журналистике. Казалось бы, кому не понятно, что газета, журнал, передача будут популярны лишь тогда, когда будут интересны?! И, несмотря на это, в теории журналистики практически нет анализа и характеристики этого явления: что такое интересно и как его достичь? Львовский ученый пытается хотя бы частично восполнить этот пробел. «Серед складових компонентів журналістської майстерності феномен цікавого є своєрідним інтегруючим началом, — пишет автор. — Він не наявний поряд з актуальністю, оперативністю, сміливістю, доступністю та яскравістю викладу інформації, а вбирає в себе й одне, і друге, і третє. В умовах інформаційного буму, колосального збільшення як інформації, так і шуму, проблема цікавості набуває стратегічного значення. Щоб цікаво писати, розповідати, показувати, журналістові самому повинно бути цікавим відтворюване ним життя, і сам він повинен бути особистістю».

В.Здоровега подробно изучает это явление в целом и его проявления в частности: сенсационность, авторскую индивидуальность, профессиональное мастерство и т.п. Так же добросовестно изучает ученый другие факторы, вызывающие интерес у потребителей информации. Например, факт и его природа в журналистике, отображение объективной реальности и прочее. Не стремясь как можно шире раскрыть все направления научного интереса автора «Теорії...», скажем одно: это издание вбирает в себя и исследует как в целом присущие журналистике характерные признаки, так и особенности, проявившиеся именно в современный период развития отечественного информационного пространства. Этот факт можно воспринимать по-разному. С одной стороны, как слабость книги: время — даже с момента выхода пособия в свет — уже изменилось, и некоторые примеры уже сегодня могут показаться устаревшими, неактуальными. С другой стороны, это передает сложность и противоречивость не только эпохи, но и природы творчества журналиста: она не может быть постоянной, одинаковой в течение всех времен — наоборот, она чрезвычайно зависит от всего, что происходит в обществе и человеке. Она, собственно, и является отражением, зеркальным отображением всех этих процессов — как общественных, так и глубоко индивидуальных. И это зеркало должно быть всегда правдивым.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно